Екатерина Мурашова «Класс коррекции»

Екатерина Мурашова лауреат многочисленных литературных премий, пишет для подростков. Кроме того, как психолог, она рассматривает проблемы детей этого возраста в научно-популярных изданиях, вышедших в серии «Психология детства: современный взгляд»: «Ваш непонятный ребёнок», (2002), «Дети-тюфяки» и дети-«катастрофы» (2004), «Понять ребёнка» (2004).

Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» была отмечена несколькими наградами, в том числе в 2006 – Национальной детской литературной премией «Заветная мечта», в 2008 – премией «Национальный бестселлер».

Эта повесть о детях, детство которых прошло в аду.

Герои Мурашовой — это ученики класса коррекции, которых и они сами, и окружающие считают “уродами”, людьми второго сорта. Реальность нашей жизни такова, что “уродами” детей делает не природа, а взрослые: циничные завуч и директор школы, равнодушные учителя, тщеславные родители: все они стараются отделить благополучных учеников от “детей-люмпенов”. В отношении к таким детям существуют устойчивые стереотипы, которые писательница пытается разрушить.

Делается это разными путями. Прежде всего, самой формой повествования: рассказ в повести ведётся от лица Антона, ученика класса коррекции. Рассказ мальчика, которого в школе считают “психом”, отличается безупречностью стиля, точностью описаний и глубиной характеристик. Приём контраста (высокохудожественная речь от лица героя-“идиота”) знаком по повести Саши Соколова «Школа для дураков». Своему герою, ученику школы-интерната для слаборазвитых, автор этой замечательной книги доверяет полностью: весь мир в повести мы видим глазами мальчика, и такое доверие к ребёнку-изгою невероятно трогательно.

Иное в «Классе коррекции»: здесь рассказчику “помогает” взрослый автор. В его изложении передаются разговоры учителей и завуча. Каждый такой разговор — это обвинительный документ против тех, кто нарушает свой учительский долг, прикрываясь риторическими рассуждениями.

Авторское слово выводит рассказ в открытую публицистику, с характерными социальными инвективами. Но для читателей повести важнее другое, то, что скрыто, неочевидно и открывается только литературой, а не публицистикой, — это внутренний мир героев-подростков. Сюжетным толчком для его раскрытия становится приход в класс нового ученика-инвалида Юры Малькова. Физическая ущербность не мешает особой духовной силе, которую почувствовали в новичке остальные ребята. У Антона сразу возникает вопрос: откуда эта сила, кто или что стоит за ней? Оказалось, что это не крутые родители и не вера, а способность скрываться от реальности в мире, где безногие могут ходить, слепые видеть, а слабые находить защиту.

Изображение мира осуществившихся желаний хорошо знакомо детской литературе. У прежних авторов такой мир был подчёркнуто сказочным, условным, у новых — фэнтезийным, магическим, как бы “реальным”. Вот туда-то и зовёт Юра своих одноклассников. Их ждут там ковбои, рыцари и спящие принцессы — все персонажи отроческих видений и грёз. Но насладиться этой романтикой Е.Мурашова не даёт: мир мечтаний в её изображении противопоставлен реальному, и этим он подчёркнуто вторичен. Как говорит Антон, вернувшись оттуда: “Мне было весело и интересно. Мне было холодно”. Холодно потому, что все правила игры в фэнтезийных мирах давно прописаны и приходится играть только чужие роли.

Поэтому Антон предпочитает не притрагиваться к чужому мечу и чужой славе. Тем самым он теряет свой единственный шанс стать успешным. Перед нами “герой, который почему-то отказывается быть героем”, решает остаться среди реальных людей и реальных проблем. О том, какие они, мальчик знает не понаслышке — ученику из класса коррекции пришлось не раз столкнуться с социальной несправедливостью. Именно поэтому он и его одноклассники пытаются что-то изменить в нашей сегодняшней жизни, где без взаимной поддержки и помощи обойтись нельзя. Возможно, что именно в таком характере писательница Мурашова увидела черты “героя нашего времени”.

Для дополнительного чтения по теме

События другой повести Екатерины Мурашовай «Обратно он не придет» (1998) разворачиваются в Санкт-Петербурге. В центре внимания 13-летняя девочка Оля, которая, после развода родителей переехала на новое место жительства. Однажды в ее жизнь входят обитатели привокзальной «полосы отчуждения»: 15-летний Вася и 7-летний Женя. Они беспризорники - живут на улице, питаются, чем придется. Когда-то они жили в детском доме, но сбежали. Причина - бесчеловечность. Так для Оли открывается ранее неведомый мир - взрослый мир со своими проблемами, законами, совсем другая жизнь, о которой она даже не подозревала.
Не получив поддержки со стороны взрослых, Оля делает для ребят то, что может: играет с Женькой, читает ему книжки, устраивает прогулку по центру Петербурга, помогает вести нехитрый быт, буквально спасает внезапно заболевшего малыша благодаря медицинским познаниям, почерпнутыми от бабушки-педиатра. Встреча этих трёх одиночеств, разведение трудно разгорающегося костра, обречённого скоро погаснуть, не согрев, но лишь опалив собравшихся вокруг него, собственно, и составляет содержание повести. Однако рассказано в ней намного больше.
Автор истолковывает человечность как сопричастность и соучастие в судьбах других людей. А бесчеловечность – как безразличие.
Главное, что вынесла Оля из этого знакомства, это то, что «трудно в нашем мире оставаться человеком — не лгать, не льстить, не красть, не завидовать, но именно в этом суть жизни, ее стержень. При любых обстоятельствах необходимо оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!»

Тема произведения, по большому счёту, - контакт, точнее, невозможность контакта в разваливающемся обществе, которое, агонизируя, разрывает некогда единый мир на несколько параллельных - соприкасающихся, но не воздействующих друг на друга, на миры очень сытых, очень голодных и, скажем, средне упитанных, старающихся по разным соображениям не замечать ни сытых, ни голодных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: