Мерилом художественности и значительности каждого произведения современной литературы для меня становится «отсылка» к уже читанному, к известному, к классике. Я глубоко убежден, что только на основе традиции вырастает по-настоящему современная литература, разумеется, постоянно преодолевающая доставшуюся ей в наследство традицию.
Когда читаешь книжку, в которой рассказывается о том, как и каким ребенок видит мир, себя в этом мире, как он осваивает этот мир, то обязательно, прежде всего, вспоминается «Детство» Льва Толстого, этот гимн детству, той душевной гармонии, которая существует только в первые годы жизни.
Память о первой толстовской повести преследовала меня, когда я читал роман Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Может быть, это профессиональные издержки учителя словесности, но память о том, кто и как писал об этом раньше, неизбежно приходит только тогда, когда мы имеем дело с произведением большой литературы, главная особенность которой — стремление писателя осмыслить жизнь, понять, чем живут современники. «Нравственное отношение» писателя к описываемым событиям определяет смысл, строй, стиль его создания. И если Лев Толстой, обращаясь к теме детства, требовал единения человека с миром (м1ромъ), то Павел Санаев создает хронику повседневного разрушения жизни.
Санаев, в отличие от многих современных (или стремящихся подчеркнуть свою современность) писателей не пытается шокировать, раздражать, вызывать чувство брезгливости у читателя. Когда его читаешь, испытываешь подлинное наслаждение, какое приносит восприятие глубоких, по-настоящему художественных произведений.
Жизнь — борьба.