Умение различать голос Бога, действуя совместно с Ним

Но есть и второй способ, каким Бог передает нам Свои замыслы. Он предполагает куда более активную роль со стороны слушателя и хорошо знаком духовно зрелым христианам: мы узнаем, чего ждет от нас Бог, погружаясь в совместную с Ним деятельность. Мы настолько хорошо понимаем, что Он делает, что зачастую точно знаем Его помыслы и намерения.

Я предполагаю, что апостол Павел имел в виду именно это — хотя и не только это, — говоря, что мы обладаем умом Христовым: «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Коринфянам 2:15-16).

Любопытная мысль, связанная с этим способом общения Бога с человеком, содержится в Псалме 31. Псалмопевец говорит: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (стих 8).

Люди нередко руководят друг другом с помощью взглядов. Во-первых, мало кто из жен, мужей и детей не испытывал на себе выразительный взор супруга или родителя. Материнский и отцовский взгляд за один миг может сообщить ребенку больше, чем долгие часы наставлений.

Но есть и другой, еще более важный способ руководить посредством взгляда. Когда люди делают что-то вместе, рука об руку, один понимает намерения и мысли другого просто потому, что знает, о чем тот думает. Человек сможет успешно трудиться вместе со мной, когда поймет, что я делаю, и мне не нужно объяснять ему каждую свою мысль и каждое действие. Идеальный Работник — вовсе не тот, кто услужливо застывает на месте в ожидании указаний. Все облегченно вздыхают, когда новый сотрудник наконец осваивается на месте и уже не надо подсказывать ему на каждом шагу.

Это верно не только для совместной работы, но и для дружбы. В книге «Преображающая дружба» («The Transforming Friendship») Лесли Уэзерхед (Leslie Weatherhead) описывает тот уровень взаимопонимания, при котором не нужны слова:

Если заболела мать моего друга, живущая в другом городе, и он рвется поскорее навестить ее, что будет истинным проявлением дружбы: если я дам ему свой мотоцикл в ответ на его просьбу, или, не дожидаясь никаких просьб сам оставлю мотоцикл под его дверью, едва услышав о его беде? В первом случае имеет место просьба, выраженная в словах. Во втором же сам факт нашей дружбы вызывает во мне горячее желание помочь. Первый случай иллюстрирует дружбу «на уровне зримого», второй — союз двух личностей на более глубоком, незримом уровне9.

Нередко наше острое желание узнать волю Бога в каждой конкретной ситуации свидетельствует о том, как мало мы действуем вместе с Ним.

Однажды в субботу Иисус встретил в синагоге человека с высохшей рукой. Иисус предложил ему встать в центре и спросил собравшихся, следует ли делать в субботу добро (исцелить человека) или зло (оставить его в беде). Реакция этих людей красноречивей всяких слов говорила об их замешательстве. Они не знали! Растерявшись, «они молчали» (см. Марка 3:1-5).

Однако когда исцеление совершилось, эти люди сочли себя вправе строить планы, как им погубить Иисуса. Чего еще ждать от сердца, которое не знает, следует ли избавлять человека от недуга? Иисус же точно знал, какой выбор угоден Богу, потому что Он вообще знал, чего хочет Бог. В другой раз, когда Иисусу грозили смертью за то, что Он делает такие дела (лечит людей) в субботу, Он спокойно ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоанна 5:17).

Наш союз с Богом — Его пребывание с нами, в котором растворяется наше одиночество и в полной мере воплощается смысл и цель человеческого бытия, — состоит преимущественно в общении с Ним, когда каждый из нас последовательно проявляет себя как Его друг и сподвижник в делах Небесного Царства.

Я хочу подчеркнуть, что в таких отношениях с Богом остается место и для слепой веры в Его присутствие, и для ощущения Его близости, и для проявлений Его вмешательства. Но ни одно, ни другое, ни третье не заменит разумного и сознательного общения с Ним посредством слова и общих дел.

Когда Божье пребывание с нами проявляется во всех своих формах — только тогда верующие действительно становятся «царством священников» (Исход 19:6). Только тогда прямое общение с Богом становится внятной и постижимой реальностью, а не метаниями в духовных потемках.

Бог руководит нами по-разному — и непосредственно вмешиваясь в нашу жизнь, и мудро поддерживая порядок мироустройства в целом. Но прямое общение с нами в слове и в делах — самая важная часть Его водительства. Ведь каждый из нас должен быть храмом, в котором живет Бог; храмом, где царит понимание Бога и отклик на все Его замыслы; храмом, который не будет пустовать, если мы с готовностью и радостью отождествим себя с Иисусом Христом.

Вот почему Христос в нас — «упование славы» (Колоссянам 1:27). Апостол Павел запечатлел этот парадокс в знаменитом высказывании: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галатам 2:19-20).

Такое толкование этой и подобных фраз Священного Писания отнюдь не ново. И это вовсе не мое личное озарение, а напротив, главная идея христианства — хотя, разумеется, понимание ее постоянно обновляется. Вы можете сравнить то, что только что прочли, с главой «Несколько способов божественного присутствия» из книги Джереми Тейлора (Jeremy Taylor) «Правила и практика жизни в святости» («The Rule and Exercise of Holy Living»)10, и тогда вам станет ясно, что сказанное мною прекрасно согласуется с учением прежних веков.

 

Заблуждения

В заключение этой главы нам для большей ясности было бы полезно рассмотреть три широко распространенные, но явно ошибочные точки зрения на то, как Бог общается с людьми и руководит ими. Приверженность любому из этих взглядов может нанести серьезный ущерб нашим попыткам услышать Бога и узнать Его замыслы.

Ежеминутные указания. Согласно первой точке зрения, Бог либо на каждом шагу указывает, что нам делать, либо по меньшей мере готов дать совет в любую минуту — стоит лишь попросить Его об этом.

Я полагаю, что такой взгляд не находит подтверждения ни в Библии, ни в опыте христианства. Например, из жизни апостолов Петра и Павла вовсе не следует, что они непрерывно получали указания от Бога.

Единение Христа с Отцом — самый прочный союз, какой можно себе представить (если, конечно, мы вообще способны вообразить его). Однако у нас нет оснований считать, что на Иисуса непрерывным потоком лились откровения о том, что и как Ему следует делать. Величие этого союза заключается в том, что Иисус всегда был послушен Отцу — но не потому, что каждый миг слышал: «Делай то» или «Делай это», а потому, что обладал совершенной волей и полностью понимал, что значит жить перед лицом Бога.

И тут мы снова подходим к мысли, что Бог обращается к духовно зрелым христианам. Я не хочу сказать, что Его слово не могут услышать люди, которые только что открыли свое сердце Христу, или впервые пришли в церковь, или начали осознавать, что такое жизнь с Богом. Конечно же, Бог находит нас там, где мы есть. Но Он говорит с нами посредством Своего Духа и Христа, живущего в нас, вовсе не затем, чтобы ежесекундно отдавать нам распоряжения. Если непрерывно поливать семя, брошенное в землю, растение погибнет; если бесконечно указывать ребенку, что и как ему надо делать, он не станет нормальным, полноценным человеком.

В этом смысле очень полезно прочесть следующее замечание Э. Стенли Джонса:

Я верю в чудеса — но чудес не должно быть слишком много, иначе вера наша ослабеет, и мы будем уповать лишь на чудеса, а не на естественный закон. Пусть чудес будет ровно столько, чтобы мы не усомнились в Его присутствии, но пусть их не будет чересчур много, чтобы мы не полагались на них, в то время как следует полагаться на собственные силы и на процессы, сотворенные Им для нашей пользы.

Искупительное сообщество состоит не из бездушных роботов, но из духовно зрелых людей, которые умеют жить в мире друг с другом и с Богом. Вот почему я считаю, что теория «ежеминутных указаний» от Бога — заблуждение, вредящее нашим отношениям с Ним. Опыт людей, которые пытаются жить согласно этой модели (или по крайней мере говорят, что пытаются), показывает, что она ведет в тупик, а наиболее упорные попытки заканчиваются трагедией.

Разумеется, вопрос не в том, может ли Бог ежеминутно давать нам указания. Естественно, может! Он мог бы дать нам хоть тысячу, хоть десять тысяч наставлений в секунду, если бы это соответствовало Его замыслу о создании вселенской Божьей семьи. Но ведь не соответствует! Желая прославить Бога за те великие дела, которые Он может совершать, мы нередко попадаем в ловушку — перестаем замечать то, что Он делает на самом деле.

Все это следует держать в уме, когда мы составляем образовательные программы, проводим евангелизационные собрания, снаряжаем миссионерские экспедиции или делаем любые другие церковные дела. В служении Богу, в представлениях о том, как должно осуществляться служение и каким необходимо быть служителю, мы обязаны помнить, что наша цель — воспитать не марионеток, которые поют, хлопают в ладоши и молятся, когда их дергают за ниточки, а сынов и дочерей Божьих для жизни в этом мире во славу Его. Ради достижения этой цели мы и отдаем все свои силы и умения.

«Ответ на любой вопрос — в Библии!» Это второе заблуждение, которое, как я считаю, наносит серьезный вред нашим отношениям с Богом. Порой люди, желая прославить Библию, в своем рвении отходят далеко от истины.

Библия дает нам множество четких указаний. Нам не нужно долго искать Божьей воли, чтобы узнать, можно ли поклоняться идолам, брать чужое, прелюбодействовать или обижать родителей. Но в жизни есть немало вещей, о которых речь в Библии попросту не идет!

Библия не скажет нам, какой гимн петь в церкви в следующее воскресенье или какой стих выбрать для завтрашней проповеди. Похоже, однако, что ни в каких вопросах люди не испрашивают Божьей воли так часто, как в этих!

Более того: Библия не подскажет, как поступать в большинстве житейских ситуаций. Предположим, вы хотите знать, как вам воспитывать детей. Писание даст вам очень важные и ценные советы, но все равно вы не узнаете всего, что вам нужно. Семья, работа, общество — все это предполагает множество моментов, о которых в Библии нет ни слова.

Библия дает нам принципы — и я с радостью подчеркиваю, что, когда дело касается принципиальных вещей, она говорит нам все, что должно и может быть сказано. Однако принципы необходимо применять на практике. Тут-то и начинаются проблемы: мы пытаемся обосновать с их помощью чуть ли не все на свете. Стоит ли говорить, что при этом невозможно избежать чересчур вольных толкований!

Благоговение перед Библией не должно ослеплять нас; мы все равно нуждаемся в водительстве и наставлениях свыше — в пределах библейских принципов, но за пределами текста Писания. Один знаменитый пастор сказал как-то по телевидению: «Если бы все мы воспринимали Библию как Слово Божье, все раздоры между христианами давно бы прекратились» На самом же деле мало кто расходится во мнениях так часто и так непримиримо, как христиане, верующие в Священное Писание!

При этом каждая сторона утверждает, что именно ее точка зрения основана на Библии. Почитание Библии не освобождает нас от обязанности учиться слушать Бога и познавать пути, какими Он обращается к человечеству.

Тщетное упование на то, что Библия способна ответить на любой вопрос и в любой ситуации, приводит к тому, что кое-кто начинает играть в уже упомянутую нами «библейскую рулетку». Человек открывает Библию на первой попавшейся странице, тычет пальцем наугад и читает выпавший ему стих в надежде найти в нем совет.

Несмотря на то что так поступали и некоторые великие христиане, сама Библия ничего подобного не рекомендует! С тем же успехом можно открыть наудачу толковый словарь, «Британскую энциклопедию» или утреннюю газету, а то и вовсе ждать, пока на раскрытую Библию сядет муха.

Другой церковный деятель предложил «принципиально новый» подход, со всей серьезностью заявив, что для получения Божьих наставлений следует искать в Библии собственный год рождения. Если вы не родились в начале XX века (причем чем раньше, тем лучше!), этот способ вряд ли принесет вам пользу, поскольку в главах Библии редко бывает больше тридцати стихов. Я, например, родился в 1935 году, так что решил заглянуть за советом в Бытие 19:35. Если вам любопытно, можете посмотреть, о чем говорит этот стих... Я содрогнулся, представив, какие «наставления» можно получить, следуя такому методу!

Да, Бог велик; да, порой Он самыми немыслимыми способами отвечает тем, кто искренне ищет Его. В своем милосердии и долготерпении Он не пренебрегает и нашими суевериями. Но это не значит, что Он предлагает нам суеверие в качестве духовной практики!

В Деяниях 1:26 мы читаем, как иудеи бросали жребий — так в наши дни бросают монетку или вытягивают спичку, — чтобы узнать, кому предстоит занять место двенадцатого апостола вместо Иуды. Этот метод нередко применялся в библейские времена; но книга Притчей Соломоновых 16:33 говорит: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа». Вряд ли даже самые консервативные из современных церквей стали бы метать игральные кости или подбрасывать в воздух монетку, чтобы определить политику церкви или решить какой-то вопрос в жизни того или иного верующего. И это правда — хотя все согласятся, что Бог мог бы повернуть монетку или кость так, как Ему угодно.

Так что в этом смысле мы добились определенного прогресса. И все же сплошь и рядом кто-то наугад открывает Библию и, читая первый попавшийся стих, пытается решить, следует ли пускаться в то или иное предприятие или вступать в брак с тем или иным человеком. Многие искренние христиане поступают так в надежде услышать Бога — столь сильно их беспокойство, столь велика их потребность в Нем, — хотя потом скрывают свой поступок или, если скрыть не удается, посмеиваются над собой. Но это еще ничего; гораздо хуже, если человек все-таки верит в такое «водительство» и поступает согласно полученным «советам» — во зло себе самому и своим ближним. В «библейской рулетке» не бывает победителей — только проигравшие. Насколько же расходятся их действия с простыми и ясными словами Иисуса: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Иоанна 10:27)!

«Будь что будет». Это третье заблуждение — самое распространенное и, наверное, самое притягательное, поскольку якобы ведет к душевному покою и освобождает от внутренней борьбы. На самом же деле оно вообще исключает сознательное общение между Богом и Его детьми.

Эта точка зрения дает себя знать даже в самых любимых наших гимнах. Может показаться, что мы впускаем Бога в сердце, просим Его указать нам путь. Но тогда, получается, мы должны воспринимать все происходящее как водительство Божье?

Вы хотите узнать, чего ждет от вас Бог, а вам говорят, что на все Божья воля. Какой прок от этих слов? Означают ли они, что Божьей воле соответствует все, что бы мы ни делали? Мне бы очень хотелось надеяться, что нет. Ведь будущее в какой-то степени зависит и от каждого из нас.

Если бы такую точку зрения исповедовал Моисей, израильтян бы вообще не было — их место заняли бы какие-нибудь «моисеиты». Ведь когда Моисей на горе Синайской получал Божьи заповеди, в то время как внизу люди поклонялись золотому тельцу, Бог сказал ему: «Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исход 32:10). Но Моисей не согласился принять это как должное — он умолил Бога изменить решение, напомнив Ему об обетовании, данном Аврааму. «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исход 32:14).

Многое из того, что случается с людьми, происходит не по воле Божьей, хотя Бог и не пытается остановить события. Например, «Господь... долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9). Однако же нет числа тем, кто не приходит к покаянию и погибает!

Мир Божий — сцена, на которой каждый из нас играет важную роль. Вопрос не только в том, чего хочет от нас Бог, но и в том, чего хотим мы сами. Говоря «Будь что будет!», принимая все как должное, мы не получаем Божественного водительства. Если что-то произошло, это вовсе не значит, что сбылась воля Божья.

В большинстве случаев Божья воля состоит в том, что мы сами должны определять свое будущее. Как узнать, что представляет собой ребенок? Посмотреть, что он делает, когда никто не указывает, что ему делать! То же можно сказать о нас и нашем Небесном Отце.

Трем перечисленным заблуждениям противостоит совсем иной взгляд на то, как распознать Божий голос. Согласно этому взгляду, Бог в непосредственном общении сообщает Свою волю каждому истинно верующему человеку, чья жизнь посвящена Царству Божьему. Как именно Он это делает, мы рассмотрим в следующих главах.

 

Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»...

И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают (Исаия 58:9, 11)

 

Но многие все же не уверены в том, что в нашем мире такое возможно. Нуждается ли в этом человечество и материальная Вселенная вообще? Более того, допускает ли? Об этом мы и поговорим в следующей главе.

 

Вопросы для размышления

1. Знаете ли вы людей, которые настолько близки к Богу, что им неведомо одиночество? Как вы смотрите на возможность таких отношений с Богом в вашей жизни? А в жизни современного мира в целом?

2. Как вы полагаете, идеально ли соответствуют этим отношениям четыре способа нашего общения с Богом и Его общения с нами? Что вы добавили бы к этим способам? Что исключили бы?

3. Насколько, по-вашему, важна для христианина слепая вера? Обсудите или обдумайте моменты непосредственного Божьего вмешательства в вашу жизнь. Что вы можете сказать об этом исходя из собственного опыта?

4. Сможете ли вы рассказать своими словами о двух способах руководства (механическом и личностном) и о двух аспектах личностного руководства?

5. Согласны ли вы с критикой трех распространенных точек зрения на общение Бога с человеком? Считаете ли вы их ошибочными? Если нет, то почему?

 

Глава 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: