Цель занятия: Сформировать представление о возникновении античной философии как особой формы общественного сознания, предполагающей рациональное освоение действительности, выявить ее социально-культурные и идейные предпосылки. Дать общую характеристику основных периодов античной философии, ее места в греческом обществе, влияния на развитие медицины. Выявить специфику первого натуралистического периода в развитии античной философии, раскрыть содержание первых философских школ.
План семинара:
1. Возникновение античной философии. Основные периоды в ее развитии.
2. Первые философские школы ионийской и италийской философии.
3. Атомистические идеи в античной философии.
4. Философия и зарождение медицины как автономного научного знания.
Основные понятия: мировоззрение, философия, мифология, онтология, гносеология, субстанция, гилозоизм, пантеизм, монизм, диалектика, детерминизм, телеология, материализм.
Методические указания:
Рассматривая первый вопрос, студентам следует уяснить, что философия как особая форма общественного сознания, предполагающая рациональное освоение действительности, возникла к VI в. до н.э. во всех древних цивилизациях, наибольшего развития достигнув в Древней Греции. Раскрывая социокультурные предпосылки возникновения античной философии, необходимо охарактеризовать особенности экономического, социального и политического развития древнегреческих полисов в VII - VI вв. до н.э. Выявляя идейные истоки философии, студенты должны раскрыть значение древнегреческой мифологии, систематизированной Гомером и Гесиодом, зарождающихся научных знаний и обыденного морального сознания.
Следует помнить, что в тысячелетней истории античной философии можно выделить следующие периоды.
1). VI в. до н.э. - период возникновения и становления античной философии. В этот период философы занимались проблемами натурфилософии (философии природы), стремясь осмыслить мир как целое.
2). V - IV вв. до н.э. - классический период, когда античная философия осваивает тему человека и достигает своего наивысшего расцвета в учениях Сократа, Платона и Аристотеля.
3). III - I вв. до н.э.- эллинистический период, когда свободные древнегреческие полисы приходят в упадок и философия обращается к внутреннему миру человека, проблемам этики и смысла жизни. Наиболее важными школами этого периода были эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.
4). I - V вв. н.э. - период заката и гибели античной философии. В этот период появляются яркие школы (неоплатонизм) и глубокие мыслители. Однако античная философия и культура приходят в упадок под влиянием кризиса рабовладельческого общества и сменяются христианским мировоззрением.
При подготовке к ответу на второй вопрос следует раскрыть причины появления первых философских школ именно в греческих колониях Ионии (западное побережье полуострова Малая Азия) и Италии. Характеризуя учения первых философов, важно помнить, что ими была поставлена проблема субстанции (архе), сущности, из которой все возникло. К ионийской философии относят Милетскую школу и Гераклита из Эфеса. Необходимо проследить развитие идеи первоначала как материальной природной стихии у философов Милетской школы, раскрыть особенности монизма, гилозоизма, пантеизма в учениях представителей ионийской философии, выявить характерные черты диалектики Гераклита.
Важно знать, что в учениях представителей италийской философии (школа элеатов, Пифагорейский союз) проблема субстанции переводится на более высокий уровень абстрактного мышления. Представители элейской школы принимали за первоначало умопостигаемое единое бытие, неизменное, вечное, неподвижное, которое не возникает и не исчезает. Необходимо охарактеризовать основные апории Зенона из Элеи – «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела», «Стадий» как первую в истории философии попытку раскрыть противоречивость движения. Пифагорейцы первоначалом считали число, утверждая подчинение мировых процессов математическим закономерностям. Следует рассмотреть вклад представителей этой школы в развитие науки, прежде всего математики, биологии и медицины, охарактеризовать пифагорейский образ жизни, раскрыть значение их аристократического политического идеала.
Отвечая на третий вопрос, нужно уяснить, что атомистические идеи в античной философии возникают в учениях Левкиппа и Демокрита. Необходимо изучить представления этой школы об атомах и пустоте как первоначалах мира, учение атомистов о природе человека. Следует показать, что идеи атомистов являются попыткой примирить ионийскую и италийскую традиции античной философии в решении проблемы движения. В отличие от других греческих философов, рассматривавших мир телеологически, как стремящийся к разумной цели, Демокрит является родоначальником современного понимания детерминизма.
Изучая четвертый вопрос, важно уяснить, что, несмотря на наивность многих идей первых античных философов, их заслуга и величие состоит в осуществлении перехода от мифологического наглядно-образного к рациональному мировоззрению. Боги, управляющие Космосом в античной мифологии, были заменены в их учениях рационально постигаемыми материальными субстанциями, на которые можно практически воздействовать. Студенты должны показать значение этого переворота в мышлении для развития науки, прежде всего медицины, раскрыть роль философских идей в появлении первых учений о сущности здоровья и болезни. Особое внимание следует уделить синтезу философских и медицинских представлений в учениях Гиппократа и Эмпедокла.
Основная литература:
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002 -С. 42-46.
2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 70-76.
3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 65-73.
Дополнительная литература:
1. Антология мировой философии: Античность. - Мн-М., 2001.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2001.- С. 9-35; 94-124.
3. История философии в кратком изложении.- М., 1991. - С. 67-121.
4. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.1.- М., 1995.- С.16-111.
5. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
6. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М., 1989.
7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т.1.- СПб., 1994. - С. 11 - 42; 83-94.
8. Чанышев А.И. Философия древнего мира. - М., 1999. - С.155-263.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда возникает античная философия? Раскройте предпосылки ее появления.
2. Дайте характеристику основных периодов античной философии.
3. Назовите представителей ионийской философии. Каковы ее особенности?
4. Почему идеи элеатов являются новым этапом в развитии учения о субстанции?
5. Каковы особенности античного атомизма? Чем он отличается от современного?
6. Как возникновение философии повлияло на развитие античной медицины?
7. В чем заключается вклад Гиппократа в развитие медицины и философии?
Темы докладов и рефератов:
Мировоззрение Гомера и Гесиода и их роль в возникновении философии.
Апории Зенона и современная наука и философия.
Пифагорейская философия и развитие медицины.
Гиппократ как философ.