double arrow

ТЕМА 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА V-IV ВВ. ДО Н.Э. ЕЕ ЗАКАТ. (4ч).


Цель занятия: Раскрыть причины изменения философской проблематики в V-IV веках до н.э. Охарактеризовать учения софис­тов и Сократа, выявить сходство и различие между ними в решении проблем познания и нравственности. Рассмотреть философские взгляды Платона и Аристотеля как вершину философии классического периода и их влияние на развитие медицины. Выявить особенности эллинистически-римской философии (III в. до н.э.- Vв. н.э.) , охарактеризовать ее основные школы, показать взаимодействие с медицинскими знаниями.

 

План семинара:

1. Движение софистов и Сократ: обращение к проблеме человека.

2. Идеализм Платона.

3. Философский синтез Аристотеля.

4. Эллинистически-римская философия.

Основные понятия: софистика, риторика, релятивизм, агностицизм, майевтика, идеализм, сенсуализм, рационализм, телеология, логика, метафизика, теодицея, эмпиризм, материализм, логика, скептицизм, гедонизм, эвдемонизм.

 

Методические указания:

При подготовке к ответу на первый вопрос необходимо раскрыть причины перехода античной философии от осмыс­ления природы к теме человека, связанные как с развитием греческой цивилизации, по­лисной демократии, так и с особенностями философского процесса, много­образием философских школ. Софисты - странствующие учителя риторики и эристики, преподаватели гуманитарных наук. Необходимо выявить особенности агностицизма и релятивизма их философских взглядов. Более подробно нужно охарактеризовать идеи Протагора, раскрывая смысл его положения: «Человек есть мера всех вещей». Студенты должны выявить положительные и отрицательные стороны движения софистов.

Рассматривая философию Сократа, важно помнить, что впервые в истории философии он привлекает внимание к внутреннему миру, душе человека, раскрывая его сущность как нравственного и общественного существа. Следует проанализировать философскую программу мыслителя, выраженную в знаменитом тезисе: «Познай самого себя», охарактеризовать его диалектику, выявить тесную связь знания и нравственности в учении философа, показать единство его жизни и философствования. Завершая ответ на первый вопрос, студенты должны дать сравнительную характеристику философских взглядов софистов и Сократа, раскрыть как сходные черты, так и принципиальные различия в их мировоззрениях.

Изучая второй вопрос, следует помнить, что Платон (427-347 гг. до н.э.)- гениальный мыслитель, примиривший в высшем синтезе все наиболее значительные учения предшественников, является родоначальником объективного идеализма. Необходимо рассмотреть противопоставление в его учении мира вечных, неизменных, совершенных идей, которые являются прообразами вещей и процессов и соответствуют общим понятиям, эмпирически воспринимаемому внешнему миру. Важно раскрыть содержание понятий материя, Мировая Душа, Мировой Ум (Бог), охарактеризовать рационализм мыслителя в теории познания, его концепцию познания как припоминания.




Требуется уяснить, что в своем социально-политическом учении Платон критикует все реаль­но существующие в древней Греции политические системы, особенно демок­ратию, и создает первый в истории утопический проект идеального госу­дарства. Необходимо показать тесную связь политических идей мыслителя с этикой и учением о человеке, охарактеризовать особенности идеального государства, выделяя тоталитарные черты политических взглядов философа.

Анализируя творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), важно помнить, что он был разносторонним ученым и стремился к синтезу всех научных знаний своего времени на основе единых философских принципов. Необходимо охарактеризовать классификацию наук философа, выявить сходства и отличия платоновского и аристотелевского понимания материи, формы, Бога, рассмотреть учение мыслителя о четырех причинах, выявляя телеологический характер его мировоззрения и значение категорий возможности и действительности в его учении. Важно раскрыть отличия рационализма Платона и Аристотеля в теории познания, особенности возникновения логики как науки. Студенты должны выявить значение аристотетелевского определения человека как политического животного, рассмотреть взгляды философа на происхождение, сущность и формы государства, проанализировать его отрицательное отношение платоновской модели идеального государства.



Необходимо обратить внимание на вклад мыслителя и его учеников в формирование биологии как науки, рассмотреть представления философа о жизни, биологических видах, раскрыть значение его взглядов для развития экологического понимания природы. Следует показать влияние философских учений Платона и Аристотеля на формирование идеалистического и материалистического направлений в античной медицине.

Характеризуя исторические условия формирования эллинистически-римской философии, важно показать влияние на развитие философии утраты независимости, постепенного упадка древнегреческих полисов и последующего завоевания Греции Римом. Необходимо объяснить, почему в последние периоды развития античной философии на первый план выходят этические проблемы, интерес к рациональному мышлению сменяется скептицизмом и мистическими настроениями. Студенты должны знать особенности философии важнейших направлений этого периода: эпикуреизма, стоицизма, кинизма, скептицизма.

Следует помнить, что Эпикур и его последователи, развивая учение Демокрита, от­рицают жесткий детерминизм и допускают самопроизвольное отклонение атомов. Необходимо охарактеризовать учение эпикурейцев о свободе и счастье человека, показать особенности их умеренного гедонизма, раскрыть значение философии в достижении счастья. Студенты должны рассмотреть материалистический пантеизм стоиков, показать значение их фаталистического учения стоиков о разумной закономерности и необходимости всего происходящего в мире, их понимания человеческой свободы как осознанной необходимости, внутренней независимости от внешних обстоятельств. Нужно уяснить, что в кинической философии счастье – это внутренняя свобода, независимость от чувственных удовольствий, богатства, славы, общественных обязанностей. Средством его достижения был крайне аскетический образ жизни, который вели представители этой школы. Необходимо охарактеризовать как крайний скептицизм, полностью отрицающий возможность достоверного знания, так и умеренный скептицизм, утверждающий, что любое знание имеет вероятностный характер.

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. - М., 2002 - С. 46-59.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С.76-83.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 74-86.

Дополнительная литература:

1. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - М., 1976-1984.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2001.- С. 65-89; 124-298; 300 -397.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило­софов.- М., 1979.

4. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.1., М., 1995. - С.112-135.

5. Кессиди Ф.Х. Сократ.- Ростов н/Д., 1999.

6. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М., 1989.

7. Платон. Собрание сочинений: В 4-х т.- М., 1990-1995.

8. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.1., СПб., 1994. - С. 53-77; 95-207.

9. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика.- М., 1991.- С.161-210.

10. Чанышев А.И. Философия древнего мира. - М., 1999. - С. 290-315; 327-450; 490-537.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте причины и цели движения софистов. Каковы положительные и отрицательные результаты движения софистов?

2. Как вы понимаете утверждение Протагора «Человек есть мера всех вещей»? . В чем вы видите единство жизни и философствования Сократа?

4. Как повлияло на развитие философии обращение Сократа к внут­реннему миру человека, его духовности?

5. Как соотносятся идеи и чувственно воспринимаемые вещи в фило­софии Платона?

6. Охарактеризуйте критику Аристотелем теории идей Платона. Как соотносятся формы и реальные вещи в учении Аристотеля?

7. В чем отличия рационализма Платона от рационализма Аристотеля?

8. Какое влияние на развитие медицины оказывают идеи Платона и Аристотеля?

9.Почему проблемы этики занимают центральное место в философии эллинистического периода?

10. В чем сходство и отличия понимания свободы и счастья у эпикурейцев, стоиков, скептиков и киников?

11. Этическое учение какой из школ эллинистической философии кажется Вам наиболее привлекательным?

 

Темы докладов и рефератов:

Эмпедокл как врач и философ.

Проблемы биологии и медицины в философии Аристотеля и его пос­ледователей.

Философские взгляды выдающихся врачей Древнего Рима: Асклепиад, Авл Корнелий Цельс, Клавдий Гален.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7