Родился в 1957 году, в селе Чкаловское Саратовской области, в семье служащих.
В 1979 году окончил филологический факультет Саратовского университета. По окончании университета работал учителем русского языка и литературы в школе, в 1981-1982 годах грузчиком, с 1982 по 1989 год корреспондентом Саратовского телевидения и радио. С 1990 по 1995 год был редактором и заведующим отделом художественной литературы журнала «Волга».
Творческую деятельность начал с драматургии: пьеса «Во-первых, во-вторых, в-третьих» написана в 1986 и в том же году поставлена Ярославским ТЮЗом. Пьесы Слаповского печатались в журналах «Современная драматургия», «Театр», «Драматург», шли на российской сцене (только в 2006 году они были в репертуаре 40 театров) и за рубежом (в Австралии, Болгарии, германии, Канаде, Польше, Швеции и др.).
Прозу публикует с 1989 года, вначале преимущественно в журнале «Волга», затем в журналах «Знамя», «Дружба народов», «Звезда», «Новый мир».
В 2001-м году Слаповский переезжает в Москву, где активно сотрудничает с телевидением и радио. По сценариям Слаповского поставлены телесериалы «Остановка по требованию» (2000), «Пятый угол» (2001), «Участок» (2003), «Свой человек» (2005), «Заколдованный участок» (2006), кинофильмы «День денег» (2006), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007).
|
|
Произведения Алексея Слаповского переведены на английский, венгерский, французский, немецкий, чешский, финский и другие языки. Слаповский является членом Союза российских писателей, Союза театральных деятелей, финалистом премии «Русский Букер» за романы «Первое второе пришествие», «Анкета», «День денег», «Качество жизни», «Они».
«Синдром Феникса» - роман, который можно рассматривать как притчу о становлении личности, о поисках человеком своего предназначения в жизни. Главный герой, Гоша, очнулся в незнакомом городе, не помня, кто он и что с ним произошло. Он заново учится жизни, так как сознание его соответствует сознанию пятилетнего ребенка. У Гоши есть одна особенность: когда он видит огонь, пламя, то теряет сознание и приходит в себя уже в совершенно новой стадии развития. Такие метаморфозы происходят с ним на протяжении всего романа: мы видим его нахальным, задиристым подростком; мечтательным, романтичным молодым человеком; серьезным, зрелым мужчиной. Вот только никак он не может вернуться к своему прежнему «я», вспомнить свою прошлую жизнь. Единственным человеком, который поддерживает Гошу в его метаниях и исканиях, оказывается Татьяна, продавщица в местном магазинчике. Она привязывается к этому странному человеку, заботится о нем, успокаивает. Когда же память возвращается к Гоше, он понимает, что вся его прежняя жизнь была пустой, бессмысленной. И только сейчас он обрел любовь, которую ждал всю жизнь.
|
|
«Пересуд» один из последних и, пожалуй, наиболее шокирующих романов Алексея Слаповского. На этот раз автор помещает героев в условия экстремальной ситуации: захват сбежавшими преступниками пассажирского автобуса. И главное, на чем делается акцент в повествовании, -- это поведение человека, оказавшегося в столь сложной и критической обстановке. Вряд ли кто-то сможет с точностью предсказать свою реакцию, и не помогут никакие инструкции и правила. И, зачастую, реакция может оказаться неожиданной для самого человека. Так и происходит в романе Слаповского: люди, всю жизнь считавшие себя смелыми, мужественными, благородными, вдруг становятся обыкновенными трусами, которые ради спасения собственной жизни готовы унижаться, заискивать и даже подставлять под оружие других людей. И, напротив, робкие, застенчивые, забитые жизнью люди внезапно устраивают бунт (возможно, первый в своей жизни). И еще одну проблему, которую писатель поднимает в своем произведении, можно обозначить известной фразой «А судьи кто?..». Преступники, захватившие автобус, решают устроить повторное слушание своих дел для пассажиров, которые должны будут выступить в качестве присяжных. Но перед этим каждому из заложников следует признаться в том, что хотя бы раз в жизни, хотя бы незначительно ему пришлось нарушить закон. И, действительно, практически у всех нашелся свой «скелет в шкафу»... Финал романа, жесткий и трагический, понятен и предсказуем для всех, кто знаком по новостным хроникам с операциями по освобождению заложников.
Алексей Слаповский является членом Союза журналистов СССР (1988), СП СССР (1989), СТД (1993), общественного совета журнала «Волга — XXI век». Был членом жюри премии «Дебют» (2001).
Отмечен первой премией на 1-м Европейском конкурсе пьес в Касселе (Германия) за пьесу «Вишневый садик» (1994), премиями Всероссийского конкурса драматургов (1996), журнала «Знамя» (2004), премии «Писатель года», учрежденной журналом «Книжный бизнес» (2005).
Н.Е. Кутейникова