Цель занятия: Выявить влияние особенностей социально-политического развития раннего этапа нового времени, научной революции на формирование великих философских систем XVII в. Раскрыть содержание идей Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Б. Спинозы, Г.Лейбница, выявить пути решения этими мыслителями проблем научного метода, субстанции, этики и социальной философии.
План семинара:
1. Предпосылки возникновения и характерные особенности философии XVII в. Значение научной революции для развития философии.
2. Ф.Бэкон и Р. Декарт - родоначальники философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм XVII в. и развитие медицины.
3. Критический эмпиризм Д. Локка.
4. Развитие рационализма XVII в. в философских системах Б. Спинозы и Г-В. Лейбница.
Основные понятия: метод, субстанция, пантеизм, деизм, сенсуализм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, механицизм, общественный договор, естественное право, монизм, атеизм, дуализм, плюрализм, телеология, детерминизм, материализм, картезианство.
|
|
Методические указания:
Готовясь к ответу на первый вопрос, следует помнить, что в XVII в. начинается новая эпоха в истории человечества - период Нового времени (XVII - XIX вв.), которая характеризуется возникновением индустриальной цивилизации, постепенным развитием современной представительной демократии, господством науки в духовной жизни общества. Важнейшим событием, оказавшим влияние на философию XVII в. была первая глобальная научная революция, в результате которой формируется современное экспериментальное естествознание. Следует показать, что открытия в области астрономии, математики и механики, сделанные в этот период, определили новую научную картину мира, утвердить которую в общественном сознании стремились великие философы XVII.
Необходимо уяснить, что характерной чертой философских систем XVII в. был рационализм (в широком понимании) - неограниченная вера в человеческий разум, его способность познать мир. Следует объяснить, почему на первый план среди других философских дисциплин выходит гносеология, выявить содержание проблемы правильного научного метода, раскрыть значение полемики эмпиризма и рационализма как направлений гносеологии, охарактеризовать особенности механицизма XVII в., определить причины интереса философии к проблемам личности и общества, происхождения и сущности государства.
Рассматривая второй вопрос, студенты должны знать, что родоначальниками философии Нового времени являются английский философ и политический деятель Ф. Бэкон и французский ученый и философ Р. Декарт, причем первый считается основателем эмпиризма, а второй - рационализма. Изучая мировоззрение Ф. Бэкона (1561-1626), нужно обратить внимание на его трактовку научного знания и раскрыть смысл знаменитого тезиса: «Знание – сила». Следует охарактеризовать особенности эмпиризма английского философа, рассмотреть его классификацию наук, выявить сущность опытно-индуктивного метода и проанализировать учение об «идолах» (источниках заблуждений), выражающих противоречивость познавательного процесса.
|
|
Характеризуя философскую систему Р. Декарта (1596-1650) (картезианство), нужно рассмотреть его представления о взаимосвязи всех наук, соотношении науки и философии. Необходимо раскрыть значение «методологического сомнения», смысл положения: «Мыслю, следовательно существую», охарактеризовать учение философа о врожденных идеях и роли интеллектуальной интуиции в познании, дуализм в понимании мира и человека. Следует изложить основные правила научного метода французского мыслителя и показать, что он стоял у истоков возникновения гипотетико-дедуктивного метода научного познания. Студенты должны охарактеризовать особенности полемики эмпиризма и рационализма в гносеологии XVII в. и показать их влияние на становление методологии научных исследований и развитие клинической медицины.
Рассматривая взгляды Д. Локка (1632-1704), самого яркого представителя английского эмпиризма, студенты должны раскрыть значение его утверждения: «Нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях» и охарактеризовать основные положения критики мыслителем картезианского учения о врожденных идеях. Следует охарактеризовать идеи мыслителя о двух видах опыта (внешнем и внутреннем), на основе которых возникаю простые идеи (элементарные образы вещей) и сложные идеи (пространства, времени, субстанции, отношения и др.), учение о первичных и вторичных качествах. Рассматривая учение английского философа о естественных правах человека, правовом государстве и разделении властей, важно помнить, что его политическая концепция отразила результаты Великой Английской буржуазной революции XVII в.
Последователями рационализма Р. Декарта были в XVII в. голландский мыслитель Б. Спиноза и немецкий ученый, философ и общественный деятель Г-В. Лейбниц. Характеризуя философскую систему Б. Спинозы (1632-1677), важно обратить внимание на его учение о субстанции, которая одновременно является и Богом и природой (пантеистический монизм). Необходимо рассмотреть учение мыслителя об атрибутах (свойствах) и модусах (состояниях) субстанции, особенности его детерминизма, представления о свободе и познавательной деятельности человека.
Рассматривая философские взгляды Г-В. Лейбница (1646-1717), следует помнить, что немецкий философ развил плюралистическое учение о множественности субстанций (монад). Монады - духовные, замкнутые, неделимые частицы, способные к активности и развитию и лежащие в основе материальных вещей и процессов. Необходимо охарактеризовать учение мыслителя о предустановленной гармонии, раскрыть оптимистический, телеологический характер его мировоззрения. Студенты должны показать, что рационализм немецкого философа признает правильность локковской критики учения о врожденных идеях и выявить смысл утверждения мыслителя: «Нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях, кроме самого ума».
Основная литература:
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд., – М., 2002 - С. 78-89.
2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 93-99.
3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 114-129.
Дополнительная литература:
1. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.2. - М., 1996. - С. 89-205.
|
|
2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. - М., 1974.
3. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.3.- СПб., 1996.- С.161-214; 231-300; 321-344.
4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. - М., 1984.
5. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. - М., 1991. - С. 146-167.
6. Философия эпохи ранних буржуазных революций / Под ред. Т.И. Ойзермана и др. - М., 1983.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте экономические и социально-политические изменения раннего периода Нового времени. Как они повлияли на развитие философии?
2. Какое значение имела научная революция XVI-XVII вв. для развития общества и философии?
3. Почему в философии XVII в. важнейшее значение приобретает проблема метода познания?
4. Сравните учения о методе, предложенные Ф.Бэконом и Р. Декартом. Какое влияние оказали их взгляды на дальнейшее развитие философии и медицины?
5. Раскройте смысл утверждения Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».
6. Каковы принципы классификации наук Ф. Бэкона? Охарактеризуйте его взгляды на роль науки в обществе.
7. Раскройте идейные источники и основные особенности эмпиризма Д.Локка?
8. Как соотносятся рационализм и эмпиризм в гносеологии Нового времени?
9. Что такое механицизм и какую роль он играет в философии XVII в.?
10. Каковы особенности социально-политических идей раннего этапа Нового времени?
Темы докладов и рефератов:
Научная революция XVII-XVIII вв. и ее влияние на развитие философии Нового времени.
Проблема человека в философских системах XVII в.
Учения о методах научного познания Ф. Бэкона и Р. Декарта и медицина.