В Церкви можно найти очень много схожего с миром, тем не менее, мы говорим о чем-то совершенно другом. Иисус — Господь над Церковью. Верующие идут на небеса. Божье Царство, без сомнения, отличается от царства этого мира. Божье Царство исполнено совсем другого духа, чем мирская система, и идет совсем к другой цели. Говоря об этом, Иисус проводит Четкую границу между тем, как поступают господствующие в мире и как должны вести себя ученики. В Евангелии от (Луки 22:24-26) написано:
«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: кто из вас больше будь как меньший, и начальствующий — как служащий».
Мы видим, что Иисус не устраняет всякую власть и порядок, а говорит о том, какой дух должен наполнять порядок, необходимый в Церкви. Позиция лидера не отменяется, просто ее сущность должна очиститься от характера мира. В этом вопросе верующие порой заходили слишком далеко и воспитывали у себя недоверие и презрение к любой форме лидерства. Это вовсе не решит проблемы. В духовных вопросах Иисус не отстаивал ни диктатуру, ни анархию или светскую демократию. Он говорил о том, что Его Дух, дух служения, исполненного любовью, должен царить в структурах, без которых нельзя обойтись.
Каждому времени свойственна своя структура, и ее можно было бы с легкостью увековечить. Часто структуры меняются для того, чтобы удовлетворять потребностям времени. Когда изменяются структуры, должны сохраняться основные библейские принципы порядка и лидерства, иначе можно отойти от библейской модели. В наши дни различные виды демократических народных движений оказали влияние на свободные церкви. Они принесли много пользы, признав права простого человека во времена чрезмерного светского и религиозного контроля над личностью. Но сегодня, спустя сто лет после утверждения принципов демократизма, становится очевидным, что подчас эти методы препятствуют работе и являются крайне неэффективными. Для некоторых людей этот вопрос зашел так далеко, что защита понятия демократия стала важнее защиты его библейского смысла или необходимости исполнять задачу, которая стоит перед Церковью.
Я не стану углубляться в детали и рассуждать о месте пророческого лидерства, которое несет видение, и противопоставлять его демократии в церкви. Само собой, должно быть место для того и другого. Каждый человек должен выполнять свою задачу и иметь возможность выражать свое мнение, а также тем или иным образом участвовать в процессе принятия решений. В то же самое время в Церкви есть то, чего нет в светской демократии, где утверждается, что власть исходит от народа. Иисусу принадлежит вся власть на небе и на земле, и от Него исходит власть, порядок и пророческая инициатива. Посредством Своего Духа Он передает это как лидерам, которых Он поставил на служение, так и народу, которым принимает участие в работе. Тем не менее, это не означает, что лидеры свободны, делать, что им заблагорассудится. Они ответственны перед Богом и людьми, которым служат, и обязаны действовать открыто. Им необходима целостность и честность, чтобы завоевать и сохранить доверие людей. Миру никогда не понять, как Бог может говорить Своим слугам, поэтому это всегда будет камнем преткновения для светского общества и возлюбивших мир христиан.