Тема 4. Христианская философия. От патристики к схоластике. (2ч)

Цель занятия: Выявить предпосылки возникновения христианской философии, процесс ее формирования в результате вза­имодействия идей новой религии, духовного опыта верующих с достижениями античной философии. Дать общую характеристику средневековой философии, проследить основные этапы ее развития, влияние на медицинскую практику, раскрыть различные подходы к решению важнейших проблем схоластики. Рассмотреть философские взгляды Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

План семинара:

1. Возникновение христианской философии. Патристика.

2. Личность и мировоззрение Аврелия Августина.

3. Основные проблемы схоластики. Взаимодействие философии и медицины в средние века.

4. Философско-теологическая система Фомы Аквинского.

Основные понятия: схоластика, реализм, номинализм, концептуализм, мистика, креационизм, теодицея, рацио­нализм, томизм, теоцентризм, теология, апологетика, патристика, гностицизм, провиденци­ализм, экзегетика.

Методические указания:

Отвечая на первый вопрос, следует проследить влияние кризиса рабовладения и распада Римской империи на развитие христианского мировоззрения, показать, что оно формировалась в результате взаимодействия новых идей Библии, религиозного опыта верующих и античной философии. Необходимо рассмотреть философские взгляды Филона Александрийского (20 г. до н.э.- 54 г. н.э.) как первую попытку сочетать монотеизм с античной философией. Важно охарактеризовать теоцентризм христианской философской мысли, выявить ее коренные отличия от античных представлений о Боге, природе человека, его нравственном совершенствовании и спасении, раскрыть преодоление в христианстве античной идеи круговорота времен и утверждение линейной концепции исторического времени.

Студенты должны знать, что патристика - это совокупность теологических, философских, социально-политических концепций христианских мыслителей первых веков нашей эры. Рассматривая раннюю патристику (II - III вв. н.э.), следует раскрыть значение апологетики II в., Александрийской богословской школы для формирования христианской философии. Изучая зрелую патристику IV - V вв., необходимо обратить внимание на роль теологических споров вокруг основных догматов христианства (о Троице, о природе Христа) в формировании христианской философии, охарактеризовать взгляды выдающихся деятелей этого времени: Афанасия Александрийского, Аврелия Августина, представителей каппадокийского кружка.

Рассматривая философию Аврелия Августина (354-430 гг.) следует выявить сложные духовные искания, приведшие его к христианству. Студентам нужно раскрыть основные положения теологической системы Августина: учение о Боге как генетической и субстанциальной основе всего сущего, креационизм, представление о мире как материализации божественных идей, теорию познания, в которой вера ведет за собой разум, проблему теодицеи, учение о «двух градах». Важно показать, что мировоззрение философа представляет собой переосмысление идей Платона и неоплатоников с позиций христианства.

Отвечая на третий вопрос, необходимо охарактеризовать экономическое и социальное развитие Западной Европы VI -XVI вв., особенности системы образования в средние века и показать влияние этих факторов на схоластику - философию, преподававшуюся в средневековых университетах. Важно обратить внимание, что в ходе развития схоластики определилось несколько вариантов решения ее центральной проблемы - о соотношении веры и разума. Для мистической традиции средних веков характерно прославление мистического озарения, непосредственного общения человека с Богом и отрицание рационального познания. Однако преобладающим в схоластике было учение о гармонии веры и разума. В средние века возникает также учение о двойственной истине, предполагающее взаимную неза­висимость научных и философских истин и истин веры. Студенты должны подробно охарактеризовать различные трактовки вопроса и раскрыть их значение для развития медицинской науки, средневекового мировоззрения в целом.

Необходимо также рассмотреть варианты решения в средневековой философии проблемы общего и единичного, которая приняла форму спора реалистов и номиналистов об онтологическом статусе общих понятий (универсалий). Следует раскрыть содержание взглядов обоих направлений, показать их преемственность с идеями античных философов и выявить как теологическое, так и научное значение полемики.

Анализируя взгляды выдающегося систематизатора схоластики и основателя ее ведущего направления – томизма, Фомы Аквинского (1225-1274), важно помнить, что он сыграл выдающуюся роль в средневековых спорах о философском наследии Аристотеля, переосмысливая идеи античного мыслителя с христианских позиций. Необходимо показать отличия томизма от мировоззрения арабских последователей Аристотеля Аверроэса и Авиценны. Следует охарактеризовать позицию Фомы Аквинского в вопросе о соотношении веры и разума, раскрыть смысл положения: «Философия - служанка теологии», показать значение умеренного реализма в решении проблемы универсалий. Необходимо рассмотреть доказательства бытия Бога, предложенные мыслителем, особенности понимания им христианского учения о сотворении мира, соотношении Бога и мира, иерархическом ха­рактере бытия и месте человека в мировой иерархии. Следует изучить учение теолога о государстве, обществе и истории. Завершая подготовку, студенты должны выявить сходства и отличия философских систем Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

 

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002 - С. 60-71.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 83-88.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 87-109.

 

Дополнительная литература:

1. Аврелий Августин. Исповедь. - М., 1991.

2. Антология средневековой мысли. (Теология и философия европейского средневековья): в 2-х т. / Под ред. С.С. Неретиной. - СПб., 2002.

3. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1992.

4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.

5. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.1. - М., 1995.- С. 246-374.

6. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М., 1979.

7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.2.- СПб., 1994. - С. 25-211.

8. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

9. Чанышев А.И. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. - С.348-459; С.476-510.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте предпосылки возникновения христианской фило­софии.

2. Раскройте содержание основных этапов развития патристики. Каково ее значение для последующего развития христианской философии?

3. Какое место занимала философия в средневековой культуре? Охарактеризуйте систему образования в средние века.

4. Раскройте особенности взаимодействия философии и медицины в средние века.

5. Охарактеризуйте решения проблемы веры и разума, данные выда­ющимися представителями схоластики.

6. Почему в схоластике большое значение приобрела проблема уни­версалий? Раскройте основные направления решения этой проблемы.

7. Раскройте сходство и отличие философских взглядов Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

8. В чем положительные и отрицательные черты влияния схоластики на развитие медицины?

9. Какие черты христианской философии сохраняют свою актуаль­ность?

Темы докладов и рефератов:

Философия и медицина в средние века.

Авиценна как врач и философ.

Особенности арабской философии средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: