Распространение кальвинистского учения во Франции

Слои населения, поддерживающие кальвинизм Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции
Представители старинной знати Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости
Часть дворянства Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви
Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви
Некоторая часть крестьянства Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви

Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом, обращения к художественной литературе. Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников полезно включить в содержание рассказа характеристику государственного деятеля, данную французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем.

Добродетель в политике — это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел.

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан? Чтобы восстановить те далекие события, учитель привлекает фрагмент из книги И. Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля... Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.

Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож — католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.

...Екатерина Медичи... не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже... Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля.

Далее рассказ продолжается по учебнику. Заканчивая эту часть урока, следует провести беседу с учащимися, в ходе которой станет очевидно, что им понятны религиозные, социальные, политические причины, которые привели к трагедии Варфоломеевской ночи. Семиклассники выскажут свое осуждение в адрес религиозной нетерпимости и фанатизма, приводивших к кровопролитиям и повторяющимся в наше время.

Рассказывая о «войне трех Генрихов», учитель может сказать, что обстановка в стране к началу правления Генриха III была очень сложной. Католики, рассчитывавшие, что после Варфоломеевской ночи гугенотам придет конец, были разочарованы и недовольны новым королем. Им казалось, что он недостаточно ревностно защищает веру. До 1572 г. он (тогда молодой принц Анжуйский) прославился как фанатичный католик, враг гугенотов. Накануне Варфоломеевской ночи именно Генрих III настоял на том, чтобы неожиданно ударить по этим «еретикам». Но, став королем, он разочаровал «добрых католиков», оказавшись весьма разумным политиком. В стране, где французы с обеих сторон призывали к насилию и убивали друг друга, он пытался установить мир. Будучи королем, он не казнит «еретиков», не ведет крупных войн, предпочитает переговоры. Смерть бездетного младшего брата в 1584 г. означала, что наследником французской короны становится гугенот Генрих Бурбон, и тогда дворяне-католики восстановили Католическую лигу во главе с Гизами. Для них смена династии означала потерю доступа к казне, к высшим должностям и землям, и это сплачивало «добрых католиков». В Париже параллельно создается Лига горожан, цель которой — не допустить резни католиков гугенотами. Особенно ревностные члены Лиги планировали не только занять укрепленные пункты столицы, но и захватить короля, постричь его в монахи или даже убить. Эти события подтолкнули Генриха III к расправе с Генрихом Гизом и руководителями Лиги.

Пятый пункт плана может быть рассмотрен путем рассказа учителя и работы с документом (Нантский эдикт). Затем ученики в форме плана записывают в тетрадь те действия Генриха IV, которые позволили ему получить лестную характеристику «короля, спасшего Францию».

Последний сюжет изучается по учебнику. Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно. При возможной нехватке времени на уроке эти вопросы могут быть перенесены в домашнее задание. В заключительной части занятия учащиеся предъявляют свои варианты решения учебных проблем.

 

1 Рациональный — разумно обоснованный, целесообразный.

2 Эпитафия — надгробная надпись.

3 Теология — систематизированное изложение вероучения.

4 Ландскнехт — наемный солдат, наемник.

Раздел II. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ) (5 ч)

Тема I. НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И РОЖДЕНИЕ СВОБОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОЛЛАНДИИ (1 ч)

УРОК 16. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Нидерландская революция и рождение сво­бодной республики Голландии: 1. «Жемчужина в короне Габсбургов». 2. Про­тиворечия обостряются. 3. «Верны королю вплоть до нищенской сумы». 4. Иконоборчес­кое движение. 5. Время террора. 6. Лесные и морские гёзы. 7. Испано-нидерландская война. 8. Рождение республики. Возможная личностно значимая проблема: самоотверженный, упорный труд челове­ка — условие любой прогрессивной преобра­зовательной деятельности
Планируемые результаты изучения материала Школьники понимают, что различия в традици­ях, обычаях, религии, экономических интересах Испании и Нидерландов стали причиной борь­бы последних за Реформацию и создание неза­висимого национального государства; это дви­жение явилось национально-освободительной революцией
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий: 1. Одним из направлений борьбы жи­телей Нидерландов являлась борьба против ка­толической церкви. Подумайте, почему авторы учебника поместили эту тему не в раздел, где рассказывается о Реформации в Европе, а в раздел о ранних буржуазных революциях. Со­гласны ли вы с этим? Свою точку зрения ар­гументируйте. 2. Выделите причины освободи­тельной борьбы Нидерландов против Испании и запишите их в тетради в виде плана. Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: рассужде­ние (о причинах противоречий между Нидер­ландами и Испанией), сюжетный повествова­тельный рассказ (о борьбе жителей Нидерландов с Испанией), персонификация (В. Оранский, Филипп II, Альба), эвристическая беседа (об итогах революции и ее значении), организация работы учащихся с документом, обучение ре­шению проблемно-познавательных заданий. На уроке используются внутрикурсовые связи (§ 11—14) и межкурсовые связи с историей Отечества (Петровская эпоха)
Развитие умений учащихся Учатся выделять главное, применять ранее по­лученные знания для изучения нового матери­ала, работать с документами и текстом учебни­ка, решать проблемы, участвовать в дискуссии, составлять характеристику исторического дея­теля, использовать знания, полученные в ре­зультате чтения художественной литературы
Основные понятия и термины Штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 15. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Нидерланд­ская революция в XVI в.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литерату­ры: Энциклопедия для детей: Всемирная исто­рия.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 358—361. Ш. де Костер. Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке. Ларетта Э. Слава дона Ромиро.— М., 1961. Репродукции картин: Питер Брейгель. Про­поведь Иоанна Крестителя (1566). Ханс Бол. Пейзаж с погонщиком коров. Сельские развле­чения (вторая половина XVI в.). Питер Стевенс Младший. Вид портового города (1600). Луис де Колери. Вид гавани. Хендрик Аверкамп. Баржа с сеном. Арт ван дер Нер. Зим­ний городской пейзаж с конькобежцами. Адриан ван Остаде. Группа крестьян в дверях фермы. Мозес Терборх. Кавалер в плаще и ши­рокополой шляпе. Виллем ван де Велде Старший. Флот в гавани

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: