Зайдите в библиотеку, книжный магазин, и вы увидите изобилие ярких, приглашающих к чтению книг. Но если посмотреть внимательно, да ещё с профессиональной, библиотечной точки зрения, то можно увидеть, что за этой пестротой скрывается довольно однообразный репертуар.
• «Кирпичи» – энциклопедии тематические, универсальные, переводные и отечественные, призванные расширять кругозор, издаются и переиздаются в великом множестве, но не пользуются в библиотеках былым спросом в силу известных всем причин.
• Классическая литература, которая переиздаётся и, к сожалению, находит спрос у сегодняшних читателей-подростков только в качестве произведений, изучаемых по школьной программе.
• Огромное количество книг, написанных в жанре фэнтези. Интересной, умной фантастики для подростков в духе А. Беляева, С. Лема, Р. Брэдбери, братьев Стругацких практически нет. По-прежнему популярны книги Дж. РоулингоГарриПоттере. Пользуются спросом произведения С. Лукьяненко, Д. Глуховского, хотя их не назовёшь в чистом виде детской литературой.
|
|
• Огромное количество разных по художественному уровню произведений серии «Любимые книги девочек», среди которых встречаются детские классические книги типа «Полианны» Э. Портер, «Дикой собаки динго» Р. Фраермана и откровенно коммерческая халтура, сравнимая с многочисленными женскими романами. Появилась серия книг «Только для мальчишек», которая хоть как-то пытается удовлетворить читательский спрос мальчиков.
• Детективные серии «Детский детектив», «Чёрный котёнок», «Любовь плюс детектив» вообще не требуют комментариев.
• Наконец – художественная литература, та которая призвана развивать и воспитывать душу.
Для читателей-дошкольников и учеников начальной школы круг российских и зарубежных авторов достаточно широк. Дети этого возраста – самые активные посетители библиотек. Некоторые из них, поддерживаемые и направляемые родителями, учителями, библиотекарями, читан много и самую разную литературу. Но, уйдя из под опеки родителей и учителей начальной школы, ребята, как правило, выбирают литературу по своему вкусу. Девочки пятых и шестых классе в силу физиологических возрастных особенностей очень активно интересуются книгами о любви, мальчики – чем-то прикладным (техника, спорт), то есть литературой, связанной с их внешкольными предпочтениями. Некоторые читатели спрашивают советскую детскую классику XX в. (произведения А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Крапивина, Е. Ильиной, Ю. Олеши и т. п.) по заданию; учителя, реже – по совету родителей, которые помнят свои детские впечатления.
|
|
Много копьев сломано взрослыми, пытающимися хоть как-то привлечь подростков к книге, чтению. Скажу только, что очень полезными в этом плане могут стать книги французского писателя и учёного Д. Пеннака.
Попытаемся и мы рассмотреть круг современной российской литературы для чтения подростков. Напомним, что она обязана развивать, воспитывать душу, наконец, служить образцом для подражания, то есть герой должен быть таков, что с него хотелось бы брать пример. Но вот беда – сейчас наша страна живёт как-то потребительски. Обогащение любой ценой не должно возводиться в статус доблести. Следовательно, олигархи и бандиты героями быть не могут. Вот и пытаются авторы, пишущие для подростков, найти выход — и видят его в фантазии, сказке, смешении стилей. Так делают известная современная писательница Е. Мурашова, один из старейших детских писателей В. Крапивин и др. Но, на мой взгляд, всё-таки стоит соблюдать чистоту жанра. Последняя книга Е. Мурашовой «Одно чудо на всю жизнь» сталкивает лицом к лицу детей из далёких социальных слоев: учащихся элитной математической школы и беспризорников. Эта встреча происходит благодаря прилёту инопланетян – мальчика и девочки. Инопланетяне понадобились автору, чтобы свести героев, но в реальной жизни такая ситуация невозможна. Однако хочется отметить, что образы ребят из обеих групп интересны и узнаваемы.
Мне нравились произведения Е. Мурашовой, я читала их с удовольствием, но последняя книга остудила мой пыл. Немалую роль в этом сыграло мнение одной хорошей читательницы, ученицы 7-го класса. Я попросила её написать отзыв о наиболее понравившейся книге, которую она порекомендовала бы прочитать друзьям, имея в виду «Гвардию тревоги» Е. Мурашовой. Девочка назвала её «мутной». Первоначально такой ответ меня покоробил, но, поразмыслив, я поняла, что таким образом она выразила своё негативное мнение об уже упоминавшемся смешении жанров, в результате которого страдает восприятие читателей.
Такое же жанровое смешение наблюдается во всех новых произведениях В. Крапивина, что, на мой взгляд, уменьшает художественные достоинства последних книг этого прекрасного детского писателя. Другой патриарх детской литературы – А. Лиханов, являясь председателем Российского детского фонда, как никто другой знает трагические проблемы современного детства. Новые книги В. Крапивина и А. Лиханова, кроме повести последнего «Никто», имеются в нашей библиотеке только в журнальном варианте. В своих произведениях «Сломанная кукла», «Никто», «Слетки» А. Лиханов рисует жуткую картину травмирования, почти уничтожения детской души в современном обществе и не менее страшные последствия такого разрушения. Эти книги тяжело и трудно читать, но подобные уроки подросткам необходимы: для жизненной стойкости.
Близка к реальности, оптимистична по сюжету и пользуется популярностью у читателей повесть известного санкт-петербургского писателя, автора серии «Жизнь замечательных детей» В. Воскобойникова «Всё будет в порядке». Книга награждена дипломом детского читательского жюри и Национальной премией по детской литературе. Не пересказывая сюжет повести, хочу высказать субъективное мнение: в ней есть какая-то искусственность, заданность, словно автор отчитался о проблемах современного детства. Кроме того, удручает работа художника-иллюстратора А. Вронской.
В достаточном количестве в нашей библиотеке представлено творчество Т. Крюковой – сказки, повести, рассказы. Темы их разные: школьная жизнь, дружба, соперничество, первая любовь, и радостная, и растоптанная (рассказ «Мир кино»), жёсткие взаимоотношения современных девочек-подростков, приводящие к гибели одной из героинь (повесть «Ведьма»). Но при всей актуальности эти рассказы, на мой взгляд, страдают в художественном отношении и похожи на многочисленные однообразные любовные романы.
|
|
Привлекла внимание своей проникновенностью повесть Е. Липатовой «Девочки» (на сегодняшний день её нет в фондах нашей библиотеки). Эта книга – дипломант конкурса имени С. Михалкова на лучшее произведение для подростков. Небольшое по объёму произведение рассказывает о неординарной, с богатым внутренним миром, талантливой девочке Оле, пишущей стихи. Она недовольна своей внешностью и считает себя «гадким утёнком». О взрослении души, непростых юношеских проблемах и первой любви тактично и деликатно повествует автор. Небольшой минус книги: она сугубо девичья, и редкий мальчишка даже при желании (в силу мужского отношения к книжкам «про любовь») захочет её прочитать.
Приходится констатировать факт, что все перечисленные выше издания по популярности среди читателей сегодня не могут сравниться с сагой о Гарри Поттере Дж. Роулинг. Но радует другой факт: детские писатели пытаются осмыслить проблемы современных ребят. Заканчивая эти заметки, которые, конечно же, субъективны, хочу выразить надежду, что детская литература не превратится в продукт потребления и обретёт былые художественные высоты и нравственную силу.