double arrow

ТЕМА 8. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. И. КАНТ, И.-Г. ФИХТЕ, Ф.-В.-И. ШЕЛЛИНГ. (4ч).


Цель занятия: Рассмотреть социокультурные и идейно-теоретические предпосылки возникновения немецкой классической философии. Дать общую характеристику немецкой классической философии как вершины рационализма Нового времени. Раскрыть сущность критического поворота И.Канта в философии. Проследить развитие немецкой классической философии в учениях И.-Г. Фихте и Ф.-В.-Й. Шеллинга.

 

План семинара:

1. Предпосылки возникновения и характерные особенности немецкой классической философии. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии.

2. Теория познания И. Канта. Активность сознания.

3. Морально-практическая философия И. Канта. Категорический им­ператив.

4. Проблема способности суждения в философии И.Канта.

5. Развитие немецкой классической философии в учениях И.-Г. Фихте и Ф.-В.-Й. Шеллинга.

Основные понятия: агностицизм, трансцендентный, трансценденталь­ный, априоризм, антиномии, феномен, ноумен, идеализм, диалектика, деизм, наукоучение, прогресс.

Методические указания:

Рассматривая первый вопрос, студенты должны помнить, что немецкая классическая философия, сформировавшаяся в конце XVIII в. и продолжавшая свое существование до середины XIX в., представляет собой вершину рационализма Нового времени. Следует показать, что это философское направление развивается под непосредственным влиянием буржуазных преобразований в Западной Европе и раскрыть значение для ее формирования идей великих философов XVII в., Просвещения, достижений естественных наук и духовного подъема в Германии конца XVIII - начала XIX вв., связанного с культурой романтизма.

Немецкая классическая философия представлена именами таких выдающихся мыслителей как И. Кант, И.-Г. Фихте, Ф.-В.-И. Шеллинг, Г.-В.-Ф. Гегель и Л.-А. Фейербах. Их философские системы сближают общие идейно-теоретические основы, сходство и преемственность в постановке и решении проблем. Необходимо показать, что общим в творчестве этих оригинальных мыслителей было их понимание философии как строгой науки, опирающейся на естествознание и представляющей собой стройную систему взаимосвязанных научных дисциплин, основной задачей которой является осмысление современной цивилизации. Представители немецкой классической философии обосновали учение о развитии мира (диалектику), рассмотрели историю человечества как закономерный процесс, в основе которого лежат духовные факторы, показали особое значение знаний о человеке в структуре философии.

Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724-1804). Необходимо охарактеризовать личность и творческий путь мыслителя, показать значение поставленных им философских вопросов о границах человеческого познания, характере нравственного закона и роли религии в жизни человека и общества. В творчестве И. Канта выделяют докритический (50-60 гг. XVIII в.) и критический период (с начала 70-х гг. XVIII в.), когда он основывает новое философское направление. Следует уяснить, что в докритический период И. Кант опирался на идеи Г. Лейбница и его последователя Х. Вольфа и уделял наибольшее внимание проблемам естествознания, проводя идею развития мира. Требуется охарактеризовать научное и философское значение гипотезы Канта-Лапласа о происхождении Вселенной.




Отвечая на второй вопрос, важно знать, что в гносеологии И. Кант развивает субъективно-идеалистическое, агностическое учение. Согласно позиции мыслителя, природа вещей как они существуют сами по себе («вещей в себе») трансцендентна нашему познанию. Познанию доступен лишь мир явлений, который конструируется человеческим сознанием с помощью априорных (доопытных) форм, имеющих трансцендентальный характер. Необходимо показать, что И. Кант сделал попытку примирить эмпиризм и рационализм XVII в. на основе рационализма и охарактеризовать его понимание основных познавательных способностей человека: чувственности, рассудка, разума, продуктивного воображения.

Важно раскрыть, что, анализируя чувственное познание, где важнейшими априорными формами являются пространство и вре­мя, мыслитель решает вопрос: как возможна математика - какие познавательные способности человека обеспечивают общеобязательный характер математического знания? На основе чувственного опыта возникают понятия и суждения рассудка, а также идеи разума. Следует рассмотреть категории количества, качества, отношения, модальности, являющиеся априорными формами рассудочного познания и раскрыть кантовское решение вопроса: как возможно естествознание?



В разуме, по И. Канту, заложено стремление к высшему, безусловному знанию о мире, представленному в форме идей. Рассматривая основные идеи разума: мира как целого, Бога, души, надо проанализировать антиномии (противоречивые состояния), в которые попадает разум, пытаясь разрешить эти проблемы и раскрыть особенности решения мыслителем вопроса о возможности научной метафизики. Студенты должны понять, что И.Кант совершил "коперниковский переворот" в философии, поставив вопрос об активности человеческого сознания. Если до И.Канта было принято считать, что решающую роль в познании играет влияние внешних объектов, то немецкий философ рассмотрел познание как активную творческую деятельность субъекта по конструированию познаваемых объектов в мышлении.

Изучая этическое учение И. Канта (третий вопрос), необходимо раскрыть значение его принципа примата (первенства) практического разума над теоретическим, охарактеризовать понимание мыслителем природы человека. Нравственный закон И. Кант называет категорическим императивом и формулирует следующим образом: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало правилом поведения для всех» или «Поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и никогда как средство». Важно показать априорный и формальный характер нравственного закона, его связь с природой человека. Следует рассмотреть критику философом эвдемонизма и гедонизма, раскрыть роль нравственного долга в его этической системе, показать значение кантовских идей для формирования ме­дицинской этики.

Студенты должны уяснить, что этические взгляды философа тесно связаны с его социально-политическими идеалами. Необходимо раскрыть либеральный характер кантовского мировоззрения, в котором свобода, предполагающая самоограничение и уважение к свободе, правам и интересам других членов общества является высшей ценностью. Важно охарактеризовать учение И. Канта о договорной природе государства, верхо­венстве закона в обществе и морали в политических отношениях, путях установления справедливой системы международной безопасности.

Анализируя учение И. Канта о целесообразности природы (телеологию) и его эстетические взгляды (четвертый вопрос), требуется обратить внимание, что мыслитель анализирует рефлектирующую способность суждения - особый способ рассмотрения предметов, который сопровождается чувством удовольствия или неудовольствия от созерцания формы предмета. Следует показать как в результате применения этой способности к природе в целом и ее отдельным организмам возникает понимание природы как целесообраз­ного единства, источником которого является высший разум. Необходимо охарактеризовать кантовское понимание искусства, определяющее прекрасное как «незаинтересованное удовольствие», достигаемое созерцанием формы предмета, не связанное с практическими интересами.

При подготовке к ответу на пятый вопрос следует показать преемственность философских учений И. Канта, И.-Г. Фихте и Ф.-В.-И. Шеллинга. Рассматривая философию И.-Г. Фихте (1762-1814), следует подчерк­нуть, что он продолжает субъективно-идеалистические стороны философии И.Канта. Опираясь на кантовские идеи о трансцендентальном единстве ра­зума, критикуя его учение о «вещи в себе», мыслитель развивает концепцию Абсолютного Я (единственной субстанции). Необходимо охарактеризовать представления И.-Г. Фихте об активной и деятельной природе Абсолютного Я, соотношение и диалектику его взаимодействия с не-Я, учение об обществе и истории. Ф.-В.-И. Шеллинг (1775-1854), опиравшийся первоначально на идеи И.-Г. Фихте, вскоре приходит к выводу, что Абсолютное Я не может быть единственной субстанцией. Мыслитель переходит к объективному идеализму, считая основой мира единство бытия и мышления, материи и духа, объекта и субъекта. Требуется подробно рассмотреть натурфилософию Ф.-В.-И. Шеллинга с его идеей развития природы, учение мыслителя об обществе и истории, эстетические взгляды, выражающие дух искусства романтизма.

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002. - С. 93-102.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С.103-106.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 136-143.

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.,1973.

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.- С.43-208.

3. История философии: Запад. Россия. Восток / Под. ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.2.- М., 1996. -С. 338-389.

4. Кант И. К вечному миру.- М., 1989.

6. Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX вв.- М., 1989.- С.11-185.

6. Миголатьев А.А. Социальные взгляды Иммануила Канта // Социально-гума­нитарные знания.- 1999.- N5. - С.80-95.

7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.3.- СПб., 1996.- С.627-668; Т.4.- СПб., 1997. - С.627-668.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте предпосылки возникновения немецкой классиче­ской философии.

2. Назовите характерные черты немецкой классической философии.

3. Охарактеризуйте основные периоды творчества И. Канта.

4. В чем состоит «коперниковский переворот» И. Канта в филосо­фии?

5. Раскройте основные положения теории познания И. Канта.

6. Каким образом И. Кант обосновывает всеобщий характер научно­го знания?

7. Охарактеризуйте морально-практическую философию И. Канта.

8. Каковы особенности социально-политических воззрений И. Канта?

9. Какое место в философии И. Канта занимает проблема способ­ности суждения?

10. Охарактеризуйте элементы диалектики в учениях И.Канта, И.-Г. Фихте и Ф.-В.-Й. Шеллинга.

Темы докладов и рефератов:

Этические взгляды И. Канта и медицинская этика.

И.Кант и Просвещение.

Социально-политические воззрения И.Канта.

Эстетика Ф.-В.-Й. Шеллинга.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7