double arrow

Перечень вопросов к экзамену

  1. Предмет, задачи и методы истории психологии.
  2. Периодизация истории психологии.
  3. Значение философии Сократа для развития психологии.
  4. Три объяснительных принципа психологии в трудах античных философов.
  5. Роль идеалистической психологии Платона в развитии психологии.
  6. Значение учения Аристотеля для развития психологии.
  7. Учение античных врачей
  8. Развитие психологии в рамках работ философов средневековья и Возрождения.
  9. Значение учения Декарта о рефлексе и страстях для развития психологии.
  10. Проблема бессознательного в трудах Г. Лейбница.
  11. Предпосылки выделения психологии в отдельную науку.
  12. Экспериментальная психология В.Вундта.
  13. Функционализм В. Джемса.
  14. Экспериментальные исследования Г.Эббингауза.
  15. Развитие экспериментальной и детской психологии в США (Д.Кеттелл, Г.Мюнстерберг, Г.Холл).
  16. Структурная психология Э.Титченера.
  17. Открытый кризис в психологии 10 – 30-х г.г., оценка его Л.С.Выготским.
  18. Дж. Уотсон – основоположник бихевиоризма.
  19. Бихевиоризм Б.Ф.Скиннера.
  20. Необихевиоризм.
  21. Социальный бихевиоризм.
  22. Гештальтпсихология. Исследования мышления и восприятия.
  23. Предпосылки возникновения психоанализа.
  24. Психоанализ З.Фрейда.
  25. Индивидуальная психология А.Адлера.
  26. Аналитическая психология К.Юнга.
  27. Радикально-гуманистическая психология Э.Фромма.
  28. Социологическая теория личности К.Хорни.
  29. Генетическая психология Ж.Пиаже.
  30. Основные принципы гуманистической психологии А.Маслоу.
  31. Основные положения концепции К. Роджерса.
  32. Возникновение и развитие когнитивной психологии.
  33. Экзистенциальная психология В. Франкла.
  34. Становление экспериментальной психологии в России.
  35. Развитие психологической теории в исследованиях C.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и П.Я.Гальперина.
  36. Развитие психологической теории в исследованиях Л.С. Выготского и А.Р. Лурии
  37. Развитие психологической теории в исследованиях грузинской школы психологии.
  38. Прогнозы развития психологии в 21 веке.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Вариант А.

1 Принцип развития в период античности был описан:

а. Гераклитом

б. Демокритом

в. Аристотелем

г. Платоном

2. Принцип организации в период античности был описан

а. Гераклитом

б. Демокритом

в. Аристотелем

г. Анаксагором

3. «Процесс познания есть припоминание» - сказал бы:

а. Платон

б. Эпикур

в. Аристотель

г. Демокрит

4. Критиковал Платона за деление души на части, подчеркивал, что она целостна, только имеет разные виды способностей:

а. Аристотель

б. Эпикур

в. Демокрит

г. Сократ

5.Кем в период античности создана первая типология темпераментов

а. Аристотель

б. Эпикур

в. Демокрит

г. Гипократ

6.Кто из ученых в период античности заложил идеи о внутриличностном конфликте

а. Аристотель

б. Эпикур

в. Демокрит

г. Сократ

7. Понимание души как источника активности тела принадлежит:

а. Демокриту

б. Платону

в. Сократу

г. Аврелию Августину

8. Какому античному ученому принадлежит понимание процесса познания, воплощенное в следующем его высказывании: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель, вечно носились они над землей, незримые оку»:

а. Демокриту

б. Платону

в. Сократу

г. Аврелию Августину

9. Кто из перечисленных ученых говорил о роли бессознательных процессов в жизни индивида:

а. Сократ

б. Демокрит

в. Лейбниц

г. Фехнер

10.Кто из ниже перечисленных ученых мог быть создателем экспериментальной эстетики – попытки применить математику при сравнении объектов искусства в надежде найти формулу, которая позволила бы определить, какие именно объекты и благодаря каким своим свойствам воспринимаются как приятные, а какие не вызывают ощущений красоты. Этот ученый занимался тщательным измерением окон, предметов домашнего обихода, а также6 произведений искусства (в частности, изображения Мадонны) в надежде найти количественные отношения между линиями, которые вызывают позитивные эстетические чувства

а. Фехнер

б. Лейбниц

в. Декарт

г. Локк

11. К предпосылкам выделения психологии в самостоятельную науку не относится:

а. Психофизика

б. Работы в области физиологии нервной системы

в. Работы в области физиологии органов чувств

г. Возникновение психоанализа

12. «Характер ощущений соответствует не природе внешнего стимула, действующего на определенный рецептор, но природе этого рецептора, обладающего особой энергией». Кому из ученых принадлежит данная концепция:

а. И.Мюллер

б. Ф.Галль

в. Г.Гельмгольц

г. И.Прохазка

13.Разработка анатомо-морфологической модели рефлекса, наполнившей достаточно умозрительные концепции Декарта и Гартли реальным содержанием, принадлежит чешскому анатому, психофизиологу и врачу, который ввел понятие об «общем чувствилище», являющимся важнейшей частью рефлекторной дуги:

а. И.Мюллер

б. Ф.Галль

в. Г.Гельмгольц

г. И.Прохазка

14. Согласно В.Вундту, экспериментальному изучению подлежат:

а. мышление

б. ощущения

в. высшие психические функции

г. «психология народов»

15.Изобретение специальных «проблемных ящиков», изучение поведения животных по принципу «проб и ошибок» принадлежит:

а. А.Бандуре

б. Дж. Уотсону

в. Э.Л.Торндайку

г. Б.Скиннеру

16. Чья научная статья «психология с точки зрения бихевиориста», вышедшая в 1913 г., представляет собой манифест новой психологической школы

а. Э.Торндайка

б. Дж.Уотсона

в. Б.Скиннера

г.И.Павлова

17.Кто из ученых ввел термин «бихевиоризм»:

а. Дж. Уотсон

б. И.П.Павлов

в. Э.Торндайк

г. Б.Скиннер

18.За единицу поведения Дж.Уотсон принял:

а. Неразложимый на более мелкие составляющие поведенческий акт

б. Направленное на конкретную цель и достигающее ее поведение

в. Отношение «стимул-реакция»

г.Мотивированный акт поведения

19.Позитивное значение бихевиоризма вписывается всеми утверждениями, кроме одного:

а. Пояснил глубинные проблемы психики

б. Вывел психологию на естественнонаучные рельсы

в. Ввел в психологию объективный метод

г. Разработал проблемы выработки навыков, научения

20. Термин «модификация поведения» ввел:

а. Дж. Уотсон

б. Б.Скиннер

в. И.Павлов

г. А.Бандура

21.Что из перечисленного объединяет всех психоаналитиков и определяет психоанализ как научную школу:

а. Представление о либидо как ведущей силе развития и психической жизни

б. Теория архетипов

в. Представления о значимости роли бессознательного в жизни человека

г. Значения и место, уделяемое социокультурным факторам в психической жизни

22.Психоанализ включает в себя

в. теории личности

б. Теорию происхождения неврозов

в. Теорию и методы психотерапии

г. Все перечисленное

23. Кто был соавтором З.Фрейда по «Этюдам по истерии»:

а. К.Юнг

б. Ж.Шарко

в. И.Брейер

г. Э.Крепелин

24. И.Брейер и З.Фрейд в случае Анны О. использовали метод, который был назван:

а. Катартическим

б. Псевдогипнотическим

в. Очищающим

г. Диффузным

25. Какие два понятия были введены Фрейдом в 1923 году для объяснения его теории строения психического аппарата:

а. Сознательное и бессознательное

б. Эго и Ид

в. Либидо и ид

г. Нарциссизм и трансфер

26. В концепции Фрейда мотивационная сила, ориентированная на немедленное и полное удовлетворение чувственных потребностей и желаний, действует по принципу:

а. реальности

б. экономии

в. удовольствия

г.морали

27. Какие два утверждения не относятся к теории психосексуального развития Фрейда:

а. Сексуальное развитие следует за личностным

б. Неврозы связаны с особенностями прохождения психосексуального развития

в. Сексуальность проявляется с раннего детства

г. Телесные проявления сексуальности могут считаться нормальными не ранее становления «Я»

28. Анальная стадия развития (по З.Фрейду) соотносится с возрастом:

а. до года

б. 1-3 года

в. 3-5 лет

г. 5-10 лет

29. Какие две системы выделяются в суперэго:

а. совесть

б. духовность

в. Эго-идеал

г. Эго-реальность

30. Инструментами формирования совести и Эго-идеала Фрейд считал соответственно:

а. родительские наказания и поощрения

б. Танатос и Эрос

в. Семейные и внесемейные влияния

г. Отношения с отцом и матерью

31. Какое из утверждений относительно Эдипова комплекса неверно:

а. успешное разрешение связано с идентификацией ребенка с родителем своего пола

б. сопровождается тревогой

в. наблюдается у девочек и мальчиков

г. наблюдается только у будущих невротиков

32. Каков (по З.Фрейду) предпочтительный путь разрешения Эдипова комплекса

а. идентификация ребенка с родителем своего пола

б. с идентификацией ребенка с родителем другого пола

в. подражание брату

г. идентификация с обоими родителями

33. М. Вертгеймер и Р.Бенедикт, стиль их жизни и творчества, богатство личностей способствовали зарождению теоретической концепции одного из перечисленных ниже ученых. Кто этот ученый:

а. А.Маслоу

б. К.Роджерс

в. В.Франкл

г. Р.Мэй

34. Широко известные книги - «К психологии бытия» (1968), «Мотивация и личность» (1970) принадлежат:

а. А.Маслоу

б. К.Роджерсу

в. В.Франклу

г. Р.Мэйю

35. Создание так называемые энкаунтер-групп, или групп встреч, которые являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психотерапии и обучения, принадлежит:

а. А.Маслоу

б. К.Роджерсу

в. В.Франклу

г. Р.Мэйю

36. Какое из утверждений не входит в число основных положений концепции К.Роджерса:

а. Каждый индивид существует в постоянно меняющемся мире, центром которого он является

б. Основная тенденция организма – актуализация, сохранение и укрепление себя.

в. Реакции организма обусловлены объективными характеристиками реальности

г. Оптимальной точкой опоры для понимания поведения является компетенция самого индивида.

37. Характеристика психолога в концепции Роджерса (триада Роджерса) включает в себя:

а. Конгруэнтность, безусловное принятие, эмпатию

б. Индивидуальный подход, свободное владение гипнозом, эмпатию

в. Конгруэнтность, эмпатию, эмоциональную нейтральность

38. Кто из перечисленных ученых обобщающие результаты своего исследования восприятия изложил в работе «Принципы гештальтпсихологии» (1935), в которой анализируется множество феноменов восприятия и 24 «закона» восприятия:

а. Б.Скиннер

б. К.Коффка

в. М.Вертхеймер

г. В.Келер

39. Работы какого ученого, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию - открытию инсайта :

а. Б.Скиннера

б. К.Коффки

в. М.Вертхеймера

г. В.Келера

40. Кто из ученых назвал свою теорию личности «теорией психологического поля». Основные положения собственной концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936), так как для объяснения он использовал понятия из топологии, математики и физики:

а. К.Левин

б. К.Коффка

в. М.Вертхеймер

г. В.Келер

41. Понятие «зона ближайшего развития» принадлежит

а. Л.С. Выготскому

б. А.Р. Лурии

в. С.Л. Рубинштейну

г. Д.Н. Узнадзе

42. Кто из перечисленных ученых не работал в Украине:

а. С.Л.Рубинштейн

б. Г.И.Челпанов

в. А.Н.Леонтьев

г. В.Д.Небылицын

43. В 1945 г. в Киеве открылся Научно-исследовательский институт психологии, директором которого становится инициатор его создания

а. Г.С.Костюк

б. Н.Н.Ланге

в. А.Н.Леонтьев

г. Г.И.Челпанов

44. В 1892 г. один из перечисленных ниже ученых переехал в Киев и стал преподавателем философии и психологии в Киевском университете св. Владимира, а с 1897 г. -профессором и заведующим кафедрой философии Киевского университета. В 1914 г. он становится директором открытого в Москве Психологического института. Назовите фамилию этого ученого:

а. Г.Г.Шпет

б. Г.С.Костюк

в. Л.С.Выготский

г. Г.И.Челпанов

45. Кто из перечисленных ниже ученых открыл первую университетскую лабораторию экспериментальной психологии в России (в Одессе):

а. Г.И.Челпанов

б. Н.Н.Ланге

в. В.М.Бехтерев

г. Г.Г.Шпет

Вариант Б.

1. Кто из ученых средневековья изучает зависимость психических явлений от физиологических состояний

а. Аврелий Августин

б.Авиценна

в. Ф.Бэкон

г.Декарт

2.В своих работах данный ученый сформулировал основы направления, которое получило название эмпиризм. В отличие от сенсуализма, в эмпиризме утверждается, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте, т. е. данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента. Кто этот ученый:

а. Декарт

\б. Локк

в. Бэкон

г. Гоббс

3.Человек рождается как чистый лист бумаги (пустая комната). Данная трактовка принадлежит:

а. Локку

б. Беркли

в. Декарту

г. Лейбнице

4. Психофизическую проблему на основе дуализма разрешал

а. Декарт

б. Локк

в. Лейбниц

г. Гоббс

5. Кто из перечисленных ученых выделял бессознательные аспекты психики:

а. Лейбниц

в. Декарт

в. Беркли

д. Фехнер

6. Термин «ассоциации идей» впервые применил

а. Гартли

б. Локк

в. Беркли

д. Декарт

7.Кто из ученых утверждал, что источником активности человека служат его потребности, впервые ввел понятие потребности в психологию, выделив биологические и психологические потребности

а. Ж. Ламетри

б. К Гельвеций

в. Д.Дидро

в. Ж.Руссо

8. Что повлияло на возникновение механистического детерминизма:

а. интенсивное развитие механики

б. развитие христианства

в. новые подходы к воспитанию

г. идеи арабоязычной науки

9.Кто из ученых использовал метод интроспекции в качестве основного метода в своих исследованиях:

а. В.Вундт и Э.Титченер

б. Г.Фехнер и Ф.Гальтон

в. А.Бине и В.Штерн

г. Ф.Гальтон и В.Вундт

10. Кто из перечисленных ниже ученых впервые решил экспериментально изучать различия людей по способностям

а. Г.Эббингауз

б. А.Бине

в. У.Джемс

д. Ф. Гальтон

11. Почему в исследованиях Эббингауза ряд слогов для запоминания должен был быть бессмысленным:

А. Для усложнения запоминания

Б.Для того, чтобы у испытуемого не возникало не контролируемых исследователем ассоциаций

В. Для увеличения количества элементов, предложенных для запоминания

Г. Для изучения интеллектуальных способностей испытуемого

12. Основателем психологии как самостоятельной науки большинство ученых считает

а. Г.Эббингауз

б. А.Бине

в. У.Джемс

д. В.Вундта

13. Кто из перечисленных ниже ученых впервые стал изучать память:

а. Г.Эббингауз

б. А.Бине

в. У.Джемс

д. Э. Титченер

14. Теория рекапитуляции психического развития принадлежит:

а. И.Мюллеру

б. Ф.Галлю

в. Г.Холлу

г. И.Прохазке

15. Оперантное обуславливание определяется Б.Скиннером как:

а. Обуславливание с использованием технических приспособлений

б. Обуславливание посредством специальных экспериментальных и психотерапевтических процедур

в. Обуславливание стимулом, выявляющим реакцию

г. Обуславливание событиями, которые следуют за реакцией

16. Для формирования желательного поведения человека согласно Б.Скиннеру наиболее эффективно:

а. Наказание и поощрение

б. Негативное подкрепление

в. Наказание

г. Позитивное подкрепление

17. Какое из утверждений лучше других описывает негативное подкрепление:

а. Процесс ослабления нежелательного поведения введением негативных эффектов

б. Процесс подкрепления желательного поведения негативными стимулами

в. Процесс подкрепления желательного поведения, опирающийся на изъятие негативных эффектов или стимулов

г. Процесс и результат формирования социально нежелательного поведения

18. Процесс освоения новых форм поведения через имитацию поведения других людей называется:

а. Классическое обуславливание

б. Моделирование (социальное научение)

в. Подкрепление

г.Социальное познание

19. Изобретение специальных «проблемных ящиков», изучение поведения животных по принципу «проб и ошибок» принадлежит:

а. А.Бандуре

б. Дж. Уотсону

в. Э.Л.Торндайку

г. Б.Скиннеру

20. В отличие от других бихевиористов этот ученый настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков, что важное значение имеет построение познавательной («когнитивной») карты того пути, которому нужно следовать для решения задачи. Кто этот ученый?

а. Дж. Уотсон

б. Э.Толмен

в. Э.Торндайк

г. Б.Скиннер

21. Что происходит, когда избыток или недостаток удовольствия задерживают развитие индивида на одной из стадий:

а. регрессия

б. индивидуация

в. фиксация

г. индивидуализация

22. Способность выражать сексуальные чувства зрелым образом и в подходящем контексте, что проявляется способностью любить и сотрудничать с людьми противоположного пола, соответствует:

а. оральной пассивности

б. генитальности

в. индивидуации

г. переносу

23. Какая скорее всего возникает эмоция в случае, когда агрессивные побуждения Ид близки к прорыву в сознание (по З.Фрейду):

а. тревога

б. страх

в. гнев

г. печаль

24. Когда защитные механизмы используются в крайних и ригидных формах, они становятся источниками:

а. адаптации

б. силы Эго

в. психологических расстройств

г. личностного роста

25. Кто из психоаналитиков после З.Фрейда настойчиво подчеркивал значение взаимодействия «мать-ребенок»:

а. К.Юнг

б. О. Ранк

в. Э.Фромм

г. В. Райх

26. Кто после З.Фрейда утверждал, что каждый индивид проходит через 8 стадий развития:

а. Э.Эриксон

б. А.Адлер

в. К.Хорни

г. Г.Салливен

27. Главным базисом психологии А.Адлера является представление о

а. человеке как едином, неделимом и самосогласующемся целом

б. противостоящей среде индивидуальности

в. индивидуальном развитии как преодолении барьеров

г. о гомеостазе как ведущем принципе развития

28. Адлер рассматривал поведение как:

а. ответ на объективную картину ситуации и мира

б. мотивируемое «фиктивными целями»

в. отражение в отношениях с другими людьми и миром Ид

г. зависящее от индивидуальной когнитивной карты

29. Что из перечисленного НЕ входит в число ключевых понятий и принципов адлерианской психологии:

а. чувство неполноценности и стремление к превосходству

б. стиль жизни и креативное «Я»

в. социальный интерес и порядок рождения

г. конституционная заданность

30. Ранние воспоминания – это ключ к пониманию:

а. сексуальных и агрессивных инстинктов

б. связи «мать-ребенок»

в. индивидуального стиля жизни

г. происхождения ранних психологических травм

31. Какие два психоаналитика после Фрейда независимо друг от друга переместили центр внимания на Эго:

а. К.Хорни и М.Кляйн

б. К.Юнг и А.Адлер

в. К.Хорни и А.Адлер

г. ЭЭриксон и А.Адлер

32. Какова интерпретация невроза по А.Адлеру:

а. состояние временной поломки, вызванное перенапряжением защитных сил

б. состояние, вызванное избыточной автономностью «я» и непринятием поддержки со стороны окружения

в. проявление конституциональной уязвимости

г. развитие индивида на путях эгоцентрического стремления к превосходству при задержке развития социальных интересов и стремлении манипулировать заботой окружения

33. Факторы, по А.Адлеру, приводящие к чувству неполноценности:

а. неполноценность органов, гиперопека или пренебрежение родителей

б. противоречивое родительское отношение, отсутствие братьев и сестер, наследственность

в. конституциональная предрасположенность

г. искаженное суперЭго

34. По мнению Роджерса, невротические расстройства развиваются:

а. Через негативное подкрепление

б. Когда личность не контролирует биологические потребности

в. Если человек утрачивает связь между прошлым и будущим

г. Когда другие устанавливают условия его ценности как личности

35. Чтобы противодействовать обусловливанию оценки личности, испытанному человеком в детстве, от психолога, по К.Роджерсу, требуется:

а. Симпатия

б. Безусловное положительное отношение

в. Вежливость

г. Анализ детских воспоминаний и сновидений

36. Какое из утверждений лучше характеризует принятие согласно Роджерсу:

а. Отношение, противоположное пониманию

б. Свобода психолога воспринимать клиента тем или иным способом

в. Отношение к человеку, базирующееся на строгом научном понимании его психических механизмов и индивидуальных склонностей

г. Независящее от состояния, эмоций и поведения человека расположение и понимающее отношение к нему как имеющему безусловную ценность

37. Понятие конгруэнтности относится к:

а. Клиенту

б. Психологу

в. Психологу и клиенту

г.Клиентам

38. Что такое «самоактуализация»?

а. Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей

б. Уподобление себя значимому другому

в. Неспособность индивида вследствие сосредоточенности на собственных интересах изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению

г. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека или группы, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида

39. Теоретическое направление в психологии, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, называется

а. структурной психологией

б. функциональной психологией

в. гештальт-психологией
г. бихевиоризмом

д. психоанализом

40. Кто из ученых описал понятия «уровень притязаний» и «аффект неадекватности»:

а. К.Левин

б. К.Коффка

в. М.Вертхеймер

г. В.Келер

41. Явление восприятия движения без перемещения объекта было названо:

а. эпифеноменом

б.инсайтом

в.галлюцинацией

г. фи-феноменом

42. В 1945 г. в Киеве открылся Научно-исследовательский институт психологии, директором которого становится инициатор его создания

а. Г.С.Костюк

б. Н.Н.Ланге

в. А.Н.Леонтьев

г. Г.И.Челпанов

43. Чрезвычайно важную категорию как физиологической, так и психологической науки -понятие о доминанте- разработал

а. А.Н.Ухтомкий

б.И.П.Павлов

в. Б.М.Бехтерев

г. Г.И.Челпанов

44. А. Б.Залкинд и П.П.Блонским в начале 20-х годов были инициаторами создания

а. педологии

б. психотехники

в. экспериментальной психологии

г. рефлексологии

45.Изучение проблем зрелости и старения, гетерохронности и неравномерности психического развития, психологической акмеологии, психологии половых различий в нашей стране было заложено:

а. Г.И.Челпановым

б. Б.М.Тепловым

в. Б.Г.Ананьевым

г. А.Н.Леонтьевым

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: