ЦАРСТВ 3:8-9
И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь.
После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь.
После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра.
ЦАРСТВ 19:11-12
Слушать Бога — значит помимо прочего получать Его руководство. Как мы уже установили в предыдущих главах, руководство — это процесс, в котором человек, предмет или последовательность событий направляется по определенному курсу или пути.
Водитель управляет машиной, писатель водит ручкой по бумаге, лоцман руководствуется картой звездного неба, пилот — радаром, учитель руководит классом, родитель наставляет ребенка — все это в самом широком смысле разные виды руководства, или водительства. Бог, безусловно, может определить курс жизни человека, управляя его мыслями и чувствами или особым образом выстраивая обстоятельства его жизни. Мы порой называем это «открытием» или «закрытием» врат Его «суверенной воли». Но Бог руководит человеком и по-другому, а именно: обращаясь к нему лично. Об этом свидетельствует практический опыт человечества, представленный во многих исторических документах.
|
|
Бог обращается к нам по-разному: в снах, видениях и голосах; со страниц Библии; посредством чудесных событий и т.д. Это очевидно из совокупного человеческого опыта общения с Богом и зафиксировано в Священном Писании. Но тем, кто стремится жить по воле Божьей, зачастую нелегко разобраться в значимости различных способов обращения Бога к человеку. Каждый из этих способов имеет свой смысл и цель, но для нашей жизни с Богом не все они равнозначны. По шкале абсолютных ценностей Библия — Слово Божье и Иисус — Слово Живое бесконечно важней, нежели голос или видение, посредством которых Бог может обратиться к человеку. В пределах же личного опыта общения с Богом нет ничего важнее того, что в Библии названо «веянием тихого ветра».
Что это такое? Эти слова из 3-й книги Царств (из рассказа об Илии) мы уже цитировали в начале главы. В других версиях эта фраза звучит как «тихий голос» или даже «тихий шепот». Но каковы бы ни были варианты перевода, все они ясно указывают на одно — на ненавязчивость способа общения.
Это «веяние тихого ветра» несет в себе весть, в которой запечатлена самая сущность Бога и которую нам еще предстоит научиться читать. Но главное в том, что способ, каким передается нам эта весть, сведен почти на нет; он принимает форму нашей мысли, хотя исходит эта мысль не от нас. Именно таким образом, как мы увидим позже, дух человека превращается в «светильник Господень» (Притчи 20:27).
|
|
К сожалению, этот способ легко проглядеть; порой им даже намеренно пренебрегали — разумеется, речь идет о тех, кто считает, что обращение Бога к человеку должно принимать более экспрессивные формы. Но если довести ход их мысли до логического завершения, то получится, что жизнь в общении с Богом должна проистекать под непрерывный грохот фейерверка. А это не очень согласуется с нашей повседневностью. Отсюда другая крайность — стремление объявить яркие видения и тому подобные проявления Бога иллюзиями или, того хуже, бесовским наваждением. Тема Божьего голоса окутана облаком смятения и недоверия. Но мы вполне можем рассеять это облако; нужно лишь внимательно рассмотреть многочисленные способы обращения Бога к человеку.
Явление Иисуса?
Письмо, разосланное редакцией журнала «Guideposts», рассказывает о том, как однажды обычная домохозяйка, жительница предместья по неведомым ей самой причинам вдруг разрыдалась — и проплакала целых четыре дня.
На четвертый день утром, когда она сидела одна в гостиной, воздух внезапно наполнился жужжанием и треском. Она увидела белый огненный шар, который приближался к ней с не-вероятной скоростью, испуская радужные лучи. Наконец шар поравнялся с ней, и, посмотрев на него, она увидела Лик.
«Он совершенен!» — такова была ее первая мысль. У Него был высокий лоб и большие глаза, хотя определить их цвет было не проще, чем цвет моря. Но черт было не разглядеть — они тонули в ослепительном сиянии жизни, исполненной силы и свободы.
Она сразу поняла, что это Иисус. Она увидела, что во взгляде Его нет и крупицы осуждения, и никакой ее поступок, прошлый или будущий, не сможет изменить Его безусловной, абсолютной любви.
По свидетельству этой женщины, Иисус таким образом пребывал с ней в течение трех месяцев; затем Его присутствие начало ослабевать. Когда Вирджиния Лайвли — так звали женщину — увидела Его в последний раз, Он сказал ей: «Я всегда буду с тобой». Она же, подобно Фаддею (см. Иоанна 14:22), спросила: «Как же я узнаю об этом, если не буду видеть Тебя?».
Он ответил: «Ты увидишь Меня» и с этими словами исчез. Несколько лет спустя, проводя беседу в церкви, она вдруг ясно увидела Его глаза: но этими глазами смотрела на нее женщина, сидевшая во втором ряду. «И в этот миг она увидела, что у всех до единого людей в этом зале — Его глаза».
Полезно рассмотреть типичные варианты реакции на подобные истории. Кто-то немедленно заключит, что тут не обошлось без дьявола, «потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Коринфянам 11:14), и мы не вправе сбросить эту точку зрения со счетов. Действительно, опыт такого рода всегда опасен, и тому имеется ряд причин. Но нужно помнить и другое: Сатана потому и принимает вид Ангела света, что Бог есть свет (см. 1 Иоанна 1:5), что мы — чада света (см. Ефесянам 5:8) и святые во свете (см. Колоссянам 1:12) и что служители Божьи — «огонь пылающий» (Псалом 103:4). Странно было бы избегать истину на том лишь основании, что ложь порой рядится в ее одежды.
Кто-то предположит, что у миссис Лайвли была галлюцинация или нервный срыв из-за какого-то потрясения, которое она не сумела ни преодолеть, ни достойно перенести. Другой затруднится объяснить, что произошло, но при этом все-таки станет сомневаться в том, что ей действительно являлся Иисус. Третий, напротив, сочтет, что Бог осенил ее особой благодатью и поставил над всеми, кто не испытывал ничего подобного. Подобный образ мыслей может завести настолько далеко, что человек начнет путать способ передачи вести с самой вестью и поклоняться событию, а не Тому, Кто явил Себя в нем. Такой человек, пока с ним не произойдет нечто подобное, чувствует себя ущербным, духовно неполноценным.
|
|
Этой опасности подвергаются члены тех религиозных общин, где требуется, чтобы люди во всем подражали своим руководителям. Порой они даже поддаются искушению симулировать встречу с Богом, убеждая в ее реальности себя и других. При этом они заявляют, что те, у кого не было опыта общения с Богом, не способны служить Ему и не попадут на небеса после смерти.
Необыкновенные события, подобные тому, что произошло с миссис Лайвли, ясно очерчивают круг проблем, связанных с нашим пониманием Божественного водительства и духовной жизни вообще.