Тема 11. Западноевропейская философия XX века. (4ч)

Цель занятия: Раскрыть место и роль философии в культуре XX в. Проследить развитие рационализма и иррационализ­ма, их взаимодействие в XX в. Охарактеризовать основные философские направления XX в.: позити­визм и постпозитивизм, экзистенциализм, психоаналитическую философию, показать их влияние на развитие медицины. Рассмотреть возникновение и становление постмодернизма как философского направления конца XX - начала XXI в.

 

План семинара:

1. Место и роль философии в культуре XX в.

2. Особенности «третьего» позитивизма. Позитивизм и постпозитивизм.

3. Психоанализ и его влияние на развитие философии.

4. Экзистенциальная философия. Атеистический и религиозный экзистенциализм.

5. Постмодернистская философия.

 

Основные понятия: диалектика, позитивизм, верификация, фальсификационизм, рационализм, иррационализм, мистика, теософия, философия науки, агностицизм, феноменология, психоанализ, бессознательное, сублимация, либидо, архетип, символ, деконструкция, сциентизм, структурализм, пост­модернизм.

Методические указания:

Рассматривая первый вопрос, следует показать, что философия XX в. стремится осмыслить противоречия современной цивилизации. Важно уяснить, что основные направления философии XX в.: позитивизм, психоаналитическая философия, экзистенциализм, направления религиозно-философской мысли с разных позиций пытались осмыслить конфликт разумного и неразумного в деятельности человека. При этом одни направления в большей степени опираются на рационалистическую традицию в философии, усиленную достижениями современной науки; другие - придерживаются иррационалистической точки зрения, выдвигая на первый план не разум, а иные формы духовности: волю, интуицию, бессознательное.

При подготовке к ответу на второй вопрос необходимо помнить, что рационализм в философии XX в. представлен, прежде всего, позитивизмом и постпозитивизмом. Важно знать, что неопозитивизм (третий этап в развитии позитивизма) возник в 20-х годах XX в. Его представителями являются австрийские философы Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик (Венский кружок), английский философ и общественный деятель Б. Рассел и др. Следует указать, что, по мнению неопозитивистов, философия представляет собой особый вид деятель­ности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Нужно охарактеризовать их отношение к проблемам радиационной философии, раскрыть значение принципа верификации (проверка осмысленности научных положений на основе опыта); концепций конвенционализма, согласно которой научные понятия и теории являются результатом соглашения между учеными и физикализма, ставящей истинность положений любой науки в зависимость от воз­можности их перевода на язык физики.

Требуется уяснить, что в конце 50-х - начале 60-х годов неопозитивизм начинает терять свое влияние и на смену ему приходит «четвертый позитивизм» или постпозитивизм. Следует помнить, что в центре внимания постпозитивистов находятся проблемы развития научного знания, взаимодействие эмпиричес­кого и теоретического уровней научного познания, социокультурной де­терминации науки, ее связи с философскими концепциями. Наиболее ярким представителем постпозитивизма является английский философ К. Поппер (1902-1988), развивший концепцию критического рационализма. Необходимо охарактеризовать особенности сциентизма К. Поппера, его взгляды на науку как целостную систему, особенности ее развития, принцип фальсификации (принципиальной опровергаемости любых научных утверждений) как установку на критический анализ всех научных достижений, учение об открытом обществе.

Изучая третий вопрос, важно помнить, что с психоанализом как направлением психотерапии и практической психологии связано новое философское понимание человека и его соотношения с обществом, оказавшее огромное влияние на современную культуру и мировоззрение. Необходимо показать значение для формирования и развития психоанализа представлений о бессознательном в истории философии, особенно в учениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, достижений психологии на рубеже XIX - XX вв. Основателем психоанализа является австрийский ученый З. Фрейд. В то же время понятие психоанализ шире понятия фрейдизм, так как включает в себя различные школы и доктрины, возникшие на основе развития и критики учения З. Фрейда. Следует уяснить, что, несмотря на убежденность самого мыслителя в строгой научности его теории, созданной в результа­те обобщения клинического опыта, споры о научности психоанализа про­должаются и в настоящее время.

Рассматривая идеи З. Фрейда (1856-1939), нужно охарактеризовать его концепцию бессознательного психического, модель отношений между сознанием и бессознательным, представления ученого о структуре личности, пансексуализм концепции ученого. Студенты должны уяснить, что, признавая иррациональность поведения современного человека, по­давляющий характер влияния культуры на личность, З. Фрейд, вместе с тем, не призывает к «раскрепощению инстинктов» бессознательного. Как рационалист и продолжатель просветительских идей, мыслитель выше всего ценит разум и сознание. Смысл человеческой жизни, по его мнению, в познании и труде на благо себя и других, а цель психоанализа - сделать человека более свободным в результате осознания и преодоления своих внутренних конфликтов, бессознательных стремлений и иллюзий. Необходимо также охарактеризовать философию культуры З. Фрейда, в которой искусство, религия, социальные институты рассматриваются как результат сублимации бессознательных стремлений, т. е. их переведения в культурно-приемлемые формы.

Изучая творчество швейцарского психиатра К.Г. Юнга (1875-1961), студенты должны показать как влияние на его концепцию фрейдовских идей, так и самостоятельный и оригинальный характер мировоззрения ученого. Важно помнить, что наряду с индивидуальным швейцарский мыслитель утверждает и доказывает существование в психике человека коллективного бессознательного, которое является результатом развития человеческого рода, присуще всем людям, передается по наследству и представляет собой основу формирова­ния индивидуальной психики. Необходимо выявить значение идеи К.Г. Юнга о единстве сознания и бессознательного, раскрыть проявление архетипов коллективного бессознательного в символах религий, мифах и искусстве, охарактеризовать процесс индивидуации. Следует также обратить внимание на оценку мыслителем социальных потрясений XX в., которые он связывал с "психическими эпидемиями".

Идеи З. Фрейда и К.Г. Юнга развиваются представителями неофрейдизма - философского направления, представители которого сосредоточили внимание на социальных и культурных процессах, обусловливающих поведение и внутренние конфликты человека, и стремились раскрыть сущность социальных отношений и форм с помощью принципов психоанализа. Наиболее ярким представителем неофрейдизма является немецко-американский философ Э. Фромм (1900-1980). Требуется охарактеризовать представления мыслителя об экзистенциальных и исторических противоречиях человеческого существования, проанализировать его взгляды на проблему свободы человека, пути создания гуманистического, здо­рового общества.

При подготовке к ответу на четвертый вопрос, важно помнить, что экзистенциализм (философия существования) возник в 20-х годах XX в. и достиг наибольшего развития и популярности в 40-60-х годах XX в. Соци­альные катастрофы XX в. заставили представителей этого направления по-новому осмыслить проблему человека, его места в мире, истории, смысл его существования. Нужно раскрыть влияние на формирование экзистенциализма «философии жизни», неокантианства, психоанализа, русской литературы и философской мысли XIX- начала XX в., феноменологии Э. Гуссерля с ее идеей интенциальности (направленности на что-либо) соз­нания, выявляющей его активную природу.

Студенты должны рассмотреть особенности критики рационализма экзистенциалистами, выявить смысл их положения о том, что существование человека предшествует сущности, охарактеризовать учение об абсолютной свободе и ответственности человека. Важно показать, что в своем подлинном существовании человек «заброшен» в чуждую ему природную, социальную и историческую ситуацию, обращен в будущее и вынужден делать выбор. Необходимо проанализировать экзистенциальные тревогу, страх, заботу как априорные основы человеческого существования, наиболее ярко проявляющиеся в пограничных ситуациях (болезнь, смерть и т.д.).

В экзистенциализме выделяют атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозное (Г. Марсель, К. Ясперс, Н.А. Бердяев) направления, философию наиболее ярких представителей которых следует охарактеризовать. Рассматривая творчество немецкого философа М. Хай­деггера (1889-1976), следует раскрыть особенности его онтологии, представление о времени как внутреннем переживании человека, учение о субъективном существовании человека, его «бытии-в-мире» (dasein). Нужно выявить значение философского учения М. Хайдеггера и созданного на его основе dasein - анализа для развития экзистенциальной психологии и психотерапии.

Анализируя идеи французских экзистенциалистов Ж-П. Сартра (1905-1980) и А. Камю (1913-1960), важно показать, что их учения сложились в годы второй мировой войны и могут рассматриваться как философское осмысление деятельности французского Сопротивления, активными участниками которого они оба являлись. Изучая философию Ж-П. Сартра, необходимо охарактеризовать его противопоставление двух видов бытия: «бытия-в-себе» и «бытия-для-себя», особенности диалектики мыслителя, связанной исключительно с активной, творческой природой человеческого сознания. Важно раскрыть особенности интерпретации французским мысли­телем традиционных для экзистенциализма проблем о соотношении сущности и существования, свободы и ответственности человека. Характеризуя творчество А. Камю, следует рассмотреть его учение об абсурдности мира, показать, что центральными темами мыслителя были вопросы о смысле человеческого существования, самоубийстве, «бунте» против бессмысленности мира.

Изучая философию немецкого экзистенциалиста К. Ясперса (1883-1969), важно показать, что его деятельность как практикующего врача-психиатра оказала значительное влияние на понимание им философских проблем человеческого существования. Нужно обратить внимание на особенности экзистенциального философствования немецкого мыслителя, охарактеризовать его понимание бытия, прежде всего бытия человека, учение о пограничных ситуациях, экзистенциальной коммуникации. Важно раскрыть содержание его взглядов на сущность исторического процесса, значение философской веры в современ­ном мире.

Рассматривая философию постмодернизма (пятый вопрос), следует помнить, что ее наиболее яркими представителями являются французские мыслителей Ж. Деррида (1930) и М. Фуко (1926-1984) и проследить влияние на их творчество идей «философии жизни», психоанализа, экзистенциализма, структурализма - направления в методологии гуманитарных наук, выдвигающего в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов. Студенты должны уяснить, что постмодернизм критикует сциентизм, рационалистическое мышление, характерное для западной философии. Его представители отрицают наличие субстанциальной основы мира, критикуют понятие истины как взаимнооднозначного отношения между человеческой мыслью и реальностью, утверждают отсутствие строго универсальных суждений и норм. Одним из центральных в постмодернизме является понятие деконструкции - особого типа прочтения и толкования текстов «изнутри», которое, исследуя внутренние противоречия текста, разрушает его смысловую структуру.

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002. - С. 205-206; 213-222; 226-261; 315-336.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С.143-156.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 211-232.

Дополнительная литература:

1. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Под ред. А.Ф. Грязнова. - М., 1999.

2. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

3. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX в. - М., 2001.

4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.4.- СПб., 1997.- С.369-421; 453-485; 616-676; 661-676.

5. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1990. - С.319-344.

6. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. - М., 1991 - С.235-402.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.,1983.

8. Фрейд З. Я и Оно. - М., 1999.

9. Фромм Э. Бегство от свободы.- М., 1991.

10. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте особенности развития философии в XX в.

2. В чем заключается преемственность «первого», «второго» и «третьего» позитивизма? Что такое постпозитивизм?

3. Дайте сравнительную характеристику взглядов З. Фрейда и К.Г. Юнга на бессознательное и природу человека. Каковы основные тенденции развития психоанализа в XX в.?

4. Какое влияние оказал психоанализ на развитие современной фи­лософии?

5. Назовите предпосылки возникновения и характерные черты эк­зистенциальной философии.

6. Раскройте смысл утверждения экзистенциалистов о том, что су­ществование человека предшествует сущности.

7. Дайте сравнительную характеристику атеистического и религи­озного экзистенциализма.

8. Какое влияние оказала экзистенциальная философия на развитие психиатрии и практической психологии в XX в.?

9. Дайте характеристику постмодернизма как философского направле­ния. Каковы причины его возникновения?

Темы докладов и рефератов:

Позитивизм и развитие медицины.

Философия науки в XX в.

Экзистенциальная философия и современная психиатрия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: