Цель занятия: Охарактеризовать особенности философского процесса во второй половине XIX - начале XX в., показать причины появления новых философских направлений, значение проблемы иррационального в философии этого периода, взаимодействие классической и неклассической философии. Раскрыть причины и содержание критики классической философии в марксизме, позитивизме и «философии жизни». Проследить влияние этих философских направлений на развитие медицины.
План семинара:
1. Основные тенденции развития философии второй половины XIX - начала XX в. Поиск новых путей и форм философствования.
2. Формирование марксистской философии.
3. Возникновение и развитие позитивизма. «Первый» и «второй» позитивизм.
4. Проблема иррационального в философии второй половины XIX в.: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор.
5. «Философия жизни» в конце XIX - начале XX в.
Основные понятия: диалектика, материализм, идеализм, позитивизм, монизм, социал-дарвинизм, волюнтаризм, рационализм, иррационализм, интуитивизм, развитие, прогресс, субстанция, прагматизм.
|
|
Методические указания:
Отвечая на первый вопрос, следует уяснить, что вторая половина XIX - начало XX в. - период поиска новых путей и форм философствования, критики традиций и переоценки ценностей. В этот период появляются философские направления, с различных позиций подвергающие критике классическую философию (марксизм, позитивизм, «философия жизни»). Вместе с тем, классическая философия доказывает свою жизнеспособность появлением в 60-70-х годах философских школ неокантианства и неогегельянства, стремившихся переосмыслить идеи классической философии с учетом требований времени. Необходимо проследить влияние на развитие философии выдающихся научных открытий XIX – начала XX в. и сложных социально-политических противоречий эпохи, связанных с развитием капиталистических отношений.
Изучая второй вопрос, следует помнить, что марксизм был создан немецкими философами К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в 40-х годах XIX в. под влиянием широкого рабочего движения. Идейными источниками марксизма были немецкая классическая философия, английская политическая экономия и утопический социализм. Нужно охарактеризовать философию марксизма (диалектический и исторический материализм) как результат сочетания диалектики Г.-В.-Ф. Гегеля и материализма Л.-А. Фейербаха и раскрыть содержание таких важнейших положений диалектики как всеобщая связь явлений, противоречивость материального мира, роль взаимосвязи количественных и качественных изменений, отрицания отрицания в развитии.
Важно рассмотреть марксистское понимание развития общества как естественноисторического процесса, выявить содержание положения: «общественное бытие определяет общественное сознание», дать определение общественно-экономической формации, раскрыть характер взаимоотношений базиса и надстройки, роль классовой борьбы в истории, закономерности смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций. Требуется охарактеризовать особенности понимания К. Марксом причин и путей преодоления отчуждения как объективного социального процесса, в результате которого деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную, довлеющую над ним враждебную силу.
|
|
Студенты должны показать практическую направленность марксизма, который критикует классическую философию за созерцательность и стремится обосновать неизбежность социалистической революции и победы коммунизма - справедливого общественного строя, где будет уничтожена частная собственность, преодолено отчуждение и реализован гуманистический идеал. Необходимо помнить, что к концу XIX в. марксизм стал одним из самых влиятельных идейных течений и был положен в основу деятельности коммунистических и социал-демократических партий. Следует выявить как научное значение многих положений марксизма: материалистического понимания истории, экономического учения, теории отчуждения и др., так и элементы социального утопизма в марксистском учении.
Рассматривая третий вопрос, важно помнить, что позитивизм, возникший в 30-х годах XIX в.- философское направление, в центре внимания которого - позитивное (положительное) знание, полученное в частных науках, эмпирически проверяемое и практически эффективное. Необходимо показать, что его представители критикуют классическую философию за внимание к содержательному исследованию реальности и утверждают, что задачей науки является не объяснение, а описание явлений (феноменализм). Изучая первый этап в развитии позитивизма, следует подчеркнуть, что его родоначальники - французский ученый О. Конт (1798-1857) и английские философы Г. Спенсер (1820-1903) и Дж. Ст. Милль (1807-1843) считают главной задачей позитивной философии систематизацию знания на основе рациональной классификации наук. Кратко характеризуя взгляды этих мыслителей, важно обратить внимание на особенности классификации наук О. Конта, эволюционизм Г. Спенсера, вклад Дж. Ст. Милля в развитие индуктивной логики.
Анализируя второй этап в развитии позитивизма (эмпириокритицизм), нужно знать, что он возник на рубеже XIX - XX вв. под влиянием революции в физике, развития психологических исследований. Ведущие представители этого направления австрийский физик Э. Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896) понимали философию, прежде всего как теорию познания. Следует помнить, что эмпириокритицизм означает критику опыта и представляет собой устранение из опыта всех положений, имеющих метафизическую природу. Необходимо охарактеризовать учение Э. Маха и Р. Авенариуса об ощущениях как элементах мира, принцип экономии мышления. Студенты должны раскрыть влияние позитивизма на развитие методологии науки, формирование кондиционализма как учения о причинности в медицине.
При подготовке к ответу на четвертый вопрос важно уяснить, что наиболее глубокой была критика рационализма классической философии со стороны немецких философов А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и датского мыслителя С. Кьеркегор, ставших основателями новых философских направлений – «философии жизни» и экзистенциализма. Рассматривая взгляды А.Шопенгауэра (1788-1860), следует уяснить, что он истолковывает в духе волюнтаризма кантовские идеи о соотношении «вещи в себе» и явления и переосмысливает религиозно-философское учение буддизма о нирване. Нужно раскрыть особенности волюнтаризма немецкого философа, выявить причины его пессимизма, показать, что единственный выход мыслитель видит в постепенном угасании жизни и воли к ней.
|
|
Характеризуя учение Ф. Ницше (1844-1900), следует обратить внимание, что он заменяет монистический волюнтаризм А. Шопенгауэра идеей плюрализма воль. Для этого философа воля к жизни, проявляющаяся в человеческом бытии как «воля к власти», является высшей ценностью. Необходимо подробно рассмотреть критику Ф. Ницше понятия субстанции, его понимание мира как вечного становления, релятивизм в области познания и нравственности. Следует охарактеризовать отношение мыслителя к христианству, отрицание им христианской морали как рабской, принижающей волю к власти и ведущей к вырождению человечества. Требуется раскрыть значение его учения о «сверхчеловеке» и его новой «морали господ». Нужно обратить внимание на интерпретацию немецким философом этических проблем врачебной деятельности. Важно показать противоречивый характер влияния Ф. Ницше на философию и культуру XX в., роль его учения в возникновении фашизма как идейно-политического движения.
Анализируя философские взгляды С. Кьеркегора (1813-1855), нужно уяснить, что в центре его учения находится проблема человека, смысла жизни. Датский мыслитель критикует классическую философию за слишком абстрактный подход к человеку, когда выше всего ставится всеобщее - дух, материя, прогресс, а уникальная личность с ее мыслями, чувствами и страданиям приносится в жертву отвлеченным принципам. Необходимо охарактеризовать особенности экзистенциального мышления философа, связанного с внутренней духовной жизнью личности, раскрыть содержание основных стадий познания человеком своего существования: эстетической, этической, религиозной, показать значении проблемы религии в его творчестве.
Изучая пятый вопрос, следует помнить, что «философия жизни» - это философское направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни - некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута только интуитивно. Сформировавшись к концу XIX - началу XX в. это направление критикует рационализм, механистическое мировоззрение, утверждает ограниченность научного познания. Важно уяснить, что наиболее ярким представителем «философии жизни», предложившим ее психологический вариант (истолкование жизни по аналогии с сознанием), был французский философ, психолог и писатель А. Бергсон (1859-1941). Необходимо раскрыть его понимание жизни как некоей космической силы, непрерывно воспроизводящей себя в новых формах, концепцию «творческой эволюции», теорию познания, раскрывающую роль интеллекта и интуиции, учение о государстве и религии.
|
|
Следует знать, что в рамках «философии жизни» возникла интересная философия культуры, в которой жизнь отождествляется с культурой, а не противопоставляется ей. Требуется кратко охарактеризовать вклад немецких философов В. Дильтея и Г. Зиммеля в методологию социальных наук, раскрыть особенности исторической концепции О. Шпенглера (1880-1936). Важно обратить внимание, что немецкий мыслитель отрицает закономерное единство исторического процесса и видит историю как ряд независимых, замкнутых, циклически развивающихся культур, раскрыть специфику понимания им соотношения культуры и цивилизации.
Необходимо показать влияние идей «философии жизни» на формирование этики выдающегося немецкого философа, теолога, врача и общественного деятеля А. Швейцера (1875-1965). Важнейшим этическим принципом мыслитель считает «благоговение перед жизнью» во всех ее проявлениях. Следует раскрыть особенности критики философом современной цивилизации, пути поиска нового оптимистического гуманистического мировоззрения, рассмотреть его идеи о путях достижения гармонии человека и природы.
Основная литература:
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. - М., 2002. - С. 107-128.
2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 111-120.
3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 156-180; 207-211.
Дополнительная литература:
1. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.3.- М., 1998.- С.4-57; 109-120; 132-166.
2. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.
3. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX в. - М., 2001.
4. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т.- М., 1990.
5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.4.- СПб., 1997.- С. 120-136; 189-313.
6. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2-х т. - М., 1993.
7. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1989.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы повлияли на развитие философии второй половины XIX - начала XX в.?
2. Раскройте основные тенденции развития философии второй половины XIX - начала XX в.
3. Охарактеризуйте идейные источники и характерные черты марксистской философии.
4. Какое влияние оказал марксизм на развитие философии, политической мысли и социальной практики?
5. Дайте характеристику позитивизма как философского направления. Каковы причины критики классической философии позитивистами?
6. Дайте сравнительную характеристику философских учений первой и второй волны позитивизма.
7. Какое влияние оказал позитивизм на развитие медицины?
8. Какое значение имеет проблема иррационального в философии второй половины XIX в.?
9. Что такое волюнтаризм? Раскройте сходства и отличия волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
10. Охарактеризуйте особенности «философии жизни». Как соотносятся «философия жизни» и классическая философия?
Темы докладов и рефератов:
От «философии жизни» к современной биофилософии.
Жизнь и творчество А. Швейцера.
Социал-дарвинизм и его критики.