При всем внешнем разнообразии бабушкиных проклятий все они сходятся в одной точке — они несут предвкушение, пожелание, угрозу смерти. По мысли бабушки. Саши Савельева, от лица которого ведется повествование в романе, он, больной десятком неизлечимых болезней, несмотря на ее титанические усилия спасти его, непременно умрет уже в юности: «Я много болел и, по прогнозам бабушки, должен был сгнить годам к шестнадцати, чтобы оказаться на том свете. Тот свет виделся мне чем-то вроде кухонного мусоропровода, который был границей, где прекращалось существование вещей».
Сравнение того света с мусоропроводом здесь представляется очень точным в отношении вещного мира. Люди без всякой надежды вернуться, навсегда уходят в мир иной, как ненужные вещи в домашний мусоропровод. Сопоставление человека с мусором делает очень специфическими и понятия бытия и небытия, и понятие ценности
человеческой жизни. Изгваздался в цементе Саша, и это становится причиной самых страшных проклятий его дедушки и бабушки: «Все изгваздал... Чтоб у тебя этот цемент из ушей и из носа! Чтоб тебе им глаза навеки залепило!» «Нина <бабушка>, ты его только ко мне не подпускай, я его убью! — снова подал голос дедушка. — И убей! Такой твари незачем жить, только другим жизнь отравлять будет. Жаль, он совсем в цементе не утонул, отмучились бы все».
|
|
Люди и вещи. Вещный мир
Жизнь пуста, и полнится она только бессчетными, никому не нужными, нелепо расставленными вещами. Характеры героев в не меньшей степени, чем их речь и поведение, представляет мебель и убранство квартиры, где живет Саша с дедушкой и бабушкой. И вершиной нелепости предстает верх шкафа, уставленного привезенными с гастролей подарками благодарных зрителей дедушке — актеру МХАТа, когда-то игравшего в театре, а теперь ездящего с концертами по стране.
«— Надо же столько барахла в дом натащить! — ругалась бабушка по поводу разрисованной тарелки «Гульбща з турами» и вырезанного из небольшого пня Ильи Муромца. — Хоронить будут, в гроб не поместится». Опять, отмечу попутно, тема смерти — похороны и гроб.
Вещи забываются, заслоняют друг друга, теряют свое значение: «Две недели назад бабушка заварила в этом чайнике травяной сбор на основе мать-и-мачехи, поставила его на видное место и по сей день не могла найти — в кухне было такое количество банок, баночек, коробочек и пакетов, что любое видное место пропадало из глаз, стоило отнять руку от поставленного на него предмета».
Скопище вещей точно вытесняет из заполненного ими пространства человека и потому достойно пристального внимания писателя.
|
|
Фантастический мир обывателей.
Я не хуже других
Я думаю, что вещное начало — пожалуй, определяющая черта фантастического реализма. Это самый что ни на есть фантастический мир, в котором не люди владеют вещами, а вещи — людьми. И десятилетний Саша — не просто свидетель жизни взрослых, но и достойный наследник идеологии советских обывателей, усвоивших только внешние приметы людей культурного слоя.
Саша прямо говорит о себе: «Я был очень завистлив и страшно завидовал тем, кто умеет то, чего не умею я. Так как не умел я ничего, поводов для зависти было много». Нестерпимую зависть у него, вечно простужавшегося, вызывают «моржи», особенно совсем юные: «Терпение лопнуло, когда я увидел выбежавшего из бани на снег трехлетнего карапуза. Обида была страшная! Утешало лишь то, что я старше и могу хорошенько дать карапузу по мозгам. Тешиться пришлось недолго. Я вспомнил, что к шестнадцати годам сгнию, и понял, что возраст против меня. А карапуз улыбнулся мало-зубым ртом и резво побежал вдаль по снегу. Гнить он не собирался».
Притвориться здоровым и сильным в реальности невозможно, поэтому Саша с такой легкостью уходит в мир фантазии. «Я всегда знал, что я самый больной и хуже меня не бывает, но иногда позволял себе думать, что все наоборот и я как раз самый лучший, самый сильный, и дай только волю, всем покажу. Воли мне никто не давал, и я сам брал ее в играх, которые разворачивались, когда никого не было дома, и в фантазиях, посещавших меня перед сном».
Привезенный дедушкой из Ирака роскошный магнитофон может сделать Сашу равным со сверстниками из респектабельных семей. Но вот сделает или нет — неизвестно, потому что непонятно, подарил его дедушка внуку или нет. Бабушка говорит, что подарил, дедушка считает, что нет. И каждый из них свято верит в свою правду. Фантастический мир определяет свои порядки и здесь.
Детское понимание принадлежности к достойному кругу проходит через весь роман. Особенно примечательна совершенно комедийная сцена, закончившаяся скандалом по поводу растаявшего в сумке мороженого, сцена посещения Парка культуры. «Моя бабушка считала себя очень культурным человеком и часто мне об этом говорила. При этом, был ли я в обуви или нет, она называла меня босяком и делала величественное лицо. Я верил бабушке, но не мог понять, отчего, если она такой культурный человек, мы с ней ни разу не ходили в Парк культуры. Ведь там, думал я, наверняка куча культурных людей».
Так же, как уродливы и эклектичны комбинации предметов в жилище героев романа, уродливы и эклектичны комбинации их жизненных установок: «Бабушка часто объясняла мне, что и когда надо говорить. Учила, что слово серебро, а
молчание золото; что есть святая ложь и лучше иногда соврать; что надо быть всегда любезным даже если не хочется».
Для того чтобы слыть культурным, нужно читать журнал «Наука и жизнь», нужно лечиться у гомеопата, нужно бояться инфекции, нужно совать мелкие гостинцы врачам и медсестрам, нужно к месту и не к месту приводить мнение медицинских авторитетов, нужно яблоки и овощи покупать на рынке. Но при этом можно себе позволить отборной бранью оскорблять ближнего и даже близкого, можно подличать, можно учитывать в своем повседневном поведении только то, что тебе сегодня выгодно.
Определяющим для героев романа стало мещанское стремление — быть не хуже других. Когда я говорю о Саше Савельеве как о носителе жизненных ценностей его семьи, я имею в виду не только то, что он завистлив в самом прямом смысле. Бабушка его постоянно убеждает, что он не такой, как все, что он не способен делать то, что делают другие.
В пример Саше бабушка постоянно ставит его одноклассницу Светочку, у которой она узнает домашние задания для болеющего внука. Эта Светочка и на скрипке играет, и отличница, и все знает, все понимает. Кстати, для советских обывателей нормальных детей вообще не существует. Все дети — либо гениальные вундеркинды, этакие подарки судьбы, либо тяжелые инвалиды, наказание Всевышнего. Объявленный бабушкой тяжелобольным, ничего не умеющий Саша уходит в мир фантазий, в мир игры, где ему всегда предоставлена главная роль.
|
|
Перевоплощения Саши Савельеве в игре, вернее, в играх взрослых, далеко не всегда бескорыстны. Нежно любящий мать, вынужденную оставить его жить у бабушки, он, точно понимая, в чем его выгода, притворяется обожающим бабушку и преданным внуком и в спорах матери и бабушки принимает сторону бабушки. Конформизм ребенка воспринимается как продолжение семейной традиции, как вынужденные лицемерие и подлость, которые от того, что они вынужденные, не делаются менее отвратительными.