Обработка текстов письменных источников

Обработка текстов письменных источников осуществляется посредством выполнения нескольких последовательных действий[20].

Прежде всего, текст необходимо бегло просмотреть, буквально по диагонали, т.е. от начала первой строки перемещать взгляд в конец последней строки на каждой странице.

Очевидно, что некоторые тексты будут выведены из сферы изучения уже на этой стадии. Если же просмотр дает основание предполагать, что текст представляет интерес, его следует внимательно прочитать.

Понимание текста связано с раскрытием его смысла и значения. Сложность заключается в том, что текст любого письменного источника включает в себя и важную информацию, и неважную, избыточную, наличие которой обусловлено стилистическим многословием и пространностью авторского изложения.

Выделение существенной информации является первым этапом смыслового сжатия текста. Основная задача на этом этапе - отфильтровать информацию, выделив существенную (полезную), сжать текст без потери смысла, исключив несущественную.

Существенная информация - это ключевые слова и словосочетания, несущие основное смысловое значение текста, а несущественная информация - это вводные слова, связующие факторы и ненужная в данном случае информация.

Для удобства дальнейшей работы текст необходимо разделить на смысловые блоки. Часто отдельным смысловым блоком является абзац текста.

Следует обратить внимание на ключевые слова и словосочетания. Выделяя ключевые слова и соединяя их в смысловые отрезки, необходимо одновременно оценивать их с позиций важности для раскрытия содержания данного текста.

На втором этапе смыслового сжатия текста необходимо в каждом смысловом блоке (абзаце) выделить главную и второстепенные мысли. Главная мысль абзаца может быть выделена автором и дана после слов-ориентиров: итак, в результате, таким образом, в итоге и т.д.

Второстепенных мыслей может быть несколько. Они, как правило, содержат описания, даты, названия, цифровую информацию, имена ученых, схемы, графики, примеры, пояснения и т.д.

Главная информация должна быть представлена в любом случае, второстепенная - после принятия соответствующего решения.

Результаты работы с письменными источниками информации могут быть предъявлены руководителю в виде аннотации или реферата. Аннотация и реферат выполняют следующие функции:

- дают возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность (т.е. соответствие между желаемой и действительно полученной информацией) и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

- предоставляют информацию о документе и устраняют необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес.

Аннотация и реферат используются в информационных, в т.ч. автоматизированных системах для поиска документов и информации.

Аннотация (от лат. annotatio - замечание, пометка) - краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей[21].

Как форма представления информации аннотация (подборка аннотаций) часто используется в том случае, когда нужно представить краткий обзор литературы, изданной по соответствующей теме за определенный период. По функциональному назначению аннотации делятся на справочные и рекомендательные.

Аннотация, как правило, состоит из библиографического описания и содержательной части. Обязательным элементом библиографического описания является его заголовок. Он располагается перед библиографическим описанием и предназначен для упорядочения и поиска библиографических записей. Заголовок библиографического описания оформляется в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

Обязательными элементами заголовка являются фамилия и инициалы автора (авторов); название произведения; вид издания, сведения о повторности издания; выходные данные - место издания, наименование издательства, год издания; фактическое количество страниц (с.), листов (л.).

Библиографическое описание содержит формулировку основной темы аннотируемого источника и перечисление его главных положений - это сигнальная (справочная) информация.

Содержательная часть аннотации включает в себя оценочную и рекомендательные части. В оценочной части приводится указание на особенности изложения материала, а в рекомендательной - адресная направленность издания. Структура текста и лексические средства аннотации приведены в таблице 4.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: