Имя Александра Бондаря хорошо известно не только читателям североамериканских газет и журналов, но и многочисленным посетителям «сетевых» библиотек.
В повести «Барабанщица» автор ставит перед читателем непростую проблему – проблему социальной ответственности подростка в современном российском обществе, а также проблему ответственности, которую несет общество за подростка.
В повести о юной барабанщице матерые преступники ложной добротой, фальшивой заботой о девочке долго прикрывали свое истинное лицо. Они ловко использовали в своих целях одиночество и неустроенность Кати в семье, ее детскую доверчивость и неопытность. В тот день, когда она стала барабанщицей школьного корниловского отряда, отца Кати, бывшего десантника и ветерана Чечни, арестовали за уголовное преступление. Мачеха вскоре вышла замуж и с новым мужем уехала в Москву. Катя вдруг осталась одна, без друзей. Вскоре девочка попадает в странную компанию, где ее окружают «будущая актриса» Наташка Карякина, подозрительные молодые кавказцы – «отличные ребята», «авторитетный» Ашот. А позже – «добрый дядя» и мнимый «ветеран Афгана» старик Яков. Непосильной тяжестью ложится на плечи четырнадцатилетней девчонки ее неожиданная связь с чужими людьми: Катя становится невольной участницей их преступлений. Чем стало грозить Кате одиночество? Что грозит вообще подросткам, которые предоставлены сами себе, о воспитании которых никто всерьез не заботится? Кто отвечает за судьбу юной барабанщицы? Эти и другие вопросы ставит автор перед читателями. На все события, происходящие в повести автор смотрит газами главной героини. Это позволяет ему глубже раскрыть внутренний мир подростка. Такой прием самораскрытия героя характерен для этого писателя.
|
|
Душевные переживания персонажей Александр Бондарь нередко раскрывает так, что его рассказ по форме становится близок монологу героя. «Но тревога - неясная, непонятная - прочно поселилась в этой квартире. То она возникала вместе с неожиданным телефонным звонком, то стучалась в дверь по ночам под видом почтальона или случайно запоздавшего гостя, то пряталась в уголках глаз вернувшегося с работы Катиного отца». Это был своего рода сигнал о наступающей беде». Вскоре в доме произвели обыск, и отца забрала милиция. Для Кати это большое эмоциональное потрясение. «До свидания! - думала она об отце. - Сейчас мне двенадцать, через пять - будет семнадцать, детство пройдет, и в эти годы мы с тобой больше не встретимся». Но юную барабанщицу ждут впереди еще более суровые испытания. Все тревожней и беспокойней становится у нее на душе. Неясное предчувствие новой беды усиливается, нагнетается в каждом последующем эпизоде: «непонятная тревога впорхнула в комнату, легко зашуршала крыльями, осторожно присела у Катиного изголовья и, в тон маятнику от часов, стала её баюкать». Беда пришла в дом вместе с «добрым дядей» и стариком Яковом. Все напряженней становится обстановка, все острее идет внутренняя борьба. Катя поняла, что ее новые друзья – матерые бандиты и убийцы, страшные люди.
|
|
Ее охватили отчаяние и ужас, когда она догадалась, что перед ней убийцы Славкиного отца – военного инженера, работавшего над сверхсекретным правительственным заказом. Разговоры со Славкой о России и о героях далекой гражданской войны – участниках белого движения, светлые воспоминания об отце помогают Кате принять правильное решение - оставить ненавистных чужаков: «Пусть уйдут эти страшные люди. Мне их не надо. Уходите подальше! Я одна. Я хочу быть одна!» Но тут, в этот момент, какой-то настойчивый внутренний голос обращается к девочке. Убийцы не должны уйти безнаказанно – говорит он. «Как уйдут? - строго спросил Катю кто-то изнутри. - А разве можно, чтобы бандиты и шпионы на твоих глазах уходили, куда им хочется?» Катя растерянно огляделась и увидела между камнями пожелтевший лопух, в который был завёрнут браунинг.» Автор показывает упорную внутреннюю борьбу Кати с самой собою. Трудные повороты сознания, переход от одного чувства к другому исследуются писателем точно, достоверно. И героиня, перешагнув через себя, через собственный, воспитанный нашим временем эгоизм, вдруг совершает настоящий героический поступок – поступок, который могла бы совершить только настоящая корниловская барабанщица – барабанщица из далекого восемнадцатого года, с которой Катя отождествляет себя, и на которую она старается быть похожей. ««Выпрямляйся, барабанщица! - повторил ей всё тот же голос. Выпрямляйся, пока не поздно». - Хорошо! Я сейчас, я сию минуточку, - виновато прошептала Катя. Но выпрямляться ей не хотелось. «Выпрямляйся, барабанщица! - уже тепло и ласково подсказал ей всё тот же голос. - Встань и не гнись! Пришла пора!» И Катя сжала браунинг. Встала и выпрямилась. Катя выстрелила. Раз, другой, третий». В повести о барабанщице Александр Бондарь обратился к очень важной проблеме нашего времени – проблеме нравственной ценности человека – и прекрасно решил ее на современном жизненном материале.
Разговор о подвиге и героизме в повести тесно переплетается с проблемами морали, с вопросами человеческой дружбы, верности, любви. Это единство обусловливается нравственной атмосферой произведения, в котором главное – формирование лучших черт характера в тяжелых жизненных испытаниях. Критика не раз отмечала, что в большинстве произведений писателя присутствует задушевно-лирическая струя, и что такие, казалось бы, разные по тематике и по охвату событий произведения, как «Год черной обезьяны», «Ночной кабак», «Барабанщица», «Огни ночного шоссе», близки и родственны между собой по своей лирической интонации, романтичности авторского мировосприятия, остроте психологических конфликтов. Талант Александра Бондаря проявляется и в той бережности, осторожности, с которой он касается самых заветных чувств человека. Постепенно раскрывает художник внутренний мир Кати, ее тоску и раздумье об отце, догадки и предположения о случившемся: «Отец был хороший, - подумала сейчас Катя. Но как же, всё-таки, это случилось? Вот одни говорят, что &quo;довела любовь&quo;, другие, что виноват сам.» Мысль об отце не покидает Катю в самые трудные минуты. Горе так велико, что нельзя даже плакать, на душе пусто и холодно.
И Катя вспоминает: «Как усаживал он её за весла, и они плыли вечером вдвоём по реке. (Отец брал на прокат лодку.) - Папа! - просила его Катя. - Расскажи про войну. И он рассказывал. А Катя смотрела на тёмную, неподвижно застывшую воду Кубани и слушала его внимательно». Автор создает живой, эмоционально насыщенный образ. Повесть «Барабанщица» привлекает читателя правдой, прямым и честным разговором о жизни с ее сложностями, трудностями, теневыми сторонами. В острой борьбе за торжество справедливости герои повести выходят победителями. «Барабанщица» - это повесть о борьбе человека честного, прямого и искреннего. Это вклад автора в дело воспитания характера личности человека, живущего в новой, демократической России.
|
|