Какую литературу предлагают юным гражданам

Зайдите в библиотеку, книжный магазин, и вы увидите изобилие ярких, приглашающих к чтению книг. Но если посмотреть внимательно, да ещё с профессиональной, библиотечной точки зре­ния, то можно увидеть, что за этой пестротой скрывается довольно однообразный репертуар.

• «Кирпичи» – энциклопедии тематические, универсальные, переводные и отечествен­ные, призванные расширять кругозор, из­даются и переиздаются в великом множе­стве, но не пользуются в библиотеках бы­лым спросом в силу известных всем причин.

• Классическая литература, которая переиз­даётся и, к сожалению, находит спрос у се­годняшних читателей-подростков только в качестве произведений, изучаемых по школьной программе.

• Огромное количество книг, написанных в жанре фэнтези. Интересной, умной фан­тастики для подростков в духе А. Беляева, С. Лема, Р. Брэдбери, братьев Стругацких практически нет. По-прежнему популярны книги Дж. РоулингоГарриПоттере. Пользу­ются спросом произведения С. Лукьяненко, Д. Глуховского, хотя их не назовёшь в чистом виде детской литературой.

• Огромное количество разных по художест­венному уровню произведений серии «Лю­бимые книги девочек», среди которых встречаются детские классические книги типа «Полианны» Э. Портер, «Дикой собаки динго» Р. Фраермана и откровенно коммерческая халтура, сравнимая с многочис­ленными женскими романами. Появилась серия книг «Только для мальчишек», кото­рая хоть как-то пытается удовлетворить читательский спрос мальчиков.

• Детективные серии «Детский детектив», «Чёрный котёнок», «Любовь плюс детектив» вообще не требуют комментариев.

• Наконец – художественная литература, та которая призвана развивать и воспитывать душу.

Для читателей-дошкольников и учеников на­чальной школы круг российских и зарубежных авторов достаточно широк. Дети этого возраста – самые активные посетители библиотек. Некото­рые из них, поддерживаемые и направляемые родителями, учителями, библиотекарями, читан много и самую разную литературу. Но, уйдя из под опеки родителей и учителей начальной школы, ребята, как правило, выбирают литературу по своему вкусу. Девочки пятых и шестых классе в силу физиологических возрастных особенностей очень активно интересуются книгами о любви, мальчики – чем-то прикладным (техника, спорт), то есть литературой, связанной с их внешкольными предпочтениями. Некоторые читатели спрашивают советскую детскую классику XX в. (произведения А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Крапи­вина, Е. Ильиной, Ю. Олеши и т. п.) по заданию; учителя, реже – по совету родителей, которые помнят свои детские впечатления.

Много копьев сломано взрослыми, пытающи­мися хоть как-то привлечь подростков к книге, чтению. Скажу только, что очень полезными в этом плане могут стать книги французского пи­сателя и учёного Д. Пеннака.

Попытаемся и мы рассмотреть круг совре­менной российской литературы для чтения под­ростков. Напомним, что она обязана развивать, воспитывать душу, наконец, служить образцом для подражания, то есть герой должен быть та­ков, что с него хотелось бы брать пример. Но вот беда – сейчас наша страна живёт как-то потре­бительски. Обогащение любой ценой не должно возводиться в статус доблести. Следовательно, олигархи и бандиты героями быть не могут. Вот и пытаются авторы, пишущие для подростков, найти выход — и видят его в фантазии, сказке, смешении стилей. Так делают известная совре­менная писательница Е. Мурашова, один из ста­рейших детских писателей В. Крапивин и др. Но, на мой взгляд, всё-таки стоит соблюдать чистоту жанра. Последняя книга Е. Мурашовой «Одно чудо на всю жизнь» сталкивает лицом к лицу детей из далёких социальных слоев: учащихся элитной математической школы и бес­призорников. Эта встреча происходит благодаря прилёту инопланетян – мальчика и девочки. Инопланетяне понадобились автору, чтобы свести героев, но в реальной жизни такая ситуа­ция невозможна. Однако хочется отметить, что образы ребят из обеих групп интересны и узна­ваемы.

Мне нравились произведения Е. Мурашовой, я читала их с удовольствием, но последняя книга остудила мой пыл. Немалую роль в этом сыграло мнение одной хорошей читательницы, ученицы 7-го класса. Я попросила её написать отзыв о на­иболее понравившейся книге, которую она поре­комендовала бы прочитать друзьям, имея в виду «Гвардию тревоги» Е. Мурашовой. Девочка на­звала её «мутной». Первоначально такой ответ меня покоробил, но, поразмыслив, я поняла, что таким образом она выразила своё негативное мнение об уже упоминавшемся смешении жан­ров, в результате которого страдает восприятие читателей.

Такое же жанровое смешение наблюдается во всех новых произведениях В. Крапивина, что, на мой взгляд, уменьшает художественные до­стоинства последних книг этого прекрасного детского писателя. Другой патриарх детской ли­тературы – А. Лиханов, являясь председателем Российского детского фонда, как никто другой знает трагические проблемы современного дет­ства. Новые книги В. Крапивина и А. Лиханова, кроме повести последнего «Никто», имеются в нашей библиотеке только в журнальном вари­анте. В своих произведениях «Сломанная кукла», «Никто», «Слетки» А. Лиханов рисует жуткую картину травмирования, почти уничтожения детской души в современном обществе и не менее страшные последствия такого разрушения. Эти книги тяжело и трудно читать, но подобные уро­ки подросткам необходимы: для жизненной стойкости.

Близка к реальности, оптимистична по сюже­ту и пользуется популярностью у читателей по­весть известного санкт-петербургского писате­ля, автора серии «Жизнь замечательных детей» В. Воскобойникова «Всё будет в порядке». Книга награждена дипломом детского читательского жюри и Национальной премией по детской лите­ратуре. Не пересказывая сюжет повести, хочу высказать субъективное мнение: в ней есть ка­кая-то искусственность, заданность, словно ав­тор отчитался о проблемах современного детст­ва. Кроме того, удручает работа художника-иллюстратора А. Вронской.

В достаточном количестве в нашей библиотеке представлено творчество Т. Крюковой – сказки, повести, рассказы. Темы их разные: школьная жизнь, дружба, соперничество, первая любовь, и радостная, и растоптанная (рассказ «Мир ки­но»), жёсткие взаимоотношения современных де­вочек-подростков, приводящие к гибели одной из героинь (повесть «Ведьма»). Но при всей актуаль­ности эти рассказы, на мой взгляд, страдают в ху­дожественном отношении и похожи на многочис­ленные однообразные любовные романы.

Привлекла внимание своей проникновеннос­тью повесть Е. Липатовой «Девочки» (на сего­дняшний день её нет в фондах нашей библиоте­ки). Эта книга – дипломант конкурса имени С. Михалкова на лучшее произведение для под­ростков. Небольшое по объёму произведение рассказывает о неординарной, с богатым внут­ренним миром, талантливой девочке Оле, пишу­щей стихи. Она недовольна своей внешностью и считает себя «гадким утёнком». О взрослении души, непростых юношеских проблемах и первой любви тактично и деликатно повествует автор. Небольшой минус книги: она сугубо девичья, и редкий мальчишка даже при желании (в силу мужского отношения к книжкам «про любовь») за­хочет её прочитать.

Приходится констатировать факт, что все пе­речисленные выше издания по популярности среди читателей сегодня не могут сравниться с сагой о Гарри Поттере Дж. Роулинг. Но радует другой факт: детские писатели пытаются осмыс­лить проблемы современных ребят. Заканчивая эти заметки, которые, конечно же, субъективны, хочу выразить надежду, что детская литература не превратится в продукт потребления и обретёт былые художественные высоты и нравствен­ную силу.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: