double arrow

ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII ВЕКА. (2ч).


Цель занятия: Раскрыть причины и цели просветительского движе­ния, выявить его значение для французского об­щества накануне Великой Французской революции. Дать общую характеристику Французского Просвеще­ния, его положительных и отрицательных сторон. Рассмотреть воззрения выдающихся представителей Просвещения на природу, человека и закономерности общественного развития. Выявить значение Просве­щения для последующего развития философии.

План семинара:

1. Предпосылки возникновения просветительского движения во Фран­ции в XVIII в. Особенности Французского Просвещения.

2. Ф.-М. Вольтер - родоначальник Французского Просвещения.

3. Социально-политические идеи Французского Просвещения: Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.

4. Механистический материализм XVIII в. и развитие медицины.

Основные понятия: деизм, пантеизм, атеизм, механицизм, редукционизм, механистический детерминизм, фатализм, витализм, естественное право, общественный договор, антиклерикализм, материализм, диалектика, эмпиризм, рационализм, здравый смысл, развитие, прогресс.

Методические указания:

Рассматривая первый вопрос, нужно помнить, что Просвещение - широкое общекультурное движение, захватившее в XVIII в. все европейские страны и наиболее ярко проявившееся во Франции, где оно идейно подготовило Великую Французскую буржуазную революцию (1789-1794). Следует показать, что появление этого направления философской мысли связано с развитием капиталистических отношений, формированием нового класса - буржуазии. В идейном отношении Просвеще­ние продолжает традиции гуманизма, Реформации и научной революции.

Важно охарактеризовать рационализм и сциентизм этой философии, просветительское понимание природы как материальной механической системы, отрицательное отношение к религии и церкви, учение о сущности человека и его правах, идеалистическое понимание общества и истории. Студенты должны раскрыть положительные и отрицательные стороны просветительского движения. С одной стороны, критическая заостренность его идей была исторически оправданна и сыграла большую роль в формировании нового человека и общества индустриального типа. С другой стороны, важно подчеркнуть слабость положительного идеала философии «здравого смысла».

Изучая философские взгляды Ф.-М. Аруэ (Вольтера) (1694-1778), следует охарактеризовать особенности личности и жизненного пути мыслителя, сделавшие его одним из самых ярких представителей Просвещения. Важно уяснить, что главным объектом критики Вольтера была христианская религия и католическая церковь. Требуется раскрыть значе­ние вольтеровских обличений религиозного фанатизма и идейной нетерпимости церкви, показать односторонность его критики с позиций «здравого смысла» Священного Писания и попыток выявить исторические корни рели­гии. В то же время важно помнить, что мир Вольтер представлял как действующую по разумным законам материальную механическую систему, созданную разумным Творцом. Следует рассмотреть содержание «социального аргумента» вольтеровского деизма.




Студенты должны знать, что великий просветитель внес большой вклад в философское осмысление истории (он автор термина «философия истории»). Необходимо охарактеризовать его представления о движущих силах исторического процесса и критерии общественного прогресса, раск­рыть смысл знаменитого афоризма: «Мнения правят миром». Важно показать, что историческому сознанию просветителей недоставало понимания внутренней ценности прошлых исторических эпох. Раскрывая значение социально-политических идеалов Вольтера, нужно подчеркнуть, что важнейшей ценностью для него была свобода. Свободу он понимал в духе либерализма как возможность зависеть только от законов, а равенство как формальное гражданское, а не имущественное и классовое. Политическим идеалом мыслителя была конституционная просвещенная монархия.

Отвечая на третий вопрос, необходимо уяснить, что кризис феодального порядка и абсолютной монархии во Франции XVIII в. привел к появлению разнообразных социально-политических учений и осветить взгляды крупнейших политических мыслителей Просвещения Ш.-Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. Анализируя идеи Ш.-Л. Монтескье (1689-1755), важно подчеркнуть, что он является одним из основателей географи­ческого детерминизма, утверждая зависимость формы государства и политического режима от географического положения, особенностей территории, климата и др. Следует охарактеризовать классификацию форм правления, предложенную мыслителем, его идеал умеренной конституционной монархии, положения о правовом государстве и разделе­нии властей.



Рассматривая социально-политическое учение. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), важ­но подчеркнуть значительный радикализм его взглядов. Ж.-Ж. Руссо выступил как критик цивилизации, утверждающий, что ее развитие ведет к падению нравственного уровня общества, и впервые в истории философии показал противоречивость социального прогресса. Он идеализирует естественное состояние и восхваляет высокий нравственный уровень «идеального дикаря», призывая вернуться «назад, к природе». Необходимо уяснить, что главной политической ценностью мыслителя было равенство, причем не только правовое, но и имущественное и социальное. Следует охарактеризовать его взгляды на причины возникновения и основные этапы развития неравенства в обществе, рассмотреть политический идеал философа (непосредственная демократия, основанная на общественном договоре), раскрыть тоталитарные черты такого государства.

Готовясь к ответу на четвертый вопрос, нужно уяснить, что представители механистического материализма П.-А. Гольбах, К.-А. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро являются наиболее радикальными просветителями, полностью отрицавшими религию и существующие социально-политические установления. Следует подробно охарактеризовать механистический материализм на примере идей П.-А. Гольбаха (1723-1789), чья книга «Система природы»(1770) получила в XVIII в. название «Библии материализма».

Студенты должны знать, что материя рассматривается представителями этого направления как субстанциальная основа всего сущего. Она вечна, несотворима и неуничтожима, бесконечна в пространстве, состоит из простейших и неделимых частиц - атомов, ее важнейшим атрибутом является движение. Следует помнить, что все виды движения французские материалисты сводили к механическому, что приводило их к недооценке случайности, фатализму и отрицанию свободы человека. Необходимо подробно охарактеризовать учение о развитии мира, выдвинутое представителями этого направления, раскрыть значение идеи биологического трансформизма. Студенты должны показать значение механицизма для методологии науки XVIII - XIX вв., раскрыть присущий ему редукционизм, выявить связь монокаузализма, одного из учений о причинности в медицине с механистическим детерминизмом. Важно уяснить, что неспособность механистического материализма объяснить все многообразие живой природы и мира в целом способствовало возникновению виталистических концепций.

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002 -С.89-92.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 99-103.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 129-135.

Дополнительная литература:

1. Верцман И.Е. Ж.-Ж. Руссо. - 2-е изд. - М., 1976.

2. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. - М., 1977.

3. Вольтер Ф.-М.Философские сочинения. - М., 1988.

4. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.2.- М., 1996.- С. 229-280.

5. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в.- М., 1986.- С.144- 388.

6. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в.- М., 1981.

7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т.3.- СПб., 1996. - С.455-559.

8. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1969.

Вопросы для самоконтроля:

1.Охарактеризуйте предпосылки возникновения просветительского движения во Франции?

2.Как вы понимаете девиз Просвещения: «Все должно предстать перед судом разума»?

3. Каковы причины и цели создания «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»?

4. Раскройте роль Вольтера в формировании Французского Просвещения?

5. Охарактеризуйте особенности критики религии и церкви просве­тителями.

6. Как Вольтер понимал задачи «философии истории»? Охарактери­зуйте особенности понимания истории просветителями.

7. Какую роль в социальной философии Просвещения играла идея прогресса?

8. В чем сущность взглядов Ж.-Ж Руссо на проблему развития человеческой цивилизации?

9. Охарактеризуйте особенности механистического материализма XVIII в. Какое влияние он ока зал на развитие медицины?

10. Почему эпоха Просвещения является поворотным пунктом в исто­рии западной культуры?

Темы докладов и рефератов:

Эволюционные идеи в работах французских просветителей.

Проблема человека и общества в философии Просвещения.

Материализм и витализм в естествознании и медицине Нового времени.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: