Тема 2: возникновение и становление античной философии. (2ч)

Цель занятия: Сформировать представление о возникновении античной философии как особой формы общественного сознания, предполагающей рациональное освоение действитель­ности, выявить ее социально-культурные и идейные предпосылки. Дать общую характеристику основных периодов античной философии, ее места в греческом обществе, влияния на развитие медицины. Выявить специфику первого натуралистического периода в развитии античной философии, раскрыть содержание первых философских школ.

 

План семинара:

1. Возникновение античной философии. Основные периоды в ее раз­витии.

2. Первые философские школы ионийской и италийской философии.

3. Атомистические идеи в античной философии.

4. Философия и зарождение медицины как автономного научного знания.

 

Основные понятия: мировоззрение, философия, мифология, онтология, гносеология, субстанция, гилозоизм, пан­теизм, монизм, диалектика, детерминизм, телеология, материализм.

 

Методические указания:

Рассматривая первый вопрос, студентам следует уяснить, что философия как особая форма общественного сознания, предполагающая рациональное освоение действительности, возникла к VI в. до н.э. во всех древних цивилизациях, наибольшего развития достигнув в Древней Греции. Раскрывая социокультурные предпосылки возникновения античной философии, необходимо охарактеризовать особенности экономического, социального и политического развития древнегреческих полисов в VII - VI вв. до н.э. Выявляя идейные истоки философии, студенты должны раскрыть значение древнегреческой мифологии, систематизированной Гомером и Ге­сиодом, зарождающихся научных знаний и обыденного морального сознания.

Следует помнить, что в тысячелетней истории античной философии можно выделить следующие периоды.

1). VI в. до н.э. - период возникновения и становления античной философии. В этот период философы занимались проблемами натурфилософии (философии природы), стремясь осмыслить мир как целое.

2). V - IV вв. до н.э. - классический период, когда античная фи­лософия осваивает тему человека и достигает своего наивысшего расцвета в учениях Сократа, Платона и Аристотеля.

3). III - I вв. до н.э.- эллинистический период, когда свободные древнегреческие полисы приходят в упадок и философия обращается к внутреннему миру человека, проблемам этики и смысла жизни. Наиболее важными школами этого периода были эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

4). I - V вв. н.э. - период заката и гибели античной философии. В этот период появляются яркие школы (неоплатонизм) и глубокие мыслители. Однако античная философия и культура приходят в упадок под влиянием кризиса рабовладельческого общества и сменяются христианским мировоззрением.

При подготовке к ответу на второй вопрос следует раскрыть причины появления первых философских школ именно в греческих колониях Ионии (западное побережье полуострова Малая Азия) и Италии. Характеризуя учения первых философов, важно помнить, что ими была поставлена проблема субстанции (архе), сущности, из которой все возникло. К ионийской философии относят Милетскую школу и Гераклита из Эфеса. Необходимо проследить развитие идеи первоначала как материальной природной стихии у философов Милетской школы, раскрыть особенности монизма, гилозоизма, пантеизма в учениях представителей ионийской философии, выявить характерные черты диалектики Гераклита.

Важно знать, что в учениях представителей италийской философии (школа элеатов, Пифагорейский союз) проблема субстанции пе­реводится на более высокий уровень абстрактного мышления. Представители элейской школы принимали за первоначало умопостигаемое единое бытие, неизменное, вечное, неподвиж­ное, которое не возникает и не исчезает. Необходимо охарактеризовать основные апории Зенона из Элеи – «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела», «Стадий» как первую в истории философии попытку раскрыть противоречивость движения. Пифагорейцы первоначалом считали число, утверждая подчинение мировых процессов математическим закономерностям. Следует рассмотреть вклад представителей этой школы в развитие науки, прежде всего математики, биологии и медицины, охарактеризовать пифагорейский образ жизни, раскрыть значение их аристократического политического идеала.

Отвечая на третий вопрос, нужно уяснить, что атомистические идеи в античной философии возникают в учениях Левкиппа и Демокрита. Необходимо изучить представления этой школы об атомах и пустоте как первоначалах мира, учение атомистов о природе человека. Следует показать, что идеи атомистов являются попыткой примирить ионийскую и италийскую традиции античной философии в решении проблемы движения. В отличие от других греческих философов, рассматривавших мир телеологически, как стремящийся к разумной цели, Демокрит является родоначальником современного понимания детерминизма.

Изучая четвертый вопрос, важно уяснить, что, несмотря на наивность многих идей первых античных философов, их заслуга и величие состоит в осуществлении перехода от мифологического наглядно-образного к рациональ­ному мировоззрению. Боги, управляющие Космосом в античной мифологии, были заменены в их учениях рационально постигаемыми материальными субстанциями, на которые можно практически воздействовать. Студенты должны показать значение этого переворота в мышлении для развития нау­ки, прежде всего медицины, раскрыть роль философских идей в появлении первых учений о сущности здоровья и болезни. Особое внимание следует уделить синтезу философских и медицинских представлений в учениях Гиппократа и Эмпедокла.

 

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002 -С. 42-46.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 70-76.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 65-73.

Дополнительная литература:

1. Антология мировой философии: Античность. - Мн-М., 2001.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2001.- С. 9-35; 94-124.

3. История философии в кратком изложении.- М., 1991. - С. 67-121.

4. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.1.- М., 1995.- С.16-111.

5. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.

6. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М., 1989.

7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т.1.- СПб., 1994. - С. 11 - 42; 83-94.

8. Чанышев А.И. Философия древнего мира. - М., 1999. - С.155-263.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда возникает античная философия? Раскройте предпосылки ее появления.

2. Дайте характеристику основных периодов античной философии.

3. Назовите представителей ионийской философии. Каковы ее осо­бенности?

4. Почему идеи элеатов являются новым этапом в развитии учения о субстанции?

5. Каковы особенности античного атомизма? Чем он отличается от современного?

6. Как возникновение философии повлияло на развитие античной медицины?

7. В чем заключается вклад Гиппократа в развитие медицины и философии?

Темы докладов и рефератов:

Мировоззрение Гомера и Гесиода и их роль в возникновении философии.

Апории Зенона и современная наука и философия.

Пифагорейская философия и развитие медицины.

Гиппократ как философ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: