Тема 10. Западноевропейская философия второй половины XIX - начала XX века. (4ч)

Цель занятия: Охарактеризовать особенности философского процесса во второй половине XIX - начале XX в., показать причины появления новых философских направлений, значение проблемы иррационального в философии этого периода, взаимодействие классической и неклассической философии. Раскрыть причины и содержание критики классической философии в марксизме, позитивизме и «философии жизни». Проследить влияние этих философских направлений на развитие медицины.

План семинара:

1. Основные тенденции развития философии второй половины XIX - начала XX в. Поиск новых путей и форм философствования.

2. Формирование марксистской философии.

3. Возникновение и развитие позитивизма. «Первый» и «второй» по­зитивизм.

4. Проблема иррационального в философии второй половины XIX в.: А. Шо­пенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор.

5. «Философия жизни» в конце XIX - начале XX в.

Основные понятия: диалектика, материализм, идеализм, позитивизм, монизм, социал-дарвинизм, волюнтаризм, рацио­нализм, иррационализм, интуитивизм, развитие, прогресс, субстанция, прагматизм.

 

Методические указания:

Отвечая на первый вопрос, следует уяснить, что вторая половина XIX - начало XX в. - период поиска новых путей и форм философствования, критики традиций и переоценки ценностей. В этот период появляются философские направления, с различных позиций подвергающие критике классическую философию (марксизм, позитивизм, «философия жизни»). Вместе с тем, классическая философия доказывает свою жизнеспособность появлением в 60-70-х годах философских школ неокантианства и неогегельянства, стремившихся переосмыслить идеи классической философии с учетом требований времени. Необходимо проследить влияние на развитие философии выдающихся научных открытий XIX – начала XX в. и сложных социально-политических противоречий эпохи, связанных с развитием капиталистических отношений.

Изучая второй вопрос, следует помнить, что марксизм был создан немецкими философами К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в 40-х годах XIX в. под влиянием широкого рабочего движения. Идейными источниками марксизма были немецкая классическая философия, английская политическая экономия и утопический социализм. Нужно охарактеризовать философию марксизма (диалектический и исторический материализм) как результат сочетания диалектики Г.-В.-Ф. Гегеля и материализма Л.-А. Фейербаха и раскрыть содержание таких важнейших положений диалектики как всеобщая связь явлений, противоречивость материального мира, роль взаимосвязи количественных и качественных изменений, отрицания отрицания в развитии.

Важно рассмотреть марксистское понимание развития общества как естественноисторического процесса, выявить содержание положения: «общественное бытие определяет общественное сознание», дать определение общественно-экономической формации, раскрыть характер взаимоотношений базиса и надстройки, роль классовой борьбы в истории, закономерности смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций. Требуется охарактеризовать особенности понимания К. Марксом причин и путей преодоления отчуждения как объективного социального процесса, в результате которого деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную, довлеющую над ним враждебную силу.

Студенты должны показать практическую направленность марксизма, который критикует классическую философию за созерцательность и стремится обосновать неизбежность социалистической революции и победы коммунизма - справедливого общественного строя, где будет уничтожена частная собственность, преодолено отчуждение и реализован гуманистический идеал. Необходимо помнить, что к концу XIX в. марксизм стал одним из самых влиятельных идейных течений и был положен в основу деятельности коммунистических и социал-демократических партий. Следует выявить как научное значение многих положений марксизма: материалистического понимания истории, экономического учения, теории отчуждения и др., так и элементы социального утопизма в марксистском учении.

Рассматривая третий вопрос, важно помнить, что позитивизм, возникший в 30-х годах XIX в.- философское направление, в центре внимания которого - позитивное (положительное) знание, полученное в частных науках, эмпирически проверяемое и практически эффективное. Необходимо показать, что его представители критикуют классическую философию за внимание к содержательному исследованию реальности и утверждают, что задачей науки является не объяснение, а описание явлений (феноменализм). Изучая первый этап в развитии позитивизма, следует подчеркнуть, что его родоначальники - французский ученый О. Конт (1798-1857) и английские философы Г. Спенсер (1820-1903) и Дж. Ст. Милль (1807-1843) считают главной задачей позитивной философии систематизацию знания на основе ра­циональной классификации наук. Кратко характеризуя взгляды этих мыслителей, важно обратить внимание на особенности классификации наук О. Конта, эволюционизм Г. Спенсера, вклад Дж. Ст. Милля в развитие индуктивной логики.

Анализируя второй этап в развитии позитивизма (эмпириокритицизм), нужно знать, что он возник на рубеже XIX - XX вв. под влиянием революции в физике, развития психоло­гических исследований. Ведущие представители этого направления авс­трийский физик Э. Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896) понимали философию, прежде всего как теорию познания. Сле­дует помнить, что эмпириокритицизм означает критику опыта и представ­ляет собой устранение из опыта всех положений, имеющих метафизическую природу. Необходимо охарактеризовать учение Э. Маха и Р. Авенариуса об ощущениях как элементах мира, принцип экономии мышления. Студенты должны раскрыть влияние позитивизма на развитие методологии науки, формирование кондиционализма как учения о причинности в медицине.

При подготовке к ответу на четвертый вопрос важно уяснить, что наиболее глубокой была критика рационализма классической философии со стороны немецких философов А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и датского мыслителя С. Кьеркегор, ставших основателями новых философских направлений – «философии жизни» и экзистенциализма. Рассматривая взгляды А.Шопенгауэра (1788-1860), следует уяснить, что он истолковывает в духе волюнтаризма кантовские идеи о соотношении «вещи в себе» и явления и переосмысливает религиозно-философское учение буддизма о нирване. Нужно раскрыть особенности волюнтаризма немецкого философа, выявить причины его пессимизма, показать, что единственный выход мыслитель видит в постепенном угасании жизни и воли к ней.

Характеризуя учение Ф. Ницше (1844-1900), следует обратить внимание, что он заменяет монистический волюнтаризм А. Шопенгауэра идеей плюрализма воль. Для этого философа воля к жизни, проявляющаяся в человеческом бытии как «воля к власти», является высшей ценностью. Необходимо подробно рассмотреть критику Ф. Ницше понятия субстанции, его понимание мира как вечного становления, релятивизм в области познания и нравственности. Следует охарактеризовать отношение мыслителя к христианству, отрицание им христианской морали как рабской, принижающей волю к власти и ведущей к вырождению человечества. Требуется раскрыть значение его учения о «сверхчеловеке» и его новой «морали господ». Нужно обратить внимание на интерпретацию немецким философом этических проблем врачебной деятельности. Важно показать противоречивый характер влияния Ф. Ницше на философию и культуру XX в., роль его учения в воз­никновении фашизма как идейно-политического движения.

Анализируя философские взгляды С. Кьеркегора (1813-1855), нужно уяснить, что в центре его учения находится проблема человека, смысла жизни. Датский мыслитель критикует классическую философию за слишком абстрактный подход к человеку, когда выше всего ставится всеобщее - дух, материя, прогресс, а уникальная личность с ее мыслями, чувствами и страданиям приносится в жертву отвлеченным принципам. Необходимо охарактеризовать особенности экзистенциального мышления философа, связанного с внутренней духовной жизнью личности, раскрыть содержание основных стадий познания человеком своего существования: эстетической, этической, религиозной, показать значении проблемы религии в его творчестве.

Изучая пятый вопрос, следует помнить, что «философия жизни» - это философское направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни - некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута только интуитивно. Сформировавшись к концу XIX - началу XX в. это направление критикует рационализм, механистическое мировоззрение, утверждает ограниченность научного поз­нания. Важно уяснить, что наиболее ярким представителем «философии жизни», предложившим ее психологический вариант (истолкование жизни по аналогии с сознанием), был французский философ, психолог и писатель А. Бергсон (1859-1941). Необходимо раскрыть его понимание жизни как некоей космической силы, непрерывно воспроизводящей себя в новых формах, концепцию «творческой эволюции», теорию познания, раскрывающую роль интеллекта и интуиции, учение о государстве и религии.

Следует знать, что в рамках «философии жизни» возникла интересная фи­лософия культуры, в которой жизнь отождествляется с культурой, а не противопоставляется ей. Требуется кратко охарактеризовать вклад немецких философов В. Дильтея и Г. Зиммеля в методологию социальных наук, раскрыть особенности исторической концепции О. Шпенглера (1880-1936). Важно обратить внимание, что немецкий мыслитель отрицает закономерное единство исторического процесса и видит историю как ряд независимых, замкнутых, циклически развивающихся культур, раскрыть специфику пони­мания им соотношения культуры и цивилизации.

Необходимо показать влияние идей «философии жизни» на формирование этики выдающегося немецкого философа, теолога, врача и общественного деятеля А. Швейцера (1875-1965). Важнейшим этическим принципом мыслитель считает «благоговение перед жизнью» во всех ее проявлениях. Следует раскрыть особенности критики философом современной цивилизации, пути поиска нового оптимистического гуманистического мировоззрения, рассмотреть его идеи о путях достижения гармонии человека и природы.

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. - М., 2002. - С. 107-128.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 111-120.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 156-180; 207-211.

 

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.3.- М., 1998.- С.4-57; 109-120; 132-166.

2. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

3. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX в. - М., 2001.

4. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т.- М., 1990.

5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.4.- СПб., 1997.- С. 120-136; 189-313.

6. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2-х т. - М., 1993.

7. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1989.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы повлияли на развитие философии второй половины XIX - начала XX в.?

2. Раскройте основные тенденции развития философии второй половины XIX - начала XX в.

3. Охарактеризуйте идейные источники и характерные черты марксистской философии.

4. Какое влияние оказал марксизм на развитие философии, политической мысли и социальной практики?

5. Дайте характеристику позитивизма как философского направления. Каковы причины критики классической философии позитивистами?

6. Дайте сравнительную характеристику философских учений первой и второй волны позитивизма.

7. Какое влияние оказал позитивизм на развитие медицины?

8. Какое значение имеет проблема иррационального в философии второй половины XIX в.?

9. Что такое волюнтаризм? Раскройте сходства и отличия волюнта­ризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

10. Охарактеризуйте особенности «философии жизни». Как соотно­сятся «философия жизни» и классическая философия?

 

Темы докладов и рефератов:

От «философии жизни» к современной биофилософии.

Жизнь и творчество А. Швейцера.

Социал-дарвинизм и его критики.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: