double arrow

ТЕМА 6. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII ВЕКА. (2ч).

Цель занятия: Выявить влияние особенностей социально-политического развития раннего этапа нового времени, науч­ной революции на формирование великих философских систем XVII в. Раскрыть содержание идей Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Б. Спинозы, Г.Лейбница, выявить пути решения этими мыслителя­ми проблем научного метода, субстанции, этики и социальной философии.

План семинара:

1. Предпосылки возникновения и характерные особенности философии XVII в. Значение научной революции для развития философии.

2. Ф.Бэкон и Р. Декарт - родоначальники философии Нового време­ни. Эмпиризм и рационализм XVII в. и развитие медицины.

3. Критический эмпиризм Д. Локка.

4. Развитие рационализма XVII в. в философских системах Б. Спи­нозы и Г-В. Лейбница.

Основные понятия: метод, субстанция, пантеизм, деизм, сенсуализм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, механицизм, общественный договор, естественное право, монизм, атеизм, дуализм, плюрализм, телеология, детерминизм, материа­лизм, картезианство.

Методические указания:

Готовясь к ответу на первый вопрос, следует помнить, что в XVII в. начинается новая эпоха в истории человечества - период Нового времени (XVII - XIX вв.), которая характеризуется возникновением индустриальной цивилизации, постепенным развитием современной представительной демократии, господством науки в духовной жизни общества. Важнейшим событием, оказавшим влияние на философию XVII в. была первая глобальная научная революция, в результате которой формируется современное экспериментальное естествознание. Следует показать, что открытия в области астрономии, математики и механики, сделанные в этот период, определили новую научную картину мира, утвердить которую в общественном сознании стремились великие философы XVII.

Необходимо уяснить, что характерной чертой философских систем XVII в. был рационализм (в широком понимании) - неограниченная вера в человеческий разум, его способность познать мир. Следует объяснить, почему на первый план среди других философских дисциплин выходит гно­сеология, выявить содержание проблемы правильного научного метода, раскрыть значение полемики эмпиризма и рационализма как направлений гносеологии, охарактеризовать особенности механицизма XVII в., определить причины интереса философии к проблемам личности и общества, происхождения и сущности государства.

Рассматривая второй вопрос, студенты должны знать, что родоначальниками философии Нового времени являются английский философ и политический деятель Ф. Бэкон и французский ученый и философ Р. Декарт, причем первый считается основателем эмпиризма, а второй - рационализма. Изучая мировоззрение Ф. Бэкона (1561-1626), нужно обратить внимание на его трактовку научного знания и раскрыть смысл знаменитого тезиса: «Знание – сила». Следует охарактеризовать особенности эмпиризма английского философа, рассмотреть его классификацию наук, выявить сущность опыт­но-индуктивного метода и проанализировать учение об «идолах» (источни­ках заблуждений), выражающих противоречивость познавательного процесса.

Характеризуя философскую систему Р. Декарта (1596-1650) (картезианство), нужно рассмотреть его представления о взаимосвязи всех наук, соотношении науки и философии. Необходимо раскрыть значение «методологического сомнения», смысл положения: «Мыслю, следовательно существую», охарактеризовать учение философа о врожденных идеях и роли интеллектуальной интуиции в познании, дуализм в понимании мира и человека. Следует изложить основные правила научного метода французского мыслителя и показать, что он стоял у истоков возникновения гипотетико-дедуктивного метода научного познания. Студенты должны охарактеризовать особенности полемики эмпиризма и рационализма в гносеологии XVII в. и показать их влияние на становление методологии научных исследований и развитие клинической медицины.

Рассматривая взгляды Д. Локка (1632-1704), самого яркого представителя английского эмпиризма, студенты должны раскрыть значение его утверждения: «Нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях» и охарактеризовать основные положения критики мыслителем картезианского учения о врожденных идеях. Следует охарактеризовать идеи мыслителя о двух видах опыта (внешнем и внутреннем), на основе которых возникаю простые идеи (элементарные образы вещей) и сложные идеи (пространства, времени, субстанции, отношения и др.), учение о первичных и вторичных качествах. Рассматривая учение английского философа о естественных правах человека, правовом государстве и разделении властей, важно помнить, что его политическая концепция отразила результаты Великой Английской буржуазной революции XVII в.

Последователями рационализма Р. Декарта были в XVII в. голландский мыслитель Б. Спиноза и немецкий ученый, философ и общественный деятель Г-В. Лейбниц. Характеризуя философскую систему Б. Спинозы (1632-1677), важно обратить внимание на его учение о субстанции, которая одновременно является и Богом и природой (пантеистический монизм). Необходимо рассмотреть учение мыслителя об атрибутах (свойствах) и модусах (состояниях) субстанции, особенности его детерминизма, представления о свободе и познавательной деятельности человека.

Рассматривая философские взгляды Г-В. Лейбница (1646-1717), следует помнить, что немецкий философ развил плюралистическое учение о множественности субстанций (монад). Монады - духовные, замкнутые, неделимые частицы, способные к активности и развитию и лежащие в основе материальных вещей и процессов. Необходимо охарактеризовать учение мыслителя о предустановленной гармонии, раскрыть оптимистический, телеологический характер его мировоззрения. Студенты должны показать, что рационализм немецкого философа признает правильность локковской критики учения о врожденных идеях и выявить смысл утверждения мыслителя: «Нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях, кроме самого ума».

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд., – М., 2002 - С. 78-89.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 93-99.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 114-129.

 

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.2. - М., 1996. - С. 89-205.

2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. - М., 1974.

3. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.3.- СПб., 1996.- С.161-214; 231-300; 321-344.

4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. - М., 1984.

5. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. - М., 1991. - С. 146-167.

6. Философия эпохи ранних буржуазных революций / Под ред. Т.И. Ой­зермана и др. - М., 1983.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте экономические и социально-политические изме­нения раннего периода Нового времени. Как они повлияли на развитие философии?

2. Какое значение имела научная революция XVI-XVII вв. для раз­вития общества и философии?

3. Почему в философии XVII в. важнейшее значение приобретает проблема метода познания?

4. Сравните учения о методе, предложенные Ф.Бэконом и Р. Декар­том. Какое влияние оказали их взгляды на дальнейшее развитие философии и медицины?

5. Раскройте смысл утверждения Р. Декарта: «Я мыслю, следова­тельно, я существую».

6. Каковы принципы классификации наук Ф. Бэкона? Охарактеризуй­те его взгляды на роль науки в обществе.

7. Раскройте идейные источники и основные особенности эмпиризма Д.Локка?

8. Как соотносятся рационализм и эмпиризм в гносеологии Нового времени?

9. Что такое механицизм и какую роль он играет в философии XVII в.?

10. Каковы особенности социально-политических идей раннего этапа Нового времени?

 

Темы докладов и рефератов:

Научная революция XVII-XVIII вв. и ее влияние на развитие философии Нового времени.

Проблема человека в философских системах XVII в.

Учения о методах научного познания Ф. Бэкона и Р. Декарта и медицина.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: