Общее представление о Боге

Мы не способны увидеть удивительный новый мир, потому что не обращаем внимания на то, как работает наш разум. Примеры вмешательства свыше — будь то Божье водительство, Его речь, обращенная к нам, или деяния во спасение — не избавляют нас от сомнений и тревог. Более того, такие примеры лишь забавляют нас или приводят в замешательство. Да, порой они побуждают нас стремиться к постижению Бога; но сами по себе они не дают нам ни веры, ни понимания.

Прежде чем мы сумеем оценить, что происходит, когда Бог вмешивается в нашу жизнь, нам необходимо обрести общее представление о Боге. Мы должны верно представлять себе, что такое Бог и каковы Его пути. Вот почему Авраам сказал богачу: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их».

Роль Священного Писания состоит в том, чтобы дать правильное представление о Боге и вдохнуть в нас веру в Него. Историй о том, как Бог изменил чью-то жизнь, явно недостаточно для воспитания истинной веры. Порой даже верное слово Божье, сказанное человеку, может быть неправильно понято и истолковано. По собственному опыту знаю, что слово, обращенное ко мне, часто исходит из моих же уст. Поскольку это повторялось много раз, я научился замечать, что слово просто срывается с языка словно бы ни с того ни с сего, и в этот момент я далеко не всегда понимаю его значимость. И такое бывает со многими людьми.

Именно это произошло с апостолом Петром в тот миг, когда он изрек великие слова: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Матфея 16:16). Давайте проследим, что за этим последовало. Иисус сразу же подтвердил, что это откровение дал Петру Отец, Сущий на небесах. Далее Он поведал ученикам, что Ему предстоит страдание, мучительная смерть и Воскресение. Из реакции Петра на эти слова явно следует, что он сам не понял, что сказал. Да, по воле Божьей Петр узнал в Иисусе Христа; но при этом так и не понял, Кто Такой Христос, и по-прежнему подходил к нему с человеческими мерками. Вот почему Иисусу пришлось сказать Петру: «Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Из-за ограниченности своих представлений о Боге Петр сыграл в этой ситуации роль искусителя.

Бог самыми разными путями стремится передать нам знание о Себе. И, если мы сами ищем это знание, Он непременно осветит нас внутренним светом:

Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге (Притчи 2:3-5).

Это следует непременно иметь в виду, переходя к самым главным вопросам: «Каков мир, в котором мы живем?» и «Как Бог общается с нами в рамках этого мира?». Очевидно, что здесь мы вступаем в интеллектуально и духовно «опасную зону», где уже пострадала вера многих людей. Нам предстоит разрешить ряд сложных проблем, которые волнуют как христиан, так и неверующих, и касаются идеи общения человека с Богом как таковой. В помощь нам дана Библия, и все же большую часть работы нам придется проделать самостоятельно.

Если вам такие проблемы неведомы, возблагодарите за это Бога и сразу переходите к пятой главе, в которой речь пойдет о конкретных способах общения Бога с человеком. Если же вы не уверены, что Бог может или хочет говорить с вами, значит, эта глава написана специально для вас. Помолитесь и наденьте «бронежилет и каску» — нам предстоит путь, полный опасностей.

 

Четыре «не»

Если попросить читателей честно сказать, что они думают по поводу трех предыдущих глав, многие ответят, что 1) Бог не хочет являть Себя простому, заурядному человеку и обращаться к нему 2) Бог не обращается к ним лично, 3) Бог вообще не может общаться с людьми. Однако найдутся и те, кто считает, что Божественное присутствие и слово сберегается для неких высших целей, и потому 4) Бог не должен беседовать с человеком. Я хотел бы последовательно ответить на каждое из этих четырех «не».

 

Истина первая: Бог хочет говорить с нами!

Думая о том, пожелает ли Бог вступить в разговор с обыкновенным человеком, мы должны иметь в виду, что Бог совсем не похож на наше представление о важных сановниках и прочих земных знаменитостях. Прославленные, богатые и великие в силу своей человеческой природы чрезвычайно ограничены в возможностях — в частности, в возможности общения. Следовательно, несмотря на все чудеса современной технологии, они при всем желании могут вступить в личный контакт лишь с очень небольшим количеством людей.

Кроме того, расхожее представление о человеческом величии зачастую предполагает, что великие не желают иметь ничего общего с простыми людьми. Величие воспринимается как некая исключительность, изолированность от других и даже как снобизм. Если не избавиться от этого стереотипа, нам так и не удастся представить, что великий и всемогущий Бог может хотеть общаться с нами.

До чего же нам нелегко понять, что такое Божье смиренномудрие! Да, Он велик; именно поэтому Он может, хочет и в любой момент готов выслушать каждого и побеседовать с каждым!

Идея смиренномудрия лежит в самом сердце Иисусова учения о Боге. И в словах, и на деле Он показал нам, что Бог открыт для слабых, угнетенных и отверженных, для маленьких детей... «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матфея 19:14). Слово «таковых» в устах Бога включало в себя многие детские качества, но мне особо хотелось бы подчеркнуть их малость и незначительность. Именно тот, кто по земным меркам ничтожен, особенно дорог Богу. Зная, Каким Он явил Себя в Иисусе Христе, мы скорее должны удивляться в том случае, если Он не говорит с нами!

Э. Стенли Джонс задается вопросом:

Направляет ли нас Бог? Странно было бы, если бы Он этого не делал! «Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» — спрашивает псалмопевец. А я спрашиваю: «Сотворивший язык и давший нам возможность говорить друг с другом не станет ли и Сам говорить с нами?». Я не верю, что Бог, Отец наш Небесный, безлик и безмолвен4.

 

Истина вторая: Бог говорит с нами!

До как быть с теми, кто считает, что Бог не желает говорить именно с ними? Я полагаю, причину этого заблуждения следует искать в одном из двух направлений.

Настроены ли мы на «Божью волну»? Во-первых, тот факт, что мы не слышим Бога, еще не означает, что Бог не говорит с нами. Даже на людском уровне общения мы часто не слышим тех, кто к нам обращается. Очень возможно, что так было даже сегодня. Кто-то заговорил с вами, а вы попросту не заметили этого. Более того, сквозь наш мозг с утра до вечера проходят теле- и радиосообщения; если настроиться на нужную волну, их можно получать прямо из воздуха!

Мне кажется, эта картина прекрасно отражает суть людского отношения к Богу: мы постоянно получаем от Него послания, которые проходят сквозь нас незамеченными, так как мы не настроены на Его волну. Мы не слышим Его голос, звучащий во Вселенной (как сказано в Псалме 18, «небеса проповедуют славу Божию») либо обращенный непосредственно к человеку.

Учение Иисуса об умении слушать — одно из самых сокровенных. Он говорил притчами, чтобы те, кто не хочет знать истину, имели возможность не заметить ее. Он понимал, что некоторые слышат не все, что сказано, а лишь то, что хотят услышать. Его слова: «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — один из наиболее часто цитируемых стихов Библии. Но Он еще призывал слушающих стараться услышать, обещая, что за это они будут вознаграждены (см. Марка 4:23-24).

Готовы ли мы быть сосудами? Здесь может скрываться вторая причина, по которой люди утверждают: «А со мной Бог не говорит». Вот когда нужно честно спросить себя: «А вдруг Он говорит, а мы не слышим? А может быть, наш образ жизни таков, что мы не способны обратить слово Божье себе во благо?»

Если Бог все-таки сообщит вам Свою волю, готовы ли вы повиноваться и начать жить по-новому? Если избранный вами путь неверен, действительно ли вы хотите это знать? Когда Бог говорит с нами, это прекрасно; но в отдельных случаях могут быть причины, по которым Он предпочитает молчать или говорить совсем мало. И лучше бы нам не слышать того, что Он может сказать! Если Бог не обращается к вам, спросите себя, не такой ли это случай?

Подумайте, сумеете ли вы обратить слово Божье себе на пользу. Бог близко, Бог рядом, Он никогда не пренебрегает нами: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Исаия 59:1). Но Он обращается к нам затем, чтобы исполнить Свой замысел в отношении человека и всего творения.

Божье водительство — не талисман, который всегда под рукой, и не средство для победы над соперником. Оно не поможет нам выиграть на скачках или доказать верность той или иной богословской концепции. Да, слово Божье доступно каждому, кто идет Его путями, но мы не можем распоряжаться им, как нам заблагорассудится, не учитывая Божий замысел. И это очень хорошо, поскольку в противном случае оно могло бы обернуться грозным оружием.

Мы молимся: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе!». Начало Господней молитвы как нельзя лучше выражает сущность Его промысла: «Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя». Слова Бога — как надежная повседневная реальность здравомыслящего человека — предназначены тем, кто посвятил себя славе Божьей и приближению Его царства. Они предназначены ученикам Христа, не имеющим в жизни более высокой цели, чем походить на Него.

Готовы ли мы к сотрудничеству с Богом? Если вы можете честно сказать себе: «Нет, со мной Бог никогда не говорил», то следующим вашим шагом должны стать вопросы: «А почему Он должен говорить со мной? Что я делаю в жизни такое, отчего Ему имело бы смысл обратиться ко мне? Делаем ли мы с Ним общее дело? Или я занят только собой, а для успеха собственных проектов время от времени «немножко думаю о Боге»?»

У Бога есть основания говорить с нами, если мы посвятили жизнь исполнению Его воли. Но даже если это не так, Он все равно может обращаться к нам и использовать нас в Своих целях. Ведь мы в конце концов Его создания, хоть и заблудшие, и мятежные. Однако для сознательной и полноценной жизни в любви и сотрудничестве с Ним мы должны честно ответить себе на вопрос: «Зачем я живу?»

Может быть, на своем пути я еще не дошел до того пункта, где мог бы со всей искренностью сказать: «Я живу ради одной и только одной цели — уподобиться Христу, делать Его дело, жить среди Его народа и служить Его народу и Ему в Его мире. Смысл моей жизни в том, чтобы делать добро ближнему во имя Бога». В таком случае вопрос «Каким образом мы слышим слово Божье?» превращается в другой: «Что бы мы делали, если бы услышали слово Божье?»

Г. Кэмпбелл Морган (G. Campbell Morgan) довольно резко высказывается по этому поводу. Отметив, что слово Божье, обращенное к нам, вносит в нашу жизнь беспокойство, он говорит:

Ты никогда не слышал голоса Божьего и потому заявляешь: «Дни чудес миновали. Я безмятежен. Я сам строю свои планы, живу, как хочу, и делаю, что хочу. О каком это «беспокойстве» ты говоришь?»...Милый мой, да ты и сейчас сидишь в Египте у котлов с мясом! Ты по-прежнему в рабстве!.. Никакой голос не нарушал твоего спокойствия? Бог никогда не указывал тебе путь, отличный от избранного тобою? В таком случае, брат мой, ты все еще живешь в земле рабства, в земле тьмы!

Может быть, мы не слышим голос Бога потому, что не ожидаем его услышать? Более того: может быть, мы потому и не ожидаем его услышать, что якобы «сами строим свою жизнь»? В таком случае голос Божий действительно прозвучит досадным вмешательством в наши планы. А вот великие христиане, по нашему мнению, должны слышать Его голос — мы же видим, что они полностью посвятили Ему свою жизнь.

Фрэнк Лаубах (Frank Laubach) рассказывает, как перевернулась его жизнь в тот момент, когда он принял решение следовать воле Божьей:

Я не жил, я был наполовину мертвецом, я был гниющим деревом, пока не достиг той точки пути, где смог полностью, всецело, с абсолютной честностью принять решение: я буду искать воли Божьей и исполнять ее, хотя бы даже каждая клеточка моего тела протестовала против этого. И я одержу победу над собой. В душе моей словно забил артезианский источник... И ты, и я — все мы скоро простимся с нашими телами. Деньги, слава, бедность, вражда — все это пустое, ибо за тысячу лет будет бесследно забыто; но состояние духа, преодолевающего сопротивление, никогда не умрет, ибо этот дух вне времени6.

 

Истина третья: Бог может говорить с нами!

Многие опасаются, что материальная Вселенная в том виде, в каком мы ее знаем, исключает общение с Богом, ибо представляет собой преграду между Ним и человечеством. Нам кажется, что Бог слишком далеко. Даже тех, кто понимает, как кроток Бог в Своем величии и как Он велик в Своей кротости, даже тех, чья жизнь действительно посвящена исполнению Его воли, страшит мысль о том, что жестокая природа разлучает нас с Богом.

Альфред Теннисон после смерти близкого друга А.Х. Холлама (A.H.Hallam) пишет, отвечая персонажу по имени Печаль:

 

В ничто звезд мчится хоровод,

Из хаоса узор рождая.

Из недр вселенной рвется крик,

И солнце шепчет, умирая.

 

Лик природы, особенно когда мы не в ладу с Богом и не слышим Его слов, бывает холодным, суровым и неприступным: «И сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь. И напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих» (Левит 26:19-20). «И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом. Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен» (Второзаконие 28:23-24).

«Война» науки и богословия. Помимо представления о том, что природа движется по безбожному пути, существует еще и груз неверия, порожденный западной цивилизацией за последние несколько сотен лет. Речь идет о том, что верить в Бога и Его участие в нашей жизни ненаучно. Сегодня считается, что наука попросту исключает Божье присутствие в материальной Вселенной, а мы, люди, являемся лишь ничтожно малой и незначительной ее частью. Такая точка зрения называется натурализмом.

Открытия, связанные с необъятностью пространства и могуществом сил природы — сил, которыми якобы определяется все происходящее без какого бы то ни было вмешательства Бога, — действительно впечатляют. Когда великий французский математик и астроном Пьер Симон де Лаплас подарил императору Наполеону свою книгу о небесной механике, тот поинтересовался, какое место в этой системе отводится Богу. Лаплас с негодованием ответил: «Ваше величество, в этой гипотезе я не нуждаюсь!»

Согласно современной естественнонаучной модели, природные процессы происходят сами по себе, без участия Бога. Ни в одном лабораторном справочнике, ни в одном статистическом исследовании общественных процессов — даже в христианской школе или колледже! — вы не найдете упоминания о Боге как о факторе, влияющем на расчеты.

Система высшего образования играет в современном мире роль непререкаемого авторитета в вопросах знания. Не вдаваясь в подробности, отметим, что она поддерживает картину мира без Бога, картину, в которой человеческое существо может рассчитывать только на себя. Что бы ни говорила о себе образовательная система, в действительности все, что в ней делается, основано на той предпосылке, что можно получить блестящее образование, не имея представления о Боге.

Таким образом, нам навязывается картина реальности, в которой человек наглухо заперт в материальном мире. Бог же — если, конечно, Он существует — изображен за пределами этого мира, который, в свою очередь, прекрасно функционирует и без Бога. С такой картиной мира один из самых сложных вопросов, возникающих при мысли о том, что значит слушать Бога, — это вопрос «как».

Например, чтобы поговорить с человеком, живущим в другой стране, необходимо привести в действие целую цепь физических событий между «здесь» и «там». Набирая телефонный номер, вы вызываете в лежащем между вами и вашим другом пространстве электрические разряды. Прибор, расположенный там, где живет этот человек, воспримет эти разряды и преобразует таким образом, что ваш друг не только увидит или услышит их, но и поймет.

Суть в том, что для общения на расстоянии нам необходимо преодолеть разделяющее нас материальное пространство. Более того: даже если я обращаюсь к вам, стоя с вами рядом, мне придется проделать то же самое. С помощью голосовых связок я издаю некий шум, воздействующий на ваши барабанные перепонки, которые каким-то образом — никто до конца не понимает, каким, — передают вам определенную мысль. Таким образом, мое общение с вами включает в себя еще и стимуляцию вашей умственной деятельности.

Если картина коммуникативного процесса действительно такова, то перед нами встают вопросы столь же очевидные, сколь и трудные. Неужели это единственный способ, каким Бог может общаться с нами? Всегда ли Богу нужно преодолевать материальное пространство? Разделяет ли нас и Бога мир органической и неорганической материи? Каково место Бога по отношению к этому миру? И как Бог относится к нам, если Он далеко-далеко?

Не всякая реальность предполагает пространство. Для многих читателей эти вопросы станут самыми трудными во всей главе, а может быть, и во всей книге. Поэтому спешу напомнить,

Богу, чтобы обратиться к нам, нет необходимости задействовать физическую реальность — хотя порой Он это и делает. Материальный мир, в который Он поместил нас, позволяет Ему быть к нам ближе, чем наши собственные глаза, уши или мозг. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деяния 17:28).

Вера нередко приносится в жертву человеческой склонности мыслить в рамках пространства и наделять все сущее пространственными чертами. Представляя себе, что Бог в буквальном смысле находится за пределами физического мира, человек приходит к выводу, что Бог недостижим для него, равно как и он недостижим для Бога, поскольку их разделяет этот самый физический мир. В наши дни считается, что край Вселенной находится на расстоянии тринадцати-четырнадцати миллионов световых лет от нас, и преодолеть эти пределы не могут даже световые волны, движущиеся со скоростью триста тысяч километров в секунду! Как же нам в таком случае добраться до Бога или Ему до нас?

Великий ученый и христианин Блез Паскаль писал:

Когда я вижу, в какой слепоте и каком ничтожестве пребывает человек, когда я обозреваю Вселенную в ее немоте и человека — предоставленного самому себе и блуждающего в потемках, точно позабытого в этом уголке Вселенной, не знающего, кто привел его сюда, зачем он здесь, что станет с ним, когда он умрет, неспособного к познанию, — я прихожу в ужас, точно тот, кого во сне перенесли на страшный безлюдный остров, и он просыпается там совсем один и без средств к спасению. И я поражаюсь тому, как в таком жалком состоянии люди не приходят в отчаяние.

Я вижу и других людей вокруг себя, устроенных так же, как я. Я спрашиваю их, понимают ли они лучше, чем я, что происходит, и они отвечают «нет». Затем эти заблудшие и жалкие существа оглядываются вокруг и находят некие привлекательные объекты, к которым привязываются со всею страстию. Что же касается меня, я никогда не был способен испытывать подобной привязанности, и, думая о том, насколько вероятно существование чего-то еще, кроме того, что я способен увидеть, я попытался узнать, оставил ли Бог хоть какие-то следы8.

Пытливому искателю всегда были очевидны Божьи следы (см. Римлянам 1:19). Они видны в целесообразности и упорядоченности природы и истории, равно как и в целенаправленном вмешательстве свыше в историю мира и человека. У нас нет возможности подробно развивать эту тему, но порядок больших и малых событий в этом мире явно показывает стороннему наблюдателю, что Бог заботливо присматривает и за миром в целом, и за жизнью каждого из нас. Видимо, это и имел в виду апостол Павел, говоря в проповеди в афинском ареопаге, что Бог устроил этот мир таким образом, чтобы люди искали Господа. «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движется и существуем...» (Деяния 17:27-28).

Христос в Новом Завете — Сын, Который держит все «словом силы Своей» (Евреям 1:3). «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Колоссянам 1:17). А.Х. Стронг (A.N.Strong) разъясняет это так:

Христос — Создатель и Защитник Вселенной... В Нем, в силе Божьей, Вселенная стала действительной, осязаемой реальностью; Им она держится из часа в час. Воля Христа образует законы Вселенной и превращает хаос в космос так же, как волей Его Вселенная была сотворена в начале.

Подтверждения современной физики. Мы подошли к самому важному вопросу этой темы. Нынешнее состояние физических наук в противоположность доминировавшему на протяжении нескольких последних столетий механистическому подходу прекрасно согласуется с новозаветной концепцией Божьего присутствия в сотворенном Им мире. Сэр Джеймс Джин (James Jean) следующим образом комментирует результаты развития физики в первой половине XX века:

Современная наука характеризуется значительным, а со стороны физики едва ли не единодушным согласием в том, что общая масса знаний стремится к немеханистической реальности; Вселенная видится теперь скорее великой идеей, нежели великим механизмом. Разум больше не воспринимается как незваный гость в царстве материи; более того, есть подозрение, что нам следует провозгласить его создателем и правителем материального мира.

Не так давно лауреат Нобелевской премии Юджин Вигнер (Eugene Wigner) в работе «К вопросу о душе и теле» («Remarks on the Mild-Body Questions») тоже подчеркнул, что физики признают примат мысли, или разума, над физической реальностью: «Не апеллируя к сознанию, невозможно последовательно сформулировать законы квантовой механики». Джон Э. Уилер (John A. Wheeler), физик из Принстона, идет еще дальше, утверждая, что субъективное и объективное, сознание и материя обоюдно творят друг друга. Другой замечательный ученый-физик, Джек Сарфатти (Jack Sarfatti), отмечает, что «идея первостепенной важности для развития психоэнергетических систем... состоит в том, что структура материи может зависеть от сознания».

Я не собираюсь делать из этих заявлений далеко идущие выводы. В них сказано лишь то, что сказано. В частности, ни одно из них не утверждает, что с помощью физики можно доказать то или иное богословское положение или хотя бы подтвердить новозаветное учение о зависимости материи от сознания. Я хочу только подчеркнуть, что, согласно достаточно распространенному научному взгляду на физическую реальность, существует, так сказать, «изнанка» материи, означающая, что в материальном мире действует некое внепространственное измерение, способное тем не менее служить причиной физических явлений. Это измерение вполне соответствует библейскому учению о вездесущности Бога по отношению к сотворенному Им миру. Внутренняя, или духовная сторона реальности нуждается в пространстве не более, чем нуждается в нем человеческая мысль, способная влиять на мысли, чувства и действия другого человека.

Для нас тут принципиально важен следующий момент: истины науки не дают оснований полагать, что Бог недостижим для нас и не может указать нам путь. В современной научной картине мира места для Бога более чем достаточно. Давайте же радоваться, что в материальной Вселенной, где мы живем, возможно непосредственное общение с Богом. Эта мысль находит отражение в Библии — в главе 1 Евангелия от Иоанна, в главе 1 Послания к Евреям и т.д. Задача разума всегда и везде заключается в том, чтобы направлять и вести. Не означает ли это, что мы должны ожидать Божьего водительства?

Нам никогда не постичь этого, исследуя материю или материальную Вселенную посредством обычных человеческих способностей. Выявить в полной мере все возможности физического мира способен лишь его Создатель. Вот что пишет, обнаруживая глубокое понимание сути вопроса, архиепископ Уильям Темпл (William Temple):

Мы не узнаем, что такое материя, глядя на одну лишь материю; только Дух, вселяясь в материю, открывает для нас ее свойства. Изучая только неживое, мы не обрели бы ни остроты зрения и слуха, ни тонкости художественного восприятия. Если бы в нас не обитало Божественное, мы никогда не узнали бы, что такое человечество и на какие достижения оно способно... Мы не должны судить о человечестве или задаваться вопросом о человечности Христа в пределах своего ограниченного понимания; нам следует спрашивать: «Что есть человечество?» и обращаться ко Христу в поисках ответа. Мы можем понять, что такое материя, лишь когда в ней обитает Дух; мы можем понять, что такое человек, лишь когда в нем обитает Бог.

Вероятно, самое глубокое в истории человечества откровение о природе материи — это Тело Иисуса Христа в Его Преображении и Воскресении.

Подобные исследования укрепляют веру. Было бы большой ошибкой считать, что все это не имеет отношения к нашей главной теме. Есть такая песня: «Вера без понимания причиняет страдания». Это истина, которая то и дело подтверждается. Возможно, песенка выражает эту мысль чересчур упрощенно, но сердце человека и впрямь сильно зависит от его головы. Непонимание действительно ослабляет веру и уводит на ложный путь, откуда порой нет возврата.

Конечно же, понять все невозможно; но то, что мы в состоянии понять, служит укреплению нашей веры. Нравится нам это или нет, но в наш век наука в широком понимании слова представляет собой очень серьезную силу. Если вы считаете, что в мире, где мы живем, сама идея общения с Богом ненаучна, то вам будет очень трудно непредвзято осмыслить ее и тем более освоиться с ней на практике. Многие люди так и застыли, беспомощно озираясь, на распутье между верой и тем, что говорит им их образование. Только осознав, что весь мир проникнут Божьим присутствием, мы сможем поверить в возможность непосредственного общения с Богом.

Тут может пригодиться одно сравнение. Отношение Бога к миру подобно — хотя и не тождественно — отношению человека к собственному телу. Вы обитаете в собственном теле, но при этом нельзя установить ваше местонахождение в той или иной точке вашего тела либо физически отождествить с ней вас, ваши сознательные действия или черты характера. Бог обитает в пространстве, но пространство не вмещает Его (см. 3 Царств 8:27). «Вся земля полна славы Его» (Исаия 6:3). Небо — престол Божий, а земля — подножие Его ног (см. Исаия 66:1; Матфея 5:34; 23:22). Наши тела постижимы для нас, и сами мы постижимы посредством своих тел. Подобно тому, как сознание осмысляет тело, «очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Паралипоменон 16:9).

Колесницы огненные. Мы живем в мире, слишком озабоченном практическими соображениями, управляемом порочной идеологией — отчасти и идеологией науки. Этот мир уводит наше сознание от Бога. Мы должны сделать для себя то, что сделал Елисей для своего юного слуги, когда над ними нависла великая опасность.

Царь Сирии пошел войной на Израиль, но благодаря Елисею все его планы тотчас становились известны царю Израиля. Естественно, царь Сирии предположил, что среди его доверенных лиц есть израильский лазутчик. Но его помощники объяснили ему: «Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей» (4 Царств 6:12).

Подобные вещи составляют живую ткань Библии. Если мы не представим себя в такой ситуации, мы не сумеем (тут я возвращаюсь к ранее затронутой теме) поверить в него, по-настоящему поверить. Читая Библию, мы можем усомниться в главном: в возможности истинных, живых отношений с Богом.

Царь Сирии, в свою очередь, сразу понял, в чем суть проблемы, и приказал схватить Елисея. Выглянув утром из дому, молодой слуга Елисея увидел, что они со всех сторон окружены сирийскими войсками. Библейское описание этой истории столь прекрасно, что я не могу не процитировать его:

Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони, и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея (4 Царств 6:15-17).

Что же увидел юноша? Духовная реальность не всегда является даже самому зоркому глазу. В какой-то мере это верно и для духовной стороны каждого из нас. Бог наделил молодого человека способностью увидеть силы Своего Царства, проникающего сквозь нормальную, видимую реальность (в том числе и сквозь сирийское войско) и поддерживающего ее. Любое движение видимого мира — это движение внутри всеохватывающего Логоса, Слова силы Божьей, и все держится только Им в Сыне Его (см. Евреям 1:1-3).

Как нужен нам сегодня Елисей, который жизнью своей, проповедью и молитвой открыл бы нам глаза на реальность Божьего присутствия вокруг нас, в каждой частице материи и вне ее!

В своем обычном существовании мы подобны обессилевшему Иакову, который уснул в пустынном ущелье, положив под голову камень. Он уснул в печали и одиночестве, не видя перед собой ничего, кроме голой земли и камней. Во сне же — или именно это и было подлинной явью? — он видел Бога, говорившего с ним о той земле, в которой он находился. Проснувшись, Иаков воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!.. Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Бытие 28:16-17).

 

Се — ангелы, как прежде в небесах,

Лишь камня нет, что закрывал гробницу.

Но те, кто равнодушно морщат лица,

Не видят чуда, видят только прах.

 

Истина четвертая: Бог должен говорить с нами!

В кротости и великодушии своем Моисей промолвил: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числа 11:29). Но, будь так, этот благословенный дар имел бы и оборотную сторону. Ведь против идеи личного общения человека с Богом есть очень серьезное возражение: Бог не должен говорить с людьми, ибо это неминуемо приведет к разброду в церкви, сообществе верующих.

Эта мысль не чужда многим священникам. Меньше всего им хотелось бы, чтобы прихожане возражали своим пасторам и критиковали их — или друг друга — на основе собственных «бесед» с Богом.

Но такой ход мыслей противоречит самой сути движения протестантизма — движения, которое и в наши дни быстро набирает рост в мировом христианстве и даже на его периферии. Подобная логика, основанная на идее иерархии власти, естественным образом ведет к выводу, что один человек может говорить от лица Бога и требовать от остальных повиновения.

Мы говорим сейчас не о чем ином, как о модели лидерства и власти в сообществе спасенных, живущих Благой вестью о Божьем Царстве. «Живые камни» (1 Петра 2:5) в беседе с Богом преображаются и выглядят, несмотря на все сложности, гораздо лучше мертвых камней.

Пастушья собака или пастух? При подготовке христианских руководителей мы слишком часто делаем упор на то, что люди должны слушаться их и делать как велено. В этом смысле церковь сильно приспособилась к светской модели руководства. Вообще говоря, слово «руководство» утратило свой изначальный смысл как в церкви, так и за ее пределами.

Управлять людьми, подгонять их и подталкивать — совсем не то, что вести. Овчарка насильно гонит овец в ту или иную сторону; пастырь же — в библейском смысле слова — просто спокойно идет впереди стада и ведет его за собой. Христианскому руководителю чрезвычайно важно иметь в виду это различие между пастушьей собакой и пастухом. Мы должны как можно чаще спрашивать себя, чью роль мы сейчас выполняем, и стремиться быть пастырем, а не псом.

Ведя людей за собой, мы уповаем лишь на одно: на слово Великого Пастыря, которое паства услышит из наших уст или каким-то иным способом. Нам сказано, что люди знают Его голос и не спутают с другим (см. Иоанна 10:1-16). Мы не хотим, чтобы они слушались кого-то еще, даже если этот «кто-то» — мы сами. Мы можем быть истинными служителями Христа, только веруя, что «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Матфея 15:13). Мы слышали слова Господа: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоанна 6:37).

Истинный пастырь никогда не станет подталкивать и подгонять, рассчитывая лишь на силы, присущие грешной человеческой природе (см. 1 Петра 4:11). Более того: Божьи служители полагаются на то, что их паства будет делиться словом Божьим — как и «всяким добром» — с ними. Служение словом — не улица с односторонним движением. «Учение в сообществе спасенных — процесс взаимный, — сказал Генри Ноуэн. — Учитель должен учиться у ученика... Учитель и ученик — братья, которые вместе ищут истину, смысл и ценность и дают друг другу возможность поменяться местами».

И здесь нам придется отказаться от сравнения с пастухом, пока речь не дошла до овец для заклания. Мы должны вести «охотно», не «для гнусной корысти... И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петра 5:2-3). Каждый из нас действительно должен стать «всем слугою» (Марка 9:35); только так достигается искупительное повиновение друг другу (см. Ефесянам 5:21).

Как часто в наши дни религиозная деятельность идет вразрез с этими библейскими заповедями! Ничего иного и не стоит ожидать, если люди, призванные вести за собой, не верят, что Христос может и хочет руководить Своим народом. В результате «пастыри» управляют паствой, опираясь лишь на собственные организаторские и лидерские способности, естественно, в должной «духовной» упаковке. Им воздастся по вере их. Это будет уже называться «моя церковь» и «мое служение» — кстати, такие вещи зачастую произносятся вслух, — и паства так и не поймет, не испытает на себе, что Бог — Господь Своей Церкви.

Руководство: культ или Христос? Представители многих христианских общин часто сетуют на обилие разнообразнейших сект, превращающих своих приверженцев в неразумных роботов. В нашем расколотом на кусочки обществе, где царят высокие технологии, одинокие и разобщенные люди становятся легкой добычей для всякого, кто заводит с ними участливую речь о вопросах жизни и смерти — особенно если он обладает хоть толикой обаяния и утверждает, что говорит от имени Бога.

Только в Соединенных Штатах сейчас насчитывается больше двух с половиной тысяч сект. Большинство из них держится на том, что лидер или несколько лидеров якобы общаются с Богом, причем Он говорит с ними так, как никогда не говорит с обычными членами секты. Последним, в свою очередь, внушают, что они не должны доверять собственному разуму и собственному, вне секты, опыту общения с Богом. Зато они обязаны всецело повиноваться каждому слову руководителя — даже если то, что он изрекает, противоречит здравому смыслу или лишено смысла вообще.

Между различными сектами имеется много общего — даже между самыми экстремальными с такими лидерами, как Джим Джонс и Чарльз Мэнсон. Но и более «традиционные» религиозные группы могли бы признаться себе в том, что их модели руководства прокладывают путь сектантству, поскольку до определенной степени используют те же методы. Христианский священник должен уметь честно спросить себя: «Не пытаюсь ли я ради собственного удобства или выгоды лишить людей их личного опыта общения с Богом?»

Голос великого священника. Чарльз Хэддон Сперджен. Насколько целителен для духа его образ мыслей, насколько далек от ущербной сектантской ментальности!

Я же, со своей стороны, ни за что не смог бы быть пастырем людей, которым нечего сказать. Если они и говорят что-то, то слова их все равно что молчание, ибо пастырь есть Господь Всевышний, а они всего лишь простые миряне. Я предпочел бы вести за собой полдюжины людей свободных, чья любовь была бы моей единственной властью над ними, нежели руководить десятком порабощенных народов.

Есть ли пост благороднее и славнее, нежели пост духовного отца, который не требует повиновения — но все его почитают, чье слово — лишь ласковый совет, но обладающий силой закона? Справляясь о желаниях и нуждах других, он видит, что все с радостью подчиняются ему. Строгий, но добрый и милосердный, он всем руководитель, ибо всем слуга. Разве не требуется для этого мудрость свыше? Давид, воцарившись, сказал: «Он [Господь] подчиняет мне народ мой», и эти слова мог бы сказать каждый пастырь, счастливый тем, как много братьев его, столь несхожих по нраву, с радостью повинуются ему и принимают его руководство в деле Господнем... Братья, вся наша система не сможет работать без Духа Божьего, и я рад, что это так, ибо ее остановки и поломки вынуждают нас заметить Его отсутствие. Наша система никогда не была предназначена для того, чтобы воздавать славу священникам и пасторам; нет, она существует для воспитания христиан отважных, которые не примут веру из вторых рук.

Что это означает для нас? Вне сомнения, непосредственное общение человека с Богом влечет за собой риск разногласий в церкви. Но если дух пророков покоряется пророкам, то каждому пророку придется держать ответ перед теми, кого он призван вести, — и не исключено, что пророк будет низвергнут. Руководителям требуется и истинная уверенность перед лицом других людей, и истинная власть от Бога, и истинное смиренномудрие — чтобы каждый почитал «другого высшим себя» (Филиппийцам 2:3).

Вести, как вел Иисус. Но можно ли даже помыслить, что от служителя Царства Божьего требуется что-то иное? От себя могу лишь сказать, что именно этого — вести, как вел Главный Пастырь, — мы и ждем от руководителей Церкви Господа Иисуса Христа. Мы можем служить Христу, только если учим тому же, чему учил Он, и так же, как Он.

Если руководители церкви имеют в себе Дух Христов, то каждый член общины на их примере видит, как следует отвечать Богу и строить отношения с Ним. Разумеется, в сообществе верующих есть определенная субординация, но основана она отнюдь не на явной или скрытой борьбе за власть. Напротив, она проистекает из власти, уже данной тем, кто обрел опыт на пути к Богу и способен сказать слово, которое поистине будет Его словом. Уповая на то, что Христос (а ведь это Его Церковь!) сделает эту субординацию такой, какой ей должно быть, мы узнаем, что такое истинное единство и сила славы Тела Христова, живого храма, в котором обитает Бог. Полностью претворенное в жизнь, это единство являет собой свет мира, высшую и конечную цель истории человечества.

Сохранение равновесия. Не следует однако забывать, что социальная, внешняя сторона церкви — далеко не главный элемент спасения. Эта социальная сторона в лучших своих проявлениях возникает лишь из союза личности с Богом.

Практический пример равновесия между личной и социальной сторонами нашей жизни во Христе мы находим в совете святого Франциска Салезийского, данном его ученице Филотее. Называя «вдохновениями» все те «внутренние влечения, движения, упреки и сожаления, озарения и замыслы, которые пробуждает в нас Бог», он наставляет ее:

Решись же, Филотея, принять с открытым сердцем все вдохновения, которые Богу будет угодно послать тебе. Когда же они придут, прими их как посланцев Царя Небесного, Который желает заключить с тобою брачный договор. Будь приветлива и внимательна к Его предложениям, думай о любви, которую Он вселил в тебя, и лелей святое вдохновение. Дай Ему свое полное, нежное и верное согласие.

Далее святой Франциск мудро направляет ученицу в лоно церкви: «Но прежде, чем согласишься принять вдохновение в самых важных или необыкновенных вещах, непременно испроси совета у своего наставника».

Джойс Хаггетт (Joyce Haggett) приводит похожий совет, полученный ею от Джин Дарнелл (Jean Darnall)*: «Если вы считаете, что Бог велел вам сделать то-то и то-то, попросите Его подтвердить это трижды: посредством слова, посредством обстоятельств и посредством других людей, которым ничего об этом неведомо»19. Этот «принцип трех свидетельств», конечно же, не закон, но вполне достойное эмпирическое правило для сферы, в которой явно не хватает эмпирических правил.

Человек — не одинокий остров, хотя каждый из нас — нечто большее, нежели сумма отношений с другими людьми, даже в контексте христианского сообщества. Отношения с окружающими, сколь бы важными и полезными они ни были, должны быть основаны на отношениях с Богом. Только когда хороши и те, и другие, мы ощущаем полную гармонию жизни, и

 

О, полный, совершенный мир!

О ты, божественный покой!

В любви, которой нет конца,

Его - я, Он - навеки мой20.

 

Вопросы для размышления

1. Согласны ли вы, что знамения, а также истории других людей о том, как они слышали голос Божий, способствуют укреплению веры лишь до определенного предела?

2. «Мы ошибаемся, рассуждая о Божьем величии в рамках наших представлений о «великих мира сего». Божье величие проявляется в Его кротости и доступности для каждого из нас». Не вызывает ли у вас это утверждение чувство внутреннего протеста?

3. Что вы понимаете под термином «натурализм»? Как натурализм влияет на возможность общения Бога с человеком?

4. Считаете ли вы, что наука ставит под сомнение идею общения с Богом? Можете ли вы проследить ход своих мыслей по этому поводу или изложить точку зрения человека, которого вы хорошо знаете?

5. Каковы основные характеристики сектантского стиля руководства? Замечали ли вы проявления сектантского поведения в религиозных группах, с которыми вы связаны или знакомы? Насколько сложно было бы религиозным общинам отказаться от такого стиля?

6. Как, по-вашему, соотносится ли ваш личный опыт общения с Богом с вашими духовными традициями (скажем, с традициями вашей конфессии), вашей церковью и ее руководством?

 

Глава 5

«Веяние тихого ветра» и другие голоса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: