Комментарии к технологической карте

В начале урока проводится беседа, в основе которой лежат вопросы и задания к первой главе учебника. Семиклассники от­мечают, что главным итогом развития западноевропейского общества в XVI—XVII вв. является дальнейшее разрушение основ тра­диционного общества в хозяйственной, политической и духовной сферах, и приводят примеры, раскрывающие эти положения.

Затем учитель делает короткое вступление ко второй главе учебника, указывая, что одним из основных вопросов содержания нового материала является изучение революционных процессов в обществе в период раннего Нового времени. «Восстановив кар­тину революций в Нидерландах в XVI в. и в Англии в XVII в., изучив их историю,— говорит учитель,— мы должны понять, ка­кие причины приводили к революционным потрясениям в обще­стве, и высказать свое мнение об их значении».

Переходя к изучению нового материала, учитель знакомит уча­щихся с темой, планом урока, с проблемным и познавательным заданием. Познавательное задание обязательно для всех, решить проблему, в связи с ее сложностью для семиклассников, предла­гается желающим.

Главная задача — показать, что причинами революции стали различия между Нидерландами и Испанией в области религии, традиций, культуры, экономических интересов. Следует подчерк­нуть, что еще более нетерпимыми, чем налоговый гнет, было обычное для Испании высокомерное отношение к населению за­висимых от нее территорий и проводившаяся религиозная поли­тика, в основе которой лежал фанатичный католицизм. Очень важно показать, что достигнутая в результате героической нацио­нально-освободительной борьбы народа государственная незави­симость и свобода вероисповедания создали условия для успеш­ного развития капиталистического хозяйства.

Рассказывая о распространении кальвинистского учения в Ни­дерландах, учитель может привлечь следующее описание тайной сходки протестантов в сельской местности: «...массы народа схо­дились по нескольку тысяч на открытых местах; сход загоражи­вался повозками и срубленными деревьями; в середине становил­ся на возвышение проповедник, ближе к нему женщины, дети, безоружные; снаружи большим кольцом помещались вооружен­ные и всадники на случай защиты от нападений; народ пел псал­мы...» (Виппер Р. Ю. История нового времени.— Киев, 1997.— С. 78).

После рассмотрения первого и второго пунктов плана учитель проверяет выполнение познавательного задания. Учащиеся предъ­являют составленный по ходу рассказа учителя план ответа на во­прос о причинах освободительной борьбы Нидерландов против Ис­пании. В сильном классе возможен вариант самостоятельной работы семиклассников с учебником и картой. В слабом классе учитель делает запись ответа на познавательное задание на доске.

Объяснение учителя по третьему, четвертому и пятому пунк­там плана можно провести в объеме учебника. Зато сюжет о мор­ских и лесных гёзах при желании может быть дополнен песней гёзов.

Десятый пфенниг
  Родимый край, вставай на бой, Поможет Бог борьбе такой, Погибнут все злодеи. Богобоязненной рукой Сорвем веревку с шеи. Испанцы вешателя шлют, И тот, верша неправый суд, Ярится как антихрист. Он идолов расставил тут И наши деньги вытряс. Испанский вешатель-злодей Все больше пьет и жрет жирней, Сживая нас со света. Бродяги, странники морей, Отмcтим ему за это! Десятой долею, подлец, Он разоряет нас вконец, Казня еще суровей... Страна родная, каждый грош, Который втайне соберешь, Неси не в ларь испанский, А тем, кого в лесах найдешь,— Их принц ведет Оранский. Отдать ли деньги палачам Иль нашим гордым смельчакам, Решить давно пора нам. На битву, гёзы! Счастья вам! Позор и смерть тиранам!

События испано-нидерландской войны рассматриваются в пре­делах учебника. Для лучшего усвоения фактического материала следует по ходу рассказа учителя записывать на доске хроноло­гию событий:

  1566 г. — начало иконоборческого движения;
  1567 г. — вступление испанской армии в Брюссель;
  1572 г. — начало военных действий между Нидерландами и Испанией;
  1579 г. — подписание Утрехтской унии;
  1588 г. — создание Республики Соединенных провинций.

В последней части урока подводятся итоги национально-осво­бодительной борьбы жителей Нидерландов против Испании. Го­воря о том, что революция способствовала превращению Голлан­дии в самую экономически развитую страну в Европе, учитель рассказывает:

«Зеландия, юго-западная часть Соединенных провинций, расположен­ная на островах в устье Рейна, Мааса и Шельды, держала теперь в сво­их руках концы всех водных путей, выходивших из Бельгии. После раз­рушения испанцами Антверпена его значение перешло к Амстердаму, главному городу Голландии. В то же время голландцы продолжали тор­говать с Испанией. Даже во время войны они открыто или под чужими именами доставляли в Испанию строительный материал и паруса для ко­раблей, продавали в страны Южной Европы зерно, вывозя его из при­балтийских стран. Все больше и больше развивалось голландское рыбо­ловство, особенно ловля сельдей, которых продавали в страны Северной Европы. Недаром говорили, что «Амстердам выстроился на хребтах сель­дей». Из Голландии вывозились мясо, масло. Пользуясь своим положе­нием между северными и южными морями, голландцы стали посредни­ками в европейской торговле, «морскими перевозчиками». Современник этой эпохи писал о Голландии: «Жители ее, подобно пчелам, высасыва­ли сок со всех стран: Норвегия была их строевым лесом, берега Рейна и Гаронны — их виноградниками, Германия, Испания и Ирландия — их овечьими загонами, Пруссия и Польша — их житницами, Индия и Ара­вия — их садами». В одной только провинции Голландии торговый флот насчитывал 10 000 судов с занятыми на них 250 000 человек.

Голландские купцы включились в борьбу за колонии. В начале XVII в. они проникли в Африку и занялись работорговлей (черных ра­бов доставляли в Америку). Они создали Ост-Индскую компанию для торговли с Индией, Китаем. В середине XVII в. голландец Тасман пер­вым из европейцев исследовал побережье Австралии и Новой Зеландии. Он открыл ряд островов в Тихом и Индийской океанах. Остров Тасма­ния назван в его честь.

В начале XVII в. Голландия наряду с Англией стала ведущей страной в области производства и торговли. Одна за другой росли мануфактуры, а голландские сукна и голландское полотно считались лучшими в Евро­пе, их покупали и в России.

В республике установилась свобода вероисповедания. Хотя государ­ственной религией стал протестантизм, католиков не притесняли. Сво­бодой вероисповедания пользовались также и евреи. В XVII в. Голлан­дия стала прибежищем для европейских эмигрантов, вынужденных бежать из своих стран за проявление свободомыслия.

В Голландии печатались книги, выражающие самые разные точки зре­ния, но особенно важно отметить, что в стране стали издаваться газе­ты — новое для того времени средство общения между людьми. Газеты издавались частными лицами и выходили два-три раза в неделю. Они представляли собой небольшие листки, в которых сообщались новости со всех концов Европы — их присылали специальные корреспонденты. Покупали газеты все — от богатых банкиров до простых лавочников и лодочников. На картинах художников того времени можно увидеть посе­тителей кабачков, читающих газеты. Печатались и памфлеты, затрагива­ющие острые вопросы европейской политики, что вызывало протесты со стороны правительств соседних государств».

В заключительной части урока проверяется выполнение позна­вательного задания и решение проблемы. Учащиеся отмечают, что национально-освободительная борьба в Нидерландах является ре­волюцией, так как движение велось не только за реформацию церкви, но имело своей целью и уничтожение национального гне­та и всех препятствий, которые мешали развитию свободной ду­ховной и экономической жизни. К власти пришли люди, занимав­шиеся капиталистическим предпринимательством, это уничтожало старые традиционные отношения. Домашнее задание указано в технологической карте. Здесь же указываются рисунки и карти­ны художников, использование которых может помочь сформиро­вать у учащихся образы страны и ее народа.

Тема II. РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ (2 ч)

УРОК 17. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Парламент против короля. Революция в Англии: 1. Англия накануне революции. Стюарты на тро­не. 2. Пуританская этика и образ жизни анг­лийского общества. 3. Причины революции. 4. Борьба Карла I с парламентом. 5. Начало революции и гражданская война. 6. Оливер Кромвель и революционная армия. 7. Победа парламента; казнь короля и установление рес­публики. Возможная личностно значимая проблема: успех деятельности человека зависит от черт его характера, в том числе и от умения пойти на компромисс, если этого требуют важ­ные обстоятельства
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся осознают, что революция в Англии была вызвана сложным и неразрывным пере­плетением социальных и религиозных причин: противоречиями между Стюартами, желавшими править, не считаясь с парламентом, и обще­ством, требовавшим уважения прав парламен­та и соблюдения законов; недовольством суще­ствующей административной системой; требо­ваниями пуритан «очистить» господствовавшую англиканскую церковь; недовольство королем, поддерживавшим старые традиционные формы экономической деятельности, что в какой-то сте­пени мешало развитию капиталистического предпринимательства; недовольство внешней политикой Стюартов. Учащиеся понимают, что революция в Англии развивалась в форме гражданской войны, имев­шей широкий социальный состав и расколов­шей все общество на два враждебных лагеря
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Выде­лите причины революции в Англии. Сравните их с причинами революции в Нидерландах, най­дите общие черты и различия. 2. Проанализи­руйте приведенный ниже текст и извлечения из документов в конце § 16 (Великая ремонстра­ция и Обвинение против короля) и сделайте вывод, в чем заключался корень противоре­чий, существовавших между королями и значительной частью общества в Англии в XVII в. «Итак, монархия есть подобие божест­венной власти. Во-первых, ее основание заклю­чено в Священном Писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего королев­ства, и, в-третьих, она коренится в законе при­роды... Титул короля божественного происхож­дения, поскольку короли только Богом посажены и только перед ним отчитываются за свои де­ла»,— заявлял Карл I. Форма урока: комбинированный урок или урок — лабораторная работа. Приемы деятельности учителя: размышле­ние и беседа (о причинах революции в Англии), рассказ (о гражданской войне между королем и парламентом), персонификация (О. Кромвель), организация лабораторной работы с документа­ми и текстом учебника
Развитие умений учащихся Учатся работать с документами, выделять глав­ное, устанавливать причинно-следственные свя­зи, актуализировать ранее изученное, состав­лять характеристики исторических деятелей, решать проблемы и предъявлять результаты сво­ей работы
Основные понятия и термины Джентри, режим личного правления, граждан­ская война, круглоголовые, кавалеры
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 16. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Англия во время буржуазной революции». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художествен­ной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 482—485. В. Скотт. Пуритане; Роб Рой; Приключения Найджела; Легенда о Монтрозе; Черный карлик; Эдинбургская темница. А. Феличе. Клуб тетушки Сидони. Репродукции картин: Ван Дейк. Король Карл I, Ан­глийский. Р. Уокер. Оливер Кромвель

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: