А кто рассказчик и сколько ему лет?

Здесь есть одна сложность, которая затрудня­ет чтение «Похороните меня за плинтусом», как и любой книжки, посвященной детству и напи­санной для взрослых. Когда читаешь Аксакова, Толстого, Бунина, Шмелева, невольно встает вопрос — перед нами записки совсем юного авто­ра или воспоминания уже давно повзрослевшего, давно ушедшего из детства человека. В романе Санаева, написанном от первого лица, с первых строк кажется все ясно: пишет его десятилетний автор, часто, может быть, пользуясь языком окру­жающих его взрослых. Но писатель не слишком дорожит заданной иллюзией, она разрушается под напором совсем не детского, сложного, тонко­го языка романа. И иллюзия эта окончательно рушится в сценах исповеди деда на рыбалке и в гостях у Леши, свидетелем которых Саша не был.

Поэтому можно говорить о том, что первое лицо в романе достаточно условно, тем более, если всерьез воспринимать возраст этого самого первого лица. Отбор жизненного материала отдельных глав-новелл романа ведется мудрым, понимающим значение каждого отдельного собы­тия в цепи жизненных событий человеком.

Единство отдельных глав — в ощущении: жизнь постоянно чем-нибудь угрожает — инфек­цией, болезнями, ямами с цементом, скандалами и... смертью. И смерть воспринимается мальчи­ком по детским жизненным представлениям: уйти от «холодного сна могилы» можно, спрятав­шись за плинтусом, откуда видно, как по комнате ходит любимая мама.

То ли еще будет

Сценой на кладбище роман не заканчивается. Последняя глава-новелла «Хроники Раздолбая»,

никак — ни героем, ни его предысторией, ни сюжетом не связана с романом, о котором мы вели речь. Скорее всего, это мостик к следующе­му роману Павла Санаева «Хроника Раздолбая», обещанному в 2010 году издательствами Астрельи АСТ.

Вот прочитаем эту новую книгу и проверим, действительно ли в нашу литературу пришел не автор одного яркого романа, а интересный, само­бытный, связанный с классической традицией писатель. Хочется в это верить. Во всяком случае, роман «Похороните меня за плинтусом» дает для этого все основания.

 

 

Русская словесность, 2008, №1, стр. 36-42. Н.Е. Кутейников, Г. А. Енукова «Современная приключенческая литература для подростков и юношества на уроках в школе»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: