Цель занятия: Рассмотреть систему Г.-В.-Ф. Гегеля как закономерный результат предшествующего развития немецкой классической философии. Охарактеризовать его взгляды на логику, природу, развитие человеческого общества. Показать, что противоречия этой философии вызвали к жизни разные направления гегельянства. Изучить особенности антропологического материализма Л.Фейербаха.
План семинара:
1. Личность и сочинения Г-В-Ф. Гегеля. Основные принципы гегелевской философии.
2. Система Г-В-Ф. Гегеля: новая концепция логики, философия природы, философия духа.
3. Развитие гегелевской школы. Антропологический материализм Л.-А. Фейербаха.
Основные понятия: диалектика, метафизика, абсолютная идея, количество, качество, мера, противоположность, противоречие, необходимость, случайность, субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух, идеализм, материализм, развитие, прогресс.
Методические указания:
Рассматривая философские взгляды Г.-В.-Ф. Гегеля (1770-1831), студенты должны охарактеризовать личность и жизненный путь мыслителя, явившегося создателем рационалистической системы объективного идеализма. Нужно показать, что его философская система охватывает широкий круг проблем логики, гносеологии, философии природы, истории, права и др. Важно помнить, что центральным в системе взглядов немецкого философа является понятие абсолютной идеи, целостного мирового разума, который составляет сущность всех вещей и в скрытом («свернутом») виде содержит возможность всех природных, общественных и духовных явлений. Следует уяснить, что главным в творчестве Г.-В.-Ф. Гегеля является диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и кратко охарактеризовать три части системы немецкого мыслителя, которые отражают основные этапы развития первоначала.
|
|
Необходимо знать, что первая часть - логика раскрывает развитие абсолютной идеи в сфере чистого мышления и показать панлогизм мировоззрения философа. Следует охарактеризовать особенности диалектической, содержательной логики, которая стремится обнаружить реально существующую систему отношений, лежащую в основе бытия и мышления. Вторая часть - философия природы рассматривает проявление абсолютной идеи в форме «инобытия», т.е. природных явлений и процессов. Третья часть - философия духа посвящена развитию абсолютной идеи в истории общества и мышлении человека.
Анализируя первую часть системы Г.-В.-Ф. Гегеля, нужно помнить, что она состоит из трех разделов - учения о бытии, учения о сущности и учения о понятии. Изучая учение о бытии, следует показать смысл движения понятий от абстрактных (чистое бытие) к более содержательным (наличное бытие, обладающее качественными и количественными характеристиками), раскрыть значение взаимоотношения количественных и качественных изменений, скачков, отрицания отрицания в развитии. Выявляя содержание учения о сущности, важно помнить, что бытие характеризует внешний слой действительности, а сущность - внутренний мир, глубинные связи, лежащие в основе бытия. Необходимо охарактеризовать гегелевское учение о противоречиях, категории сущности и явления, возможности и действительности, необходимости и случайности, причинности, осветить их роль в развитии. Раскрывая учение о понятии, нужно уяснить, что понятие у Г.-В.-Ф. Гегеля является духовной основой, определяющей течение любого процесса, и показать, как мыслитель исследует проблемы формальной логики, выявляя познавательную ценность понятий, суждений и умозаключений, проводит анализ проблемы истины.
|
|
Рассматривая гегелевское учение о природе, следует подчеркнуть, что развивается не сама природа, а ее идея. Все новое возникает на духовном уровне и лишь воплощается в пассивной материи. Необходимо охарактеризовать три ступени в развитии природы - механику, физику и органику.
Изучая третью часть системы Г.-В.-Ф. Гегеля - философию духа, важно знать, что ее составными частями являются учение о субъективном духе, учение об объективном духе и учение об абсолютном духе. Раскрывая учение о субъективном духе, следует обратить внимание на идеи мыслителя о влиянии телесных факторов на духовную деятельность человека, о появлении и развитии сознания и самосознания, о формах знания и деятельности человека.
В учении об объективном духе философ анализирует такие формы общественной жизни как право, мораль, гражданское общество и государство. Нужно показать, что в отличие от И. Канта выше личности и гражданского общества Г.-В.-Ф. Гегель ставит государство, называя его величайшим воплощением абсолютной идеи, «шествием Бога в мире». Рассматривая историческую концепцию немецкого философа, следует обратить внимание на ее рационализм. Исторический процесс направляется разумной, закономерной волей мирового духа, который выражает себя в деятельности личностей, групп и государств. Смысл истории составляет прогресс в сознании свободы, основные этапы которого необходимо раскрыть.
Анализируя учение об абсолютном духе, требуется охарактеризовать искусство, религию и философию как формы самосознания абсолютной идеи. Завершая рассмотрение философского мировоззрения Г.-В.-Ф. Гегеля, необходимо понять, что его основной проблемой является противоречие между методом и системой. Студенты должны показать, что диалектический метод не соответствует стремлению философа придать своей системе законченный характер, как завершающей ступени в развитии мирового духа.
Раскрывая третий вопрос, следует охарактеризовать влияние на развитие немецкой философии революционной ситуации в Западной Европе в 30-40-х годах XIX в., показать раскол гегелевского движения на правое (консервативное) и левое (революционно-демократическое) направление, рассматривавшее философскую критику как орудие социально-политических изменений. Нужно уяснить, что одним из центральных вопросов полемики правого и левого гегельянства была проблема происхождения, сущности и общественного значения религии.
Характеризуя мировоззрение Л.-А. Фейербаха (1804-1872), следует показать, что его интересы развивались от теологии к философии Г.-В.-Ф. Гегеля, которую он затем подверг критике с материалистических позиций. Необходимо раскрыть антропологический характер материализма Л. Фейербаха. Согласно мнению мыслителя, человек как высший результат развития природы должен быть в центре внимания философии и изучаться целым комплексом частных наук. Важно обратить внимание, что человеческую природу он рассматривал как вневременную категорию, слабо подверженную влиянию социальных процессов и подчеркивал единство разума, чувства и воли в структуре личности.
|
|
Наиболее разработанной в философии Л. Фейербаха является его учение о религии, ее психологических основаниях и роли в жизни человека и общества. Требуется охарактеризовать его представление о психологических корнях религии, учение о богах как объективированных (т.е. вынесенных вовне) представлениях людей, отражающих черты человеческой природы и, таким образом, обедняющих самого человека, рассмотреть «религию любви», которой следует заменить традиционные религии.
Основная литература:
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд.– М., 2002. - С. 103-107.
2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 106-111.
3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 143-155.
Дополнительная литература:
1. Гегель Г-В-Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. - М., 1974-1977.
2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М., 1986.- С.209-304.
3. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.2.- М., 1996.- С. 443-494.
4. Киссель М.А. Гегель и современный мир.- Л., 1982.
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX вв.- М.,1989.- С. 186-460.
6. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.4.- СПб., 1997.- С.59-116; 120-131.
7. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. - М., 1995.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите важнейшие этапы формирования философских взглядов Г.-В.-Ф. Гегеля.
2. Охарактеризуйте основные положения системы Г.-В.-Ф. Гегеля.
3. Как соотносятся система и метод Г.-В.-Ф. Гегеля?
4. В чем состоит новое понимание логики, предложенное Г.-В.-Ф. Гегелем?
5. Какое место занимают проблемы философии природы в системе взглядов Г.-В.-Ф. Гегеля?
|
|
6. Охарактеризуйте антропологию Г.-В.-Ф. Гегеля. Каково ее значение для педагогики и медицины?
7. Как Г.-В.-Ф. Гегель понимал движущие силы исторического процесса? В чем, по его мнению, состоит критерий прогресса?
8. Каковы причины разложения гегелевской школы в 40-х годах XIXв.?
9. В чем состоят особенности взглядов Л. Фейербаха на природу человека?
10. Каковы причины и цели критики религии Л. Фейербахом? Охарактеризуйте созданную им «религию любви».
Темы докладов и рефератов:
Формирование философских взглядов Гегеля.
Антропология Г-В-Ф. Гегеля и Л. Фейербаха: сравнительный анализ.
Диалектические идеи в естественно-научном познании XIX в.