Отражение проблем современных подростков в повести Тамары Крюковой «Ведьма» (2006)

Тамара Крюкова тщательно выписывает психологические портреты своих героев, объясняет мотивы их поступков. Как нам кажется, каждый персонаж писательницы – находка: и скромница Тоня, обладающая невероятной экстрасенсорной способностью подчинять людей своей воле, заставляя их делать то, что она хочет, и красавица Людка, легко манипулирующая людьми, и Егор, мечущийся между двумя девочками. «Магия, мистика, ворожба присутствуют в её книгах обязательно, заманивая читателей в сюжетный лабиринт».

На общем фоне обитателей летнего лагеря, в котором происходит действие повести, выделяются образы подростков, которые и направляют поведение всех остальных, причём каждый руководствуется своими личными интересами. Следует отметить, что борьба за лидерство среди молодых людей, приехавших в лагерь, принимает уродливые формы. Крюкова пишет о Людке: «Несмотря на юный возраст, она уже твёрдо усвоила: чтобы иметь всё самое лучшее, нужно не смешиваться с толпой, а, напротив, выделяться из неё». Девочка гордится тем, что почти на каждого у неё найдется так называемый «компромат». «Не прошло и трёх дней, как Людку знал весь лагерь…То, что запрещалось другим, Людке сходило с рук», - так характеризует хитрую и вероломную девушку автор. За внешней её привлекательностью - полная бездуховность и пустота. Рисуя образ отрицательной героини, писательница создаёт метафоры: «Королева» остановилась посреди холла и привычно отметила, что ее появление оценили», сравнения: «Несмотря на свою манеру держаться, словно госпожа среди вассалов, а может быть, благодаря этой манере, Людка на редкость легко заводила приятельские отношения».

В одной команде с Людкой оказываются её фанатки, как нам кажется, не менее опасные Мася и Колобок - подростки с заниженной самооценкой, с массой комплексов, не способные на самостоятельное принятие решения без одобрения своего кумира. Как утверждают психологи, осознание ответственности и способность нести её как раз и является возрастным разделом между ещё ребёнком и уже подростком. Вполне очевидно, что Людка не отвечает за свои поступки из-за умения убеждать людей и подчинять себе. В конечном счёте крайнее проявление ею бескомпромиссности, максимализма, уверенности в своей правоте оборачиваются жестокостью. Именно она виновна в трагической гибели главной героини. «Для Людки история с Тоней явилась саморазоблачением».

В повести мы наблюдаем, как ещё не начавшаяся в полную меру жизнь ребёнка рушится из-за безразличного отношения матери. Ребенок - отражение не большого социума, а маленького - семьи. И чаще всего дети вполне похожи на своих родителей. Главная героиня - Тоня - чувствует себя пустым местом, винит себя в болезни матери, считает, что её необычные экстрасенсорные способности – это кара за грех. Писательница не боится давать героям прямые характеристики. Она пишет: «Тоня так сжилась со своей неприметностью, что это стало её второй натурой. Девочка с самого раннего детства усвоила урок: чем меньше к себе привлекаешь внимания, тем меньше побоев и страдания тебе достаётся… Она была скорее деталью декорации к происходящему».

Внутренний мир подростка почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь иногда и перед немногими избранными ребёнок открывается, но никогда до конца. Таким «одним из немногих» в летнем лагере оказался мальчик Егор. После разговора с ним Тоня стала более уверенной в себе. Юноша протянул ей руку помощи, не посмеялся над ней. Для девочки это сыграло важную роль. Впервые в жизни она почувствовала свою значимость, поверила, что у неё тоже могут быть друзья, что она может кому-то нравиться. Но Егор не знал, как себя вести с необыкновенной девушкой, он никогда не встречал таких людей, его пугала её неприспособленность к здешнему миру. Он метался между Тоней (странной, не похожей на всех) и Людкой (властной, самолюбивой, привлекающей внимание). У Тони было много попыток завязать приятельские отношения со своей соперницей, но ничего не получалось. Тоня не ненавидела Людку, она даже хотела полюбить её, но не знала как. Тогда девочка решила прочитать дневник соперницы, для того чтобы лучше понять. Неожиданно вернувшиеся соседки по комнате застали Тоню за этим занятием и всё неправильно истолковали. С дикими воплями они набросились на неё. Тоня не сопротивлялась, когда девочки били её, она уже давно привыкла к постоянным побоям матери. После этого случая весь лагерь отвернулся от неё. К тому же раскрылось, что Тоня страдает лунатизмом (ходит во сне), ребятам в лагере это не понравилось. Эти два случая способствовали ещё большему уходу девочки в себя.

Лунатизм – свидетельство наличия у Тони предрасположенности к развитию заболевания «шизофрения», того же недуга, которым страдала её мать. Это заболевание ведёт к разрушению души, что отражено в его названии: «шизо» - разрушение, «фено» - душа. Тоня не хотела, чтобы её мать называли сумасшедшей или умалишённой, поэтому она объясняла её болезнь тем, что у неё «болит душа». Как утверждают учёные-психологи, некоторые дети рождаются с предрасположенностью к шизофрении. Однако она может не развиться, если ребёнок не будет сталкиваться со стрессами, которые могут активировать генетическую программу, запуская механизмы прогрессирования заболевания. Почти вся жизнь Тони была посвящена матери: девочка не ходила в школу, так как мама была на инвалидности, за ней нужно было ухаживать. Именно поэтому у Тони не было опыта общения со сверстниками, она не знала, как себя вести с ними. Также она не представляла, как строить отношения с Егором, как показать ему свою симпатию таким образом, чтобы это было ненавязчиво. Тоня за ним повсюду ходила и улыбалась только ему, ведь он сказал ей, что она красивая, а особенно, когда улыбается. Таких слов в своей жизни она ещё не слышала, особенно от представителей противоположного пола. Писательница замечает: «Скорлупа, в которой пряталась её душа, дала трещину». Поведение главной героини повести объяснимо. Как утверждают психологи, у шизофреников специфическое мышление. У них бывают тактические замыкания: они быстро делают выводы, невзирая на обстоятельства. То, что Егор не оттолкнул Тоню в самом начале их знакомства, дало девочке основания думать, будто она нравится юноше. А он не понимал, как много для неё теперь значит, и всячески пытался отвязаться от странной девушки. Ему нравилась Людка, она была очень красивая, с ней он чувствовал себя настоящим счастливчиком, а главное - с ней не надо было подыскивать правильные слова, боясь сказать что-нибудь не то, с ней ему было намного проще.

Как утверждают психологи, отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение её действиям, способностям, внешности. А тем более, когда это происходит в подростковом возрасте, когда внешность становится важным фактором самоуважения девочки. Тоня росла в неполной семье. «Она никогда не задумывалась о своей внешности и не смотрелась в зеркало. К чему зеркало пустому месту?» - пишет Крюкова. Предположим, что отсутствие отца, усугублённое недостаточным и неадекватным влиянием матери, также могло способствовать формированию в главной героине психологических качеств «вечной девочки» - робкой, некоммуникабельной, неуверенной в себе, живущей в собственном иллюзорном мире. Она была нежеланным ребёнком. В откровенной беседе с Егором Тоня призналась: «Не было у меня отца. Мать нечистый попутал. Вот я и вышла не как люди, уродина. Мать говорит, это Господь ей кару послал за грех. Я как стала вещи глазами двигать, у неё приступы и начались. Если б не я, она б и не болела. Во всём я виновата. Лучше бы я не родилась вовсе».

Коротко обрисуем особенности поведения Тони с точки зрения психологии: девочке присущи погруженность во внутреннюю жизнь, отстранение от внешнего мира, эмоциональная холодность. Как правило, такие подростки стоят особняком от компаний сверстников. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере не позволяет ни слиться с группой, ни подчиниться ей. Попав же в подростковую группу, нередко случайно, они всегда остаются в ней на особом положении. Иногда такие дети подвергаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны других подростков, а иногда благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Но успех в группе сверстников может оказаться одним из сокровенных желаний шизоидного подростка. Фантазируют они про себя и для самих себя. В трудных ситуациях склонность к фантазированию усиливается. С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яркостью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза.

Наряду с непониманием сверстников и сложными отношениями в семье Тоня сталкивается с равнодушием тех взрослых, кто в силу своей педагогической профессии должен быть опорой и примером для подростков. Воспитатель Палыч, узнав о жестоком избиении Тони, застигнутой за чтением чужого дневника, обязан был доложить об инциденте начальству, но не стал затевать волокиту с разбирательствами. Вместо поддержки девочка услышала от педагога обвинения в воровстве и угрозы: «Ладно, на этот раз замнём, но учти, если у кого-нибудь что-нибудь пропадёт, тебе не поздоровится». Воспитатель понимал, что наказать надо было Людку с подружками, но «связываться с ними – себе дороже». Допустим, что воспитатель повёл бы себя педагогически грамотно. Возможно, трагической гибели главной героини повести удалось бы избежать.

Прозрение приходит к Егору позже, но какой ценой… Смерть Тони, в которой напрямую виновна Людка, заставила юношу сделать наконец свой выбор. Ночью, во сне, Тоня понесла записку с желанием в пещеру (все верили, что желания в записках, оставленных в пещере, сбываются). Но Людка не догадывалась и даже не желала думать о добрых намерениях Тони, написавшей в последней записке: «Я хочу, чтобы люди любили друг друга». Коварная соперница подумала, что Тоня хочет разлучить её с Егором. Она окрикнула ее в тот момент, когда девочка была на вершине горы, хотя знала, что этого нельзя было делать. Тоня упала вниз. Она не успела даже понять, где находится, как там очутилась. Ребята столпились над ней, она лежала в неестественной позе. «Егор не ответил. Он сжал бумагу в кулаке и закрыл глаза, стараясь отогнать подступившие слёзы, но они всё же заблестели на ресницах. Он вспомнил сумбурную исповедь Тони во время их первого разговора, и отдельные кусочки мозаики вдруг сложились в жуткую картину. Разговор с Тоней и её стыдливое признание, что она страдает лунатизмом… Людкин страх перед несчастной, больной девчонкой… Её крик, поднявший всех с постели… Колобок и Мася, с пришибленным видом жмущиеся в стороне…Егор вдруг отчётливо понял: Людка знала про Тонину болезнь. Падение Тони не было случайностью». Девочка побудила своих ровесников посмотреть по-новому на себя и окружающий мир. Затем Егор прогнал Людку и сказал, чтобы больше к нему никогда не приближалась. Для всех это было шокирующим зрелищем, никто из ребят не видел смерть человека так близко, прямо перед собой. Вряд ли эти дети, собравшиеся вокруг трупа Тони, переглядывавшиеся друг с другом, когда-нибудь захотят собраться снова вместе и вспомнить это лето. Впечатление от увиденного будет преследовать их всю жизнь. Им будет стыдно вспоминать, что кто-то из них мог предотвратить смерть девочки, но ничего для этого не сделал.

Как нам кажется, финал повести вполне закономерен. Тоня погибла, не успев донести записку с желанием в пещеру, поэтому оно так и не сбылось. Тамара Крюкова писала: «Если бы я закончила повесть иначе, это было бы фальшью. Мне бы не поверили. Ведь книга написана не просто ради сюжета. Мне хотелось, чтобы прочитавшие ее переосмыслили какие-то свои действия, поступки. Если человек эмоционально пережил что-то вместе с героями книги, то это переживание запомнится надолго и оставит след в душе. И пускай лучше они это переживут "в книге", чем совершат постыдный поступок в жизни».

В результате нашего анализа мы отследили, что-то, как ребенок пересечет границу подросткового возраста и насколько болезненным будет для него этот период, зависит от таких факторов, как полнота семьи, представление родителей о том, как должен протекать процесс воспитания, оценка близких, внешние данные подростка, наследственные болезни и главным образом самооценка. Все эти острые проблемы находят отражение в повести писательницы Тамары Крюковой и правдиво передают переживания, волнения, сомнения взрослеющих детей. Её произведения – «учебник жизни» для читателей, вызывающий у них интерес, дающий им душевные силы. Подростки доверяют её наставлениям, потому что ощущают искренность автора, сочувствие их проблемам.

Цель творчества Тамары Крюковой – помочь молодым людям подготовиться к вступлению в самостоятельную жизнь: «Подростки, к счастью, способны мечтать. А взрослые часто гасят в них мечту. Они говорят: куда ты лезешь, тебе все равно этого не добиться... Взрослые не понимают, что подрастающему человеку пока еще нужна точка опоры. Чтобы перевернуть мир. Или, хотя бы, изменить какую-то часть этого мира».

«Кроме умения выстроить захватывающий сюжет, Тамара Крюкова обладает и другими важными для детского писателя качествами. Она хорошо понимает и учитывает читательскую психологию… А главное, она точно знает, что хочет сказать детям». Cреди достоинств творчества писательницы cледует отметить искренность. Это находит отклик в детских сердцах.

Тамара Крюкова пишет: «Я для того и пропускаю своих героев через экстремальные ситуации, чтобы читатели на их примерах учились решать свои проблемы».

Для дополнительного чтения по теме

Перед героями повести Лии Симоновой «Круг» (1990), еще школьниками, встают недетские проблемы. В центре повествования старший класс образцово-показательной школы. У ребят складываются непростые отношения с родителями и учителями. Между собой им тоже трудно найти общий язык. Первая любовь и жестокое разочарование, ложь взрослых «во спасение» и преломление ценностей… Подростки по-разному демонстрируют свою взрослость и запутываются. «Бунтуя, они бежали от самих себя. Ненависть ко всему, что мешало им жить, желание избавиться от оков объединили их, но как же далеки они были друг от друга на самом деле». Учителя у Лии Симоновой – несколько плакатные «типы»: учитель сомневающийся, учитель ретроградный, учитель прогрессивный, учитель не вмешивающийся... Коллективное, даже стадное поведение школьников объясняется влиянием культа личности – почему не царизма? не монголо-татарского ига?! Но, несмотря на веяния времени, на отчётливую «политическую» неактуальность, «Круг» не устаревает. Характеры не устаревают.

Олеся Дубинина – школьная красавица. Боже, какие несчастные девочки эти школьные красавицы! Сейчас у Олеси ещё цветочки, ягодки впереди. Всю сознательную она будет восприниматься не как кто-то, не как индивидуальность со своими достоинствами и недостатками, а как красота плюс что-то: незначительные довески вроде мозга, совести, желаний, потребностей. Вечный цейтнот, когда с одной стороны тебя воспринимают как Идеал с большой буквы (и если поймают за воровством из холодильника…), а с другой – зависть, ревность и «далась – курва, не далась - сука». Очень трудно оставаться собой, когда ты всё время – чья-нибудь а проекция. Забываешь, кем именно надо оставаться… Оля Киссицкая – антипод Олеси. Автор не жалеет на неё мрачных красок: и самонадеянная, и грубая, и заносчивая, и недалёкая. А ведь это распространённая ситуация в группах, не только в подростковых: когда ты недурна, но не самая красивая, умница, но не самая умная, обеспеченная, но не самая богатая. Как выделиться? И на помощь приходит то, что раньше называлось «рисоваться», потом «зарываться», а теперь «выпендриваться» и «выёживаться». Рисовка действительно помогает выделиться, но в качестве кого? Лидера или… изгоя? Маша Клубничкина – ну, наверное, в каждом классе была такая «сильная личность». Агитирует, горлопанит, распоряжается – и терпеть не выносит, когда ею самою распоряжаются. Симонова гениально написала Машу дочерью военного чина, «настоящего полковника», основная задача которого – чтоб был порядочек. В определённом возрасте за «Клубничкиными» тянутся. Только повзрослев, чаще понимают, что от шумной активности этих справедливиц хорошо разве что самим справедливицам. Когда «Клубничкины» вырастают сами, что может и не произойти вовсе, они становятся настоящими полковниками.
Маша Кожаева –неглупая, философского склада девица. Заметим, у неё одной в классе есть семейный ресурс, отношения с родителями – не замкнутый круг «требование-обвинение», а процесс. И у процесса есть результат – сложившееся мировоззрение. Только у Маши хватило сил... нет, не воспротивиться подлому поступку коллектива. Просто не участвовать. Не замараться. Кто-то, возможно, скажет: умыть руки. Слава Кустов – а вот у Славы семейного ресурса нет. И его невыносимо жалко, как любого интеллектуала, у которого нет социальной опоры. Противостояние – это не его дело, темпераменту не хватает. А соглашателем быть не хочет, совесть не резиновая. Ни Дон Кихота, ни Ретта Батлера из парня не выйдет. Выйдет Вячеслав Кустов. Если повезёт. Игорь Пирогов – вечный типаж. Сыплет именами, заглавиями, цитатами, а за душой ничего, кроме поразвлечься, и чтоб за это ничего не было. Делает гадости, хотя - с отвращением. По Симоновой, это потому, что Игорь единственный ребёнок, но думается, причина глубже. Валерик Попов – классический комсомольский случай. И вашим, и нашим, а в результате – ни вашим, ни нашим. Вырастет, Ходорковским будет. Веня Прибаукин – кошмар столичных мамаш и бабушек, лимитчик-пролаза собственной персоной. Мини-Растиньяк, гроза московских квартир. Умеет жить и учит жизни богатеньких сынков и дочек за сдельную плату. А может быть, не стоило изображать его такой свиньёй? Ведь пройдёт всего пара лет, и его подлое поведение станет социально одобряемым. Алеша Столбов – вымирающий подвид «интеллигентус неприспособленнис». И вот только не надо разглагольствований на тему «туда им и дорога», «выживают сильнейшие». В семнадцать лет иметь своё видение мира – дорогого стоит. Юстина Тесли… Если Олеся - заложница своей внешности, то Юстина, несравненно более духовно одарённая, – заложница своей женственности. Жалеть, заботиться, любить, оберегать – это смысл её бытия. И она обожжётся на этом, увы, не последний раз. Такие Юстины, жертвующие собой, безумно выгодны обществу, их не учат себя защищать. Ведь это ужас как удобно, когда кто-то ради тебя приносит жертвы. Оля Холодова – нередкий тип правдоискательницы и правдорубки. А куда как легко быть правдоискателем, когда у тебя папа работает в горкоме. Правдоискатели, как чёрные кошки, несут беду. Разве правда сама по себе, не подкреплённая делом, может что-то изменить, улучшить? – размышляет директриса школы. Дело Оли – заработать себе авторитет и уважение окружающих, ничем не рискуя. Ибо папа – в горкоме. Перестройку делали Оли Холодовы для Венек Прибаукиных…

Повесть ставит перед читателем разные вопросы: Как правильно поступить? Как не упасть в глазах сверстников? Как вырваться из круга, «у которого нет ни начала, ни конца»?

 

 

Герои повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» - ученики 9 класса, их классный руководитель Евдокия Савельевна, Оля, вокруг которой разворачиваются все события произведения, и ее родители. А. Алексин в повести затрагивает один из важнейших нравственных вопросов: о посредственности и таланте, о бездуховности, эгоистичности и добросердечии.
Оленька — действительно одаренный, единственный в семье ребенок. Но какие бы ни были способности, они не оправдывают эгоизма. Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием, вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой.
Талантливый человек всегда находится в центре внимания, он выделяется из общей массы, и слияние с нею чаще всего не происходит.
Против "заметности" Оленьки борется "безумная Евдокия". Она прямолинейна и проста, и методы, которыми она пользуется в воспитании Оленьки, такие же простые. "Безумная Евдокия" борется против эгоизма. Она считает, что "данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма". Попытка привить Оленьке талант человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия не пытается уравнять талант с посредственностью. Да и что значит посредственность? Бесталанный человек? Нет. Есть представление об общем уровне. Люди получают его, и в зависимости от восприимчивости и самореализации могут открыть в себе способности к поэзии, физике, к добру, любви, отзывчивости. Получается, что бесталанных-то людей практически нет.
Евдокия — не бесталанный человек. Она пытается сделать людей лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе это "лучше". Но именно это стремление делает ее не такой, как другие. Она по-своему талантлива.
Алексин проводит мысль о том, что нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой.
Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.

Книга актера, сценариста, режиссера Валерия Приемыхова «Двое с лицами малолетних преступников» рассказывает о двух самых обычных школьниках – Севке Кухтине и Витьке Елхове по прозвищу Винт. Живут они в небольшом городке, попадают в различные, порой необычные ситуации.
В отличие от предыдущих произведений, представленных в этом обзоре, книга Приемыхова не оставляет тяжелого ощущения от безысходности. В ней много юмора. И автор подчеркивает, что и в нашей непростой жизни можно найти много светлого и радостного.

Смею утверждать, что самый ответственный возраст – подростковый, когда закладываются и укрепляются качества, которые могут стать основой поведения на всю жизнь. Литература, не скрывая жизненных сложностей, может приблизить подростков к постижению нравственных, социальных проблем действительности. Хотелось бы надеяться, что представленные в этом обзоре книги, помогут подросткам понять, что с ними происходит.

Повесть Елены Матвеевой «Прощай, Офелия!» рассказывает нам историю о подростке, в семье которого пропал близкий ему человек – жена брата Люся. Однажды утром она ушла на работу и вечером не вернулась…
Прошло несколько лет, и он случайно на барахолке увидел свадебное платье Люси, он его узнал по пятнышку зеленки. И с этого момента он начинает расследование.
Перед нами предстает детективная история, в которой главный герой разгадывает загадочную записку, исписанную «пляшущими человечками», узнает подробности о жизни Люси до замужества, знакомится со многими людьми, знавшими Люсю, и в итоге расследует преступление.
Как многие другие подростки Алексей сталкивается с такими ситуациями, в которых ему предстоит сделать выбор. Один из таких случаев касается возможности заработать «легкие деньги», ограбив поезд. В семье денег постоянно не хватало даже на продукты, тем более на модную одежду. Это было очень соблазнительно. Но… Алексей решил, что заработает себе на джинсы честным путем, а его близкий друг считал по-другому.
В одночасье можно круто изменить свою жизнь, поломать ее. И виноват в этом будешь только ты, потому что не продумал следующий шаг, который может последовать после твоего поступка, а иногда, как в этом случае, приходится платить дорогую цену.

В рассказе Ирины Полянской «Выбор» мы знакомимся с двумя подругами. Каждой из них необходимо было сделать свой выбор в жизни.
В 7 «В» пришла новенькая девочка и сразу не вписалась в коллектив. «Света явилась с собственной шкалой ценностей и всегда поступала так, как ей хочется». На все у нее было свое мнение, и она никак не понимала, как можно дружить с классом? «Так не бывает! Или это абстрактное чувство, или утонченное лицемерие. И, в конце концов, — они же серые, они - никакие, и ты хочешь среди них затеряться? Что за беспринципность такая!» И главной героине приходится выбирать: или класс, или Света. Эта дружба была одним из первых уроков, которая преподала действительность. В следующей повести этого автора «Посланник» главный герой Коля, оставшись рано без отца, пытается самостоятельно постигать жизненные законы, но не всегда у него это получается. Однажды мама наблюдала неприятную ситуацию, в которой оказался Коля, и она не могла не отреагировать на это.
«... Как - то раз мать, поднимаясь по лестнице, услышала как Коля, стоя на площадке первого этажа с товарищем, выругался. Увидев ее, он замер от страха. Мать прошла мимо него, не глядя, властной рукой взяла его за воротник и втащила в квартиру. Товарищ быстренько скатился вниз. Пока она раздевалась в коридоре, Коля стоял съежившись: ждал расплаты. Мать села перед ним на ящик с обувью и тихим серьезным голосом сказала, глядя ему в глаза: «Мне бы хотелось, чтобы ты со всеми людьми разговаривал на одном языке, а не подделывался всякий раз под твоих собеседников. Это недостойно: для одних держать в запасе одни слова, для других — другие. Такое притворство означает, что ты человек, зависимый от каждого - любой может навязать тебе свою манеру общения».

Мама приходит сыну на помощь, разъясняя, казалось бы, простые истины, но такие важные в жизни.

Повесть Натальи Соломко «Горбунок» была написана в конце 90-х годов. У главного героя повести Бориса Горбунова в его детской жизни наступили тяжелые времена: его старший брат уехал в деревню работать учителем, отца он не помнил, по семейной легенде он погиб во время испытания самолета, а мама почему-то всегда находилась на работе, а после работы она устраивала личную жизнь.
Он остался один-одинёшенек со своими проблемами. И в этот момент в их подъезде стали собираться «трудные подростки», мешая всем жильцам своими криками. Тогда Борис пригласил их к себе домой. «Это была самая счастливая пора в этой одинокой его детской зиме: ненавистная пустыня квартиры ожила, в ней появились другие люди, и тепло стало от человеческих голосов и совсем не страшно. А когда в квартиру вернулся брат, и он был занят собой, Горбунок перекочевал в подъезд, где собирались эти «трудные подростки».

«Дружба с «трудными подростками» охраняла его, хлипкого, не умеющего постоять за себя. Он так хорошо устроился в местной жизни, так почувствовал себя своим, что некий таинственный орган под названием душа будто и вправду отмер. И уже не стыдно было, и ничего не ныло внутри».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: