Как сделать выступление более убедительным?

Составляя текст выступления, следует использовать риторические фигуры - особые приемы речи (экспрессивные стилистические обороты), повышающие ее убедительность и силу воздействия, такие как[16]:

Риторический вопрос - это утверждение, выраженное в форме вопроса. Риторический вопрос ответа не требует.

Вопросно-ответный ход - это риторическая фигура, смысл которой заключается в том, что оратор задает себе и слушателям вопросы и сам на них отвечает.

Перечислительный ряд - это группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т.д.

Анафора - это риторическая фигура, которая предполагает одинаковое начало ряда фраз.

Антитеза - риторический прием, заключающийся в сопоставлении резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Градация - это стилистическая фигура, имеющая такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже - уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (ослабление) производимого ими впечатления.

Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, употребляется с целью усиления выразительности.

Инверсия - это изменение обычного порядка слов в предложении.

Также всегда нужно помнить, что слишком большое число риторических фигур или их однообразное повторение дает обратный эффект и даже может вызвать раздражение у слушателей, поэтому применять риторические фигуры следует с осторожностью.

Полный текст речи рекомендуется печатать на одной стороне листа формата А4, согласовав с руководителем величину межстрочного интервала и размер шрифта.

Если руководитель не возражает, можно разметить текст речи: подчеркнуть основные положения, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, цифровые данные, начало и конец цитат, обозначить фрагмент текста, который должен сопровождаться демонстрацией иллюстративного материала.

Время выступления

Важно убедиться, что время, затрачиваемое для произнесения текста речи, соответствует регламенту, отведенному для выступления.

Общеизвестно, что требование изложить материал в строго отведенное время вызывает трудности у любого оратора, но особенно часто с этой проблемой сталкиваются лица, не имеющие большого опыта публичных выступлений. Здесь могут помочь следующие рекомендации:

- Желательно в тексте после окончания каждого раздела отметить расчетное время (в минутах), которое должно пройти с начала выступления до этого фрагмента текста. Это позволит докладчику сопоставить реально потраченное время с временем расчетным.

- Кроме того, в тексте доклада можно выделить те его фрагменты (второстепенные данные, дополнительные примеры), которые при дефиците времени можно опустить без существенного ущерба для содержания выступления.

- Делая временную разметку, необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания, которые равны приблизительно 10-15 минутам. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова уменьшается, а после третьего пятнадцатиминутного периода внимание падает уже существенно. Таким образом, внимание слушателей ослабевает к 15, 30, 45-й минуте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: