Комментарии к технологической карте

При проверке домашнего задания следует особое внимание уде­лить вопросам о причинах и значении революции в Нидерландах, а также самому понятию «революция». Это создаст условия для логичного перехода к изучению новой темы. Основная задача пер­вого урока — углубить представления учащихся о причинах, вы­зывавших революционные взрывы.

Учащиеся уже знают о политическом и государственном уст­ройстве Англии, ее социальном составе в XVII в., так как изуча­ли § 3, 6 и 13. Учитель называет тему урока и знакомит учащих­ся с проблемными заданиями.

Первый и второй пункты плана рассматриваются в ходе бесе­ды, где семиклассники, актуализируя ранее полученные знания, повторяют и углубляют представления о политическом, экономи­ческом, социальном и духовном развитии Англии к середине XVII в. Хорошо передает атмосферу духовного пробуждения народа, интереса к религиозным учениям, поиска истины памфлет того времени.

Религия теперь стала темой всеобщих разговоров и застольных бесед в тавернах и пивных, где едва можно было найти пять человек, придержи­вающихся одного мнения, и тем не менее каждый считает, что он прав. Один желает избавиться от молитвенника (англиканской церкви), считая его ложным, другой нападает на одежды и обычаи клира; один не желает коленопреклоняться, другой не желает стоять, третий желает сидеть. Один не желает бить поклоны, другой не желает снимать шляпу, третий считает папизмом все хорошие обряды... Один считает, что спастись можно с по­мощью добрых дел, другой желает спастись только голой верой и вовсе не желает совершать какие-либо дела. И так вера колеблется туда и об­ратно при каждом дуновении доктрины.

Работая над вопросом о причинах революции (третий пункт плана), учащиеся одновременно решают поставленные перед ни­ми проблемы. В слабо подготовленном классе для этого могут быть использованы приемы беседы и комментированного чтения документов с последующей записью в тетради причин революции. В более подготовленном классе учащиеся самостоятельно читают документы и выделяют причины революции, затем результаты ра­боты корректируются во время фронтальной беседы.

Учащимся следует разъяснить несколько моментов: 1. Недо­вольство экономической политикой короля, поддерживавшего це­ховую систему и монополии, существовало, но Англия была, на­ряду с Голландией, самым развитым в экономическом плане государством. В целом экономическая политика английского пра­вительства способствовала развитию национальной промышлен­ности и торговли, и лидерам Долгого парламента не было необ­ходимости эту политику менять. 2. Борьба парламента против короля за сохранение старых традиционных порядков (прав пар­ламента), измененных существующей властью, не является борь­бой за возвращение к традиционному обществу. Эти требования просто придавали видимость законности далеко идущим револю­ционным требованиям, целью которых было установление нового государственного и общественного порядка. 3. Следует учитывать, что кризис отношений между обществом и королевской властью был вызван непомерным ростом расходов на содержание расту­щего и расширяющегося бюрократического аппарата и усиление централизации.

Конфликта можно было бы избежать, если бы король был склонен к компромиссу и пошел на проведение реформ в облас­ти административной системы, но здесь требования общества на­толкнулись на личные качества Карла I, лишенного интеллекта Елизаветы I, уступчивости Людовика XIII и мудрости Ришелье.

Рассказывая о борьбе Карла I с парламентом, следует уделить внимание личности английского короля (его портрет имеется в учебнике), подчеркнув, что король по своему характеру в отли­чие от Елизаветы I не являлся дипломатом.

Все это в целом привело к революции, происходившей в фор­ме гражданской войны. Революционные гражданские войны этой эпохи отличались тем, что имели очень широкий социальный состав участников и включали в той или иной степени все сословия и социальные группы. Размежевание враждующих ла­герей в них шло не по сословному (каждый враждующий лагерь включал представителей всех сословий), а по мировоззренческому признаку. Эти гражданские войны охватывали всю страну и стремились остановить, ограничить усиление центральной власти, проводящей абсолютистскую политику в административной, нало­говой и религиозной сферах. Самой мощной революционной граж­данской войной этой эпохи по масштабам политических измене­ний, остроте религиозного конфликта, широте идеологических разногласий, по раскрытию демократических возможностей в кон­ституционном творчестве и развитии принципов республиканизма была Английская революция. Нигде так, как в Англии, не была политизирована армия. В Англии зародилось первое «левое» по­литическое движение — левеллеры.

Шестой и седьмой пункты плана следует рассматривать в объ­еме учебника. Если останется время, то, говоря об армии Кром­веля, следует отметить, что в ней большое внимание уделялось наведению среди солдат строгой дисциплины. В качестве иллюс­трации можно привести документ.

Вчера в военном суде был подвергнут суду некий Марко, ирлан­дец, известный пьяница, сквернослов и человек, который нахально вел себя по отношению к главнокомандующему. Он был признан винов­ным без всякого снисхождения... приговор ему был прост: проткнуть язык раскаленным докрасна железом, посадить в тюрьму на 14 дней на хлеб и воду и с позором изгнать из армии. Другой преступник был отдан под суд за нарушение порядка в месте своего постоя и был приговорен к нескольким неделям заключения и к выставлению на ба­зарной площади в месте нахождения главного штаба во время рыноч­ного дня в течение часа с указанием вины, написанной большими бук­вами на груди...

Эти сведения важны и при изучении истории Тридцатилетней войны, когда речь пойдет о дисциплине в европейских армиях; они позволят провести сравнение порядков в армии парламента и в армиях, сражавшихся в континентальной Европе.

Если на уроке не была организована работа с документами для выяснения причин революции и поэтому имеется дополни­тельное время, можно подробнее остановиться на вопросе суда над королем и его казни.

Суд над королем Карлом I проходил в главном зале Лондона, Вест­минстер-холле, 20 января 1649 г. Вот как историк описывал это собы­тие: «Охрану дома круглосуточно несли 200 пехотинцев и отряд кавале­рии. 20 января, около двух часов пополудни, члены суда, предшествуемые 20 стражами, вооруженными алебардами, и клерками, несшими меч и скипетр — знаки высшей власти, вошли в зал и заняли свои места. Их скамьи были покрыты красным сукном. Кресло председателя стояло на возвышении. С обеих сторон от него располагались кресла двух его помощников. Все трое были в черных судейских мантиях. Перед ними на­ходился стол секретаря и несколько поодаль — обитое красным кресло для подсудимого. Но вот появился король в черном платье, окруженный двенадцатью солдатами. В знак непризнания полномочий суда он наро­чито не снимал шляпы. Не глядя по сторонам, Карл быстро прошел и сел в предназначенное для него кресло спиной к публике.

Суд завершился приговором короля к смертной казни.

Из приговора верховного суда над королем,
27 января 1649 г.

После обстоятельного и зрелого взвешивания всех данных и после рассмотрения общеизвестных фактов, касающихся обвинений, предъ­явленных ему... суд по разумному убеждению и по совести вполне удостоверился в том, что названный Карл Стюарт виновен в том, что поднял против парламента и народа войну, поддерживал и продолжал ее, за что он признается обвиненным... Он был и является виновным в преступных намерениях и попытках... и в том, что он был и явля­ется виновным в государственной измене... За все эти изменнические действия и преступления настоящий суд приговаривает его, настояще­го Карла Стюарта, как тирана, изменника, убийцу и общественного врага народа к смерти путем отсечения головы от туловища.

Продолжая рассказ, учитель говорит:

«...День выдался на удивление морозным. Темза покрылась льдом. На площади, с трех сторон огороженной зданиями королевского дворца Уайт­холл, раздавался стук топоров — шли последние приготовления к пуб­личной казни. Здесь сооружался помост, на котором Карл должен был умереть. В два часа пополудни король, одетый в черное, в сопровожде­нии усиленного военного конвоя появился на площади. Помост был ок­ружен несколькими шеренгами кавалерии, отделявшими место казни от зрителей. Вся площадь была запружена народом, многие забрались на уличные фонари, балконы и крыши окружающих домов. На помосте сто­яли наготове палач и его помощник. В обязанности последнего входило высоко поднять отрубленную голову, выкрикивая: «Вот голова изменни­ка!» Они были в полумасках и к тому же загримированы (им приклеи­ли усы и бороды), в одежде моряков. Помост был задрапирован черным. Король взошел на помост в сопровождении епископа, избранного им в духовники. Оглядевшись вокруг, он вынул из кармана сложенный лист и обратился к охране, ибо другие его не могли расслышать, с «прощаль­ным словом». Затем, опустившись на колени, он положил голову на пла­ху и через несколько мгновений вытянул вперед руки — это был знак палачу, и тот одним махом топора отрубил ему голову. Дело было сде­лано. Кавалерия быстро рассеяла толпу, и площадь опустела... Так Анг­лия стала республикой...»

  Вопросы: 1. Согласны ли вы с обвинениями, выдвинутыми парламентом в ад­рес короля? 2. Считаете ли необходимым вынесение смертного приговора? 3. О каких личных качествах Карла Стюарта говорит его поведение во вре­мя казни?

В заключение урока учащиеся еще раз предъявляют результа­ты своей работы на уроке, говоря о причинах революционной гражданской войны в Англии. Учителю следует подчеркнуть, что неспособность короля и его окружения к компромиссу как средству разрешения противоречий привело к падению монар­хии в Англии. Домашнее задание указано в технологической карте.

УРОК 18. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Революция в Англии. Путь к парламентской монархии: 1. Движения протеста. Левеллеры и диггеры. 2. Протекторат О. Кромвеля. 3. Борьба за ко­лонии и морское господство. 4. Реставрация Стюартов. Конец революции. 5. «Славная ре­волюция» и рождение парламентской монархии. 6. «Владычица морей». Возможная личностно значимая проблема: научиться уважать законы и конституцию страны
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся осознают, что «славная революция» и распространение идей пуританизма разруши­ли традиционное общество и уничтожили абсо­лютную монархию, что создало условия для раз­вития капиталистического хозяйства. В Англии утвердилась парламентская монархия. Англича­не первыми среди других европейских народов завоевали ряд личных прав и свобод
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Сравните систему управления стра­ной при Стюартах, в период диктатуры Кром­веля и в конце XVII в. Когда, по-вашему, в Англии был уничтожен абсолютизм? Подумай­те, какие доказательства вам следует использо­вать, чтобы подтвердить крушение абсолютиз­ма. 2. Вы познакомились с портретами поли­тических деятелей эпохи Английской револю­ции. Подумайте, какие черты характера этих людей повлияли на ход событий революции и ее результаты. Мог ли ход событий в Англии получить другое направление? Форма урока: комбинированный урок с эле­ментами лабораторной работы и дискуссии. Приемы деятельности учителя: размышле­ние (о корнях движений протеста), сюжетный повествовательный рассказ (протекторат Кром­веля), информативное сообщение (реставрация Стюартов и «славная революция»), эвристиче­ская беседа (значение революций в Англии), обучение решению учебных проблем, организа­ция дискуссий
Развитие умений учащихся Учащиеся, пользуясь памяткой, учатся состав­лять характеристики исторических личностей, воссоздавать их исторический образ, устанав­ливать связь между их деятельностью и разви­тием исторического процесса; делают сравни­тельный анализ, учатся вести дискуссию, использовать иллюстративный материал в ка­честве источника знания, аргументировать свою точку зрения
Основные понятия и термины Парламентская монархия, левеллеры, диггеры, протектор, протекторат, тори, виги, спикер
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 17. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Англия во время буржуазной революции» и «Западная Ев­ропа в 1763 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художе­ственной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 485—489. Е. Б.Черняк. Судебная петля: Секретная ис­тория политических процессов на Западе.— М., 1991.— С. 203—213. Т. А. Павлова. Закон свободы: повесть о Джерарде Уинстенли; Кромвель. Репродукции картин: У. Хогарт. Серия гравюр «Выборы». 1. Предвыборный бан­кет. 2. Подкуп избирателя. 3. Голосование (Вы­боры в парламент). Альбом «Уильям Хогарт и его время».— Л., 1977

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: