Задача приключенческого романа – создать и сохранить на протяжении всего произведения эмоциональное напряжение

Завязкой приключенческого романа обычно является та задача, которую должен решить герой. Затем следуют бесконечные его приключения, своего рода игра в судьбу. Каждая новая ситуация усиливает эмоциональное напряжение повествования. На пути положительного героя непременно встаёт антигерой, который всячески мешает достижению цели. Отрицательный персонаж совершает какой-либо проступок: это может быть похищение человека, убийство или кража драгоценностей, важного документа, семейной или государственной реликвии.

Главный герой приключенческого произведения всегда стремиться преодолеть все невзгоды и несчастье, однако ему чаще всего помогает случай.

В финале отрицательный персонаж наказывается, а герой начинает новую, спокойную жизнь.

Учитывая специфику приключенческого жанра и интерес современного читателя, отечественные прозаики начала XXI века стали активно создавать новую приключенческую литературу, часто сочетающую, в себе идейно-художественные особенности литературы приключенческой, научно-художественной и фэнтези.

Привлечение такого рода литературы к процессу образования и воспитания будет способствовать активизации познавательного интереса обучающихся в области литературы.

Школьникам 13-15 лет в силу своего возраста любящих острые, динамичные сюжеты и увлекающихся сильными личностями, будут интересны романы Елены Чудиновой «Ларец» и «Лилия». Созданные по канонам приключенческого романа XIX XX вв., но и с элементами фэнтези, они повествуют о веке XVIII, о времени правления императрицы Екатерины Великой.

«Ларец» -первый роман из дилогии, посвящённый великой битве между добром и злом, в котором приключения трёх девочек чудесным образом переплетаются с судьбой России и Православие.

В погоне за необыкновенным ларцом, девочки раскрывают ужасающую тайну, грозящую гибелью России, встречаются с секретным орденом, борющимся со злом, побеждают таинственного господина Венедиктова, соблазняющего и губящего всех, кто встречается на его пути.

Главная героиня книги Нелли Сабурова, живя в православной России XVIII века, меньше всего знает именно о православии. Девочка Нелли обладает странными способностями – умением видеть в драгоценных камнях прошлое, развивает себя волшебными историями. Она даже не задумывается о том, хорошо это или плохо.

Необычные способности вовлекают девочку в опасную борьбу с господином Венедиктовым – древним финикийским демоном Хоммутабалом.

Роман Е. Чудиновой «Лилия» повествует о приключениях уже подросших героинь дворянки Нелли Сабуровой, в замужестве Елены Кирилловны Росской, супруги французского изгнанника Филиппа де Роскоф, её верной подруги – горничной и цыганки Кати. Через десять лет подруги оказываются снова в водовороте событий, их приключения становятся всё более опасными, «так как теперь против них не только демонические силы, но и целое государство, охваченное кровавым безумием»,- революционная Франция.

В произведении речь идёт о проблеме ответственности человека за свои поступки, о взаимоотношениях человека и государства, о выборе жизненного пути.

Предложив в качестве внеклассного чтения современные приключенческие романы Елены Чудиновой, «Ларец», «Лилия», «Держатель знака», роман Ивана Тырданова «Битва пророков», мы пробуждаем интерес к истории, к духовному наследию, затронем ряд проблем духовно-православного порядка.

Вариантов включение для внеклассного чтения и для самостоятельного чтения современной приключенческой литературы для детей множество. Наша задача заключается в том, чтобы расширять читательский кругозор детей, формировать систему их этико-эстетических ценностей.

«Жестокий реализм» в подростковой литературе

Подростковый период – сложный период в жизни человека. В это время происходит формирование личности, закладываются основы поведения, ценности и принципы, которым человек будет следовать в жизни. Он делает выбор: с кем он или против кого; пытается разобраться в самом себе, выяснить, где добро, а где зло; чему он лично собирается служить, к чему будет стремиться.

Ему необходимо решить какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают. И тогда возникает проблема. Казалось бы, еще совсем недавно ребенок был ласковым и послушным, а теперь стал просто невыносимым: грубит на каждом шагу, огрызается, на замечания отвечает резкостью, а то и дверью хлопнет так, что стекла дрожат. Что с ним происходит? Ничего особенного, просто он взрослеет.

В юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, познание себя. Подросток наслаждается своими переживаниями, открывает целый мир новых чувств. Открытие внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, беспомощность, развитие комплекса неполноценности - эти типичные проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются на неокрепшую психику еще недавнего ребенка, вызывая изменения в его поведении и недоумение и раздражение у родителей.

Это тот возраст, когда человек начинает осознавать самого себя и сравнивать с другими, чаще не в свою пользу. Находясь в поиске разрешения своих проблем, ответа на вопросы, подросток выбирает дорогу, связанную с опасностями.
С кем можно посоветоваться, у кого попросить помощи, поддержки? У родителей? Не всегда мы находимся в доверительных отношениях с ними. У друзей? Так они находятся в таких же раздумьях, да и жизненного опыта у них нет.

В русской литературе появились произведения молодых писателей о современных подростках, которые находятся в процессе становления, взросления, отсюда и опасения, связанные с его взаимоотношениями с самим собой и окружающим миром.

«Детство кончилось. Прежние авторитеты и запреты рухнули. Множество соблазнов манят, и все хочется попробовать самому. Юность прекрасна своими открытиями, но часто она и трагична».
Авторы этих произведений - люди зрелые. Каждый из них прошел «опасный возраст». И со своими ощущениями, впечатлениями, уроками, которые они вынесли, они делятся с подростками.
В этих произведениях поднимаются разные проблемы: испытание дружбой, первая любовь, выбор компании, взаимоотношения детей и взрослых и другие.

В литературе II ой половины XX века и начала XXI проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них — обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни.

Меняется нравственный облик современного подростка. Усложняется процесс вхождения во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.

Утверждая неразрывность миров — детского и взрослого, родителей и детей, учителей и учеников, писатели выделяют в качестве определяющего для формирования личности фактора и коллектив сверстников. Часто юный человек, не находя понимания в семье, школе, ищет его на стороне, в дворовых компаниях с их видимостью независимости, самостоятельности. Здесь возникают свои, во многом отличные от общепринятых, критерии оценки личности. Подросток уходит из под влияния семьи, школы.

Проблема самоутверждения подростка, его самоопределения рассматривается в динамике: иным содержанием наполняется сам термин, меняются приоритеты, цели и средства их достижения. При сопоставлении произведений 60-х — 80-х годов — герои Р.Погодина, А.Рыбакова, В.Железникова, Г.Левинзона — и 90-х — 2000-х — герои В.Крапивина, И.Орлова, Н.Леонова, П.Дашковой и др., невольно отмечаешь снижение духовного начала, нарастание прагматизма, жестокости в средствах достижения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: