Слаповский Алексей иванович

Родился в 1957 году, в селе Чкаловское Саратовской области, в семье служащих.

В 1979 году окончил филологический факультет Саратовского университета. По окончании университета работал учителем русского языка и литературы в школе, в 1981-1982 годах грузчиком, с 1982 по 1989 год корреспондентом Саратовского телевидения и радио. С 1990 по 1995 год был редактором и заведующим отделом художественной литературы журнала «Волга».

Творческую деятельность начал с драматургии: пьеса «Во-первых, во-вторых, в-третьих» написана в 1986 и в том же году поставлена Ярославским ТЮЗом. Пьесы Слаповского печатались в журналах «Современная драматургия», «Театр», «Драматург», шли на российской сцене (только в 2006 году они были в репертуаре 40 театров) и за рубежом (в Австралии, Болгарии, германии, Канаде, Польше, Швеции и др.).

Прозу публикует с 1989 года, вначале преимущественно в журнале «Волга», затем в журналах «Знамя», «Дружба народов», «Звезда», «Новый мир».

В 2001-м году Слаповский переезжает в Москву, где активно сотрудничает с телевидением и радио. По сценариям Слаповского поставлены телесериалы «Остановка по требованию» (2000), «Пятый угол» (2001), «Участок» (2003), «Свой человек» (2005), «Заколдованный участок» (2006), кинофильмы «День денег» (2006), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007).

Произведения Алексея Слаповского переведены на английский, венгерский, французский, немецкий, чешский, финский и другие языки. Слаповский является членом Союза российских писателей, Союза театральных деятелей, финалистом премии «Русский Букер» за романы «Первое второе пришествие», «Анкета», «День денег», «Качество жизни», «Они».

«Синдром Феникса» - роман, который можно рассматривать как притчу о становлении личности, о поисках человеком своего предназначения в жизни. Главный герой, Гоша, очнулся в незнакомом городе, не помня, кто он и что с ним произошло. Он заново учится жизни, так как сознание его соответствует сознанию пятилетнего ребенка. У Гоши есть одна особенность: когда он видит огонь, пламя, то теряет сознание и приходит в себя уже в совершенно новой стадии развития. Такие метаморфозы происходят с ним на протяжении всего романа: мы видим его нахальным, задиристым подростком; мечтательным, романтичным молодым человеком; серьезным, зрелым мужчиной. Вот только никак он не может вернуться к своему прежнему «я», вспомнить свою прошлую жизнь. Единственным человеком, который поддерживает Гошу в его метаниях и исканиях, оказывается Татьяна, продавщица в местном магазинчике. Она привязывается к этому странному человеку, заботится о нем, успокаивает. Когда же память возвращается к Гоше, он понимает, что вся его прежняя жизнь была пустой, бессмысленной. И только сейчас он обрел любовь, которую ждал всю жизнь.

«Пересуд» один из последних и, пожалуй, наиболее шокирующих романов Алексея Слаповского. На этот раз автор помещает героев в условия экстремальной ситуации: захват сбежавшими преступниками пассажирского автобуса. И главное, на чем делается акцент в повествовании, -- это поведение человека, оказавшегося в столь сложной и критической обстановке. Вряд ли кто-то сможет с точностью предсказать свою реакцию, и не помогут никакие инструкции и правила. И, зачастую, реакция может оказаться неожиданной для самого человека. Так и происходит в романе Слаповского: люди, всю жизнь считавшие себя смелыми, мужественными, благородными, вдруг становятся обыкновенными трусами, которые ради спасения собственной жизни готовы унижаться, заискивать и даже подставлять под оружие других людей. И, напротив, робкие, застенчивые, забитые жизнью люди внезапно устраивают бунт (возможно, первый в своей жизни). И еще одну проблему, которую писатель поднимает в своем произведении, можно обозначить известной фразой «А судьи кто?..». Преступники, захватившие автобус, решают устроить повторное слушание своих дел для пассажиров, которые должны будут выступить в качестве присяжных. Но перед этим каждому из заложников следует признаться в том, что хотя бы раз в жизни, хотя бы незначительно ему пришлось нарушить закон. И, действительно, практически у всех нашелся свой «скелет в шкафу»... Финал романа, жесткий и трагический, понятен и предсказуем для всех, кто знаком по новостным хроникам с операциями по освобождению заложников.

Алексей Слаповский является членом Союза журналистов СССР (1988), СП СССР (1989), СТД (1993), общественного совета журнала «Волга — XXI век». Был членом жюри премии «Дебют» (2001).

Отмечен первой премией на 1-м Европейском конкурсе пьес в Касселе (Германия) за пьесу «Вишневый садик» (1994), премиями Всероссийского конкурса драматургов (1996), журнала «Знамя» (2004), премии «Писатель года», учрежденной журналом «Книжный бизнес» (2005).

 

Н.Е. Кутейникова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: