Нелепость жизни обозначена резким противостоянием поступков героев и их внутренним отношением друг к другу: они повседневно с каким-то ожесточенным упорством изводят друг друга, тогда как в душе на самом деле любят тех, кого бранят и проклинают. Дедушка, доведенный в своем скандальном ожесточении против бабушки до того, что ударяет ее в лицо, в другой сцене, когда она трет внуку яблоко, трогательно любуется ее раскрасневшимися щечками. Он на рыбалке просит приятеля оставить жене горбушки, потому что ей не рекомендовано есть свежий мякиш. И когда после очередного, особенно бурного скандала дедушка уходит из дома и прячется у товарища, бабушка не может лечь спать и делает все, чтобы немедленно вернуть его домой.
Это совершенно особое, редкое качество эпического писателя — лирический дар, когда все герои чуть смешные, по-брейгелевски нескладные, не в меру наивные, не умеющие устроить свою судьбу... И при этом очень трогательные.
Когда оскандаливаются дети
Особенно трудно и нелепо положение самого Саши Савельева: он не просто, как все дети, трепетно любит мать, он ее обожает и боготворит, страдая от недостатка общения с ней, от невозможности прижаться к ней, когда этого ему захочется. Но вынужден, по требованию бабушки,
|
|
говорить, что ему у бабушки жить лучше и он хочет жить у нее. И первое, что он делает, оставшись у матери навсегда, просит прощения за эти слова, за свою подлую измену.
Ценности обывателя
Ценностные ориентиры советского обывателя, очень болезненно и очень точно воплощающиеся в поведении бабушки: быть как все и вместе с тем презирать каждого из этих всех — характернейший признак эпохи, которая, по существу, длится по сей день, и неизвестно, когда завершится.
Причем очень важно, что перед нами семья актера Художественного театра, что мама героя «выучилась на актрису», что маленькому Саше читают книжки, да не какие-нибудь — «Алису в стране чудес»! Но обрывки образования не соединяются нравственным началом в одно осмысленное целое: внешние, случайные приметы интеллигентности есть, а внутреннего содержания ее нет. И быть не может... Короче, есть все то, что так точно Солженицын назвал «образованщиной».