Цель занятия: Выявить предпосылки возникновения христианской философии, процесс ее формирования в результате взаимодействия идей новой религии, духовного опыта верующих с достижениями античной философии. Дать общую характеристику средневековой философии, проследить основные этапы ее развития, влияние на медицинскую практику, раскрыть различные подходы к решению важнейших проблем схоластики. Рассмотреть философские взгляды Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
План семинара:
1. Возникновение христианской философии. Патристика.
2. Личность и мировоззрение Аврелия Августина.
3. Основные проблемы схоластики. Взаимодействие философии и медицины в средние века.
4. Философско-теологическая система Фомы Аквинского.
Основные понятия: схоластика, реализм, номинализм, концептуализм, мистика, креационизм, теодицея, рационализм, томизм, теоцентризм, теология, апологетика, патристика, гностицизм, провиденциализм, экзегетика.
Методические указания:
Отвечая на первый вопрос, следует проследить влияние кризиса рабовладения и распада Римской империи на развитие христианского мировоззрения, показать, что оно формировалась в результате взаимодействия новых идей Библии, религиозного опыта верующих и античной философии. Необходимо рассмотреть философские взгляды Филона Александрийского (20 г. до н.э.- 54 г. н.э.) как первую попытку сочетать монотеизм с античной философией. Важно охарактеризовать теоцентризм христианской философской мысли, выявить ее коренные отличия от античных представлений о Боге, природе человека, его нравственном совершенствовании и спасении, раскрыть преодоление в христианстве античной идеи круговорота времен и утверждение линейной концепции исторического времени.
Студенты должны знать, что патристика - это совокупность теологических, философских, социально-политических концепций христианских мыслителей первых веков нашей эры. Рассматривая раннюю патристику (II - III вв. н.э.), следует раскрыть значение апологетики II в., Александрийской богословской школы для формирования христианской философии. Изучая зрелую патристику IV - V вв., необходимо обратить внимание на роль теологических споров вокруг основных догматов христианства (о Троице, о природе Христа) в формировании христианской философии, охарактеризовать взгляды выдающихся деятелей этого времени: Афанасия Александрийского, Аврелия Августина, представителей каппадокийского кружка.
Рассматривая философию Аврелия Августина (354-430 гг.) следует выявить сложные духовные искания, приведшие его к христианству. Студентам нужно раскрыть основные положения теологической системы Августина: учение о Боге как генетической и субстанциальной основе всего сущего, креационизм, представление о мире как материализации божественных идей, теорию познания, в которой вера ведет за собой разум, проблему теодицеи, учение о «двух градах». Важно показать, что мировоззрение философа представляет собой переосмысление идей Платона и неоплатоников с позиций христианства.
Отвечая на третий вопрос, необходимо охарактеризовать экономическое и социальное развитие Западной Европы VI -XVI вв., особенности системы образования в средние века и показать влияние этих факторов на схоластику - философию, преподававшуюся в средневековых университетах. Важно обратить внимание, что в ходе развития схоластики определилось несколько вариантов решения ее центральной проблемы - о соотношении веры и разума. Для мистической традиции средних веков характерно прославление мистического озарения, непосредственного общения человека с Богом и отрицание рационального познания. Однако преобладающим в схоластике было учение о гармонии веры и разума. В средние века возникает также учение о двойственной истине, предполагающее взаимную независимость научных и философских истин и истин веры. Студенты должны подробно охарактеризовать различные трактовки вопроса и раскрыть их значение для развития медицинской науки, средневекового мировоззрения в целом.
Необходимо также рассмотреть варианты решения в средневековой философии проблемы общего и единичного, которая приняла форму спора реалистов и номиналистов об онтологическом статусе общих понятий (универсалий). Следует раскрыть содержание взглядов обоих направлений, показать их преемственность с идеями античных философов и выявить как теологическое, так и научное значение полемики.
Анализируя взгляды выдающегося систематизатора схоластики и основателя ее ведущего направления – томизма, Фомы Аквинского (1225-1274), важно помнить, что он сыграл выдающуюся роль в средневековых спорах о философском наследии Аристотеля, переосмысливая идеи античного мыслителя с христианских позиций. Необходимо показать отличия томизма от мировоззрения арабских последователей Аристотеля Аверроэса и Авиценны. Следует охарактеризовать позицию Фомы Аквинского в вопросе о соотношении веры и разума, раскрыть смысл положения: «Философия - служанка теологии», показать значение умеренного реализма в решении проблемы универсалий. Необходимо рассмотреть доказательства бытия Бога, предложенные мыслителем, особенности понимания им христианского учения о сотворении мира, соотношении Бога и мира, иерархическом характере бытия и месте человека в мировой иерархии. Следует изучить учение теолога о государстве, обществе и истории. Завершая подготовку, студенты должны выявить сходства и отличия философских систем Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
Основная литература:
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002 - С. 60-71.
2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 83-88.
3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 87-109.
Дополнительная литература:
1. Аврелий Августин. Исповедь. - М., 1991.
2. Антология средневековой мысли. (Теология и философия европейского средневековья): в 2-х т. / Под ред. С.С. Неретиной. - СПб., 2002.
3. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1992.
4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.
5. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.1. - М., 1995.- С. 246-374.
6. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М., 1979.
7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.2.- СПб., 1994. - С. 25-211.
8. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.
9. Чанышев А.И. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. - С.348-459; С.476-510.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте предпосылки возникновения христианской философии.
2. Раскройте содержание основных этапов развития патристики. Каково ее значение для последующего развития христианской философии?
3. Какое место занимала философия в средневековой культуре? Охарактеризуйте систему образования в средние века.
4. Раскройте особенности взаимодействия философии и медицины в средние века.
5. Охарактеризуйте решения проблемы веры и разума, данные выдающимися представителями схоластики.
6. Почему в схоластике большое значение приобрела проблема универсалий? Раскройте основные направления решения этой проблемы.
7. Раскройте сходство и отличие философских взглядов Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
8. В чем положительные и отрицательные черты влияния схоластики на развитие медицины?
9. Какие черты христианской философии сохраняют свою актуальность?
Темы докладов и рефератов:
Философия и медицина в средние века.
Авиценна как врач и философ.
Особенности арабской философии средневековья.