double arrow

ТЕМА 13. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (4ч).


Цель занятия: Рассмотреть исторические условия и характерные черты развития русской философии во второй половине XIX - начале XX вв. Осветить основные направления русской философии этого периода, взаимовлияние и особенности полемики религиозно-идеалистической философии с позитивизмом и материализмом. Показать влияние русской философской мысли на развитие медицины.

План семинара:

1. Исторические условия и особенности развития русской философии во второй половине XIX - начале XX вв.

2. Позитивизм и материализм в России.

3. Религиозно-идеалистическая философия. В.С. Соловьев и ре­лигиозно-философское возрождение начала XX в.

4. Русский космизм: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

Основные понятия: позитивизм, антропологизм, материализм, диалектика, рационализм, теософия, мистика, идеализм, всеединство, богочеловечество, соборность, космизм, теократия, народничество, сциентизм, пантеизм.

 

Методические указания:

Рассматривая первый вопрос, следует помнить, что вторая половина XIX - начало XX в. - сложный, переломный период в истории России, что обусловливает огромный интерес философской мысли к проблемам социальных преобразований, обсуждению особенностей исторического пути России, ее будущего. Важно подчеркнуть, что полемика разворачивается между различными направлениями религиозно-идеалистической философии, с одной стороны, и материалистическими и позитивистскими идеями, представленными, прежде всего, в радикально-демократических, революционных идейных течениях (народничество, марксизм, анархизм). Нужно отметить, что в русской философии второй половины XIX в. наметилась тенденция к построению философских систем, стремившихся к органическому синтезу идей, высказанных русскими мысли­телями в прошлом.

Изучая второй вопрос, необходимо знать, что материалистические и позитивистские идеи в русской мысли второй половины XIX- начала XX в. были наиболее ярко представлены в таких идейных течениях как народни­чество и марксизм, которые следует подробно охарактеризовать. Важно уяснить, что понятие народничество неоднозначно. В широком понимании - это особое мировоззрение русской интеллигенции, предполагающее любовь к народу, интерес к его жизни, обычаям, нравственным ценностям и религиозности. Народ в этом случае отождествляется с крестьянством, составлявшим в XIX в. большинство населения страны. В узком значении под народничеством понимается социалистическое по своему характеру идейное течение, представители которого критиковали как феодально-крепостнические пережитки, так и капитализм. Развивая идею единства исторического процесса, народники считали, что, опираясь на особенности своего развития (сохранение крестьянской общины) и опыт европейских стран, Россия может миновать капиталистическую стадию в развитии и перейти непосредственно к социализму.




Необходимо уяснить, что идеология народничества начала формироваться в 60-х годах XIX в. в результате отхода А.И. Герцена (1812-1870) и Н.Г. Чернышевского (1828-1889) от западничества и переосмысления ими идей немецкой классической философии, прежде всего Г. Гегеля и Л. Фейербаха, утопического социализма и политической экономии. Следует показать, что наибольшего развития идеи народничества достигли в 70-х годах XIX в., когда они были положены в основу деятельности ряда революционных организаций. Нужно обратить внимание на творчество самых ярких представителей этого периода П.Л. Лаврова (1823-1900) и Н.К. Михайловского (1842-1904), которые сочетали идеи позитивизма с идеалистической этикой. Важно охарактеризовать взгляды П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского на особенности социальных наук, соотношение объективных и субъективных методов в социальном познании, дать сравнительную характеристику их теорий прогресса, раскрыть особенности решения мыслителями проблемы личности и ее взаимодействия с обществом. Важно знать, что в 80-90-х годах XIX в. под влиянием быстрого развития капитализма и поражения революционного движения представители реформаторского народничества отвергают идею о возможности для России миновать капиталистическую стадию в развитии.

В конце XIX - начале XX в. влиятельным идейным течением в радикально-революционном лагере становится марксизм, главными представителями которого являются Г. В. Плеханов и В.И. Ленин. Рассматривая философские взгляды Г.В. Плеханова (1856-1918), нужно уяснить, что, являясь пропагандистом марксизма в России, он сформулировал самостоятельную версию марксистской философии. Важно обратить внимание на материалистическую философию истории мыслителя, сводящую исторические и социальные процессы к развитию производительных сил, охарактеризовать его учение об исторической необходимости. Следует раскрыть объективизм, преклонение перед «стихийным ходом вещей», характерный для мировоззрения Г.В. Плеханова.



Характеризуя учение В.И. Ленина (1870-1924), необходимо показать, что, не являясь профессиональным философом, он, вместе с тем, придает философии большое значение как теоретическому обоснованию познания и политической, революционной деятельности. Студенты должны проанализи­ровать понимание русским марксистом диалектики, рассмотреть ленинское определение материи и раскрыть значение положения о недопустимости смешивать философскую категорию с естественнонаучными представления­ми. Изучая политическую философию В.И. Ленина, следует рассмотреть его понимание империализма как высшей стадии в развитии капитализма и мес­та России в системе империалистических государств. Нужно охарактеризовать учение мыслителя о классовой борьбе, буржуазно-демократической революции и путях перерастания ее в социалистическую, раскрыть роль пролетарской партии как авангарда революции и проанализировать его концепцию диктатуры пролетариата.

При подготовке ответа на третий вопрос необходимо обратиться к жизни и деятельности выдающегося русского мыслителя второй половины XIX в. В.С. Соловьева (1853-1900). Рассматривая жизненный и творческий путь философа, нужно показать, что его система взглядов является как результатом творческой переоценки идей многих западных и российских мыслителей (Платона и неоплатоников, Б. Спинозы, представителей немецкой классической философии, христианских мистиков, славянофилов), так и личного религиозного и мистического опыта. В.С. Соловьев называет свое учение свободной теософией, стремясь объединить философию, религию и науку и создать систему «цельного знания».

Важно помнить, что исходным в философской системе В.С. Соловьева является понятие божественного сущего, всеединства, и выявить пантеистические элементы его философии. Необходимо охарактеризовать теорию познания мыслителя, сближающую рациональное познание с мистической интуицией, рассмотреть особенности его понимания человека как совечного Богу, проанализировать учение о Софии как вечноженственном начале в Боге и мировой душе. Следует проанализировать представления В.С. Со­ловьева о мировой истории как богочеловеческом процессе духовно-рели­гиозного, нравственного и художественного развития человечества, расс­мотреть его взгляды на разделение христианской церкви, роли русского народа в мировой истории, учение о свободной теократии.

Необходимо уяснить, что идеи В.С. Соловьева имели огромное значение для развития религи­озной философии начала XX в. Важно показать их влияние на формирование «но­вого религиозного сознания» Д.С. Мережковского, «философию всеединства» С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, мыслителей экзистенциального типа. Изучая творчество Н.А. Бердяева (1874-1948), необходимо раскрыть особенности «экзистенциального мышления» философа, показать значение его идеи безосновной свободы, которая первична по отношению к бытию, рассмотреть учение о личности, призванной совершать свободные творческие акты, и представления мыслителя об объективации. Важно также рассмотреть историческую концепцию Н.А. Бердяева, его взгляды на особенности «русской идеи».

Отвечая на четвертый вопрос, следует помнить, что космизм, пони­маемый в широком смысле как представление о мире в его целостности и в узком смысле как учение о космической экспансии человечества - харак­терная черта русской философии. В середине XIX в. он оформился в ори­гинальное идейное течение, самыми видными представителями которого яв­ляются Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. Характеризуя идейное наследие основателя русского космизма Н.Ф. Федорова (1828-1903), нужно показать, что его философия представляет собой своеобразное сочетание сциентизма с христианскими представлениями. Центральной в творчестве мыслителя была идея «патрофикации» (воскрешения отцов), т. е. воссоз­дания всех живших поколений, понимаемое как их преображение и возвра­щение к Богу. Требуется рассмотреть его идеи о роли человечества во Вселенной как разумного, сознательного орудия природной эволюции, его представления о совершенном обществе (психократии).

Изучая философские взгляды К.Э. Циолковского (1857-1935), необходимо помнить, что идеи о возможности освоения околоземного пространства, расселения человека в космосе, основатель космонавтики дополнял «космической философией», представляющей собой синтез естественнонаучных представлений, эволюционного учения с элементами буддизма и тео­софии. Важно охарактеризовать панпсихизм мыслителя, выражающий его убежденность в отсутствии неживой и бесчувственной материи, раскрыть его понимание «атома» как элементарной, мельчайшей, духовной по своему характеру частице. Необходимо оценить особенности «космичес­кой этики» мыслителя, учение о преобразующей активности человечества во Вселенной.

Рассматривая идеи В.И. Вернадского (1863-1945), следует охарактеризовать его учение о биосфере и ноосфере (сфере разума), которая воз­никает и развивается по мере познания человеком законов природы, развития техники и увеличения размаха преобразовательной деятельности человечества по отношению к природе. Завершая изучение философии русского космизма, студенты должны показать, что, несмотря на утопический характер представлений основателей направления, идея о роли человечества во Вселенной, значении его целесообразной общественно-по­литической деятельности в мировой эволюции очень актуальна для совре­менной научной картины мира.

Основная литература:

1. Введение в философию:Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд.– М.,2002.- С. 175-191.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С. 130-142.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 192-206.

 

Дополнительная литература:

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: Учебное пособие для вузов.- СПб., 1999.- С. 139-131; 248-262.

3. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т.- М., 2001. - Т. 1, 2.

4. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа.- М., 1997.

5. История русской философии / Под ред. М.А. Маслина.- М., 1996.

6. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.3. - М., 1998.- С. 324-419.

7. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М., 1990.

8. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.- С. 66-468.

9. Русская философия: Словарь / Под ред. М.А. Маслина. - М., 1995.

10. Русский космизм. Антология философской мысли. - М., 1993.

11. Соловьев В.С. Сочинения: В 2-х т. - М., 1990.

12. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. - М., 1991 - С.209-234.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы исторические условия развития русской философии во второй половине XIX - начале XX вв.? Какое влияние оказывают на развитие русской мысли социально-политические кризисы и приближение революции 1917 г.?

2. Охарактеризуйте особенности русского позитивизма. Назовите важнейших представителей этого направления.

3. Раскройте содержание основных этапов формирования материалистических идей в России.

4. Назовите характерные черты русской религиозной философии. Какое место она занимает в русской мысли XIX - XX веков?

5. Охарактеризуйте философскую систему В.С. Соловьева. Какое влияние оказали его идеи на последующее развитие русской философской мысли?

6. Назовите представителей «философии всеединства» начала XX в.

7. Сохранила ли «философия всеединства» свою значимость для современной русской философии?

8. Каковы особенности экзистенциализма Н.А. Бердяева?

9. В чем сущность «нового религиозного сознания» Д.С. Мережковского и его последователей?

10. Дайте характеристику русского космизма как философского направления. Какие идеи представителей этого идейного течения важны для формирования современной научной картины мира?

11. Проследите влияние основных направлений русской мысли в мировоззрении врачей и естествоиспытателей: Н.И. Пирогова, И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова.

12. Кто из русских мыслителей второй половины XIX - начала XX вв. оказал наибольшее влияние на развитие мировой философии?

Темы докладов и рефератов:

Религиозно-философские идеи Н.И. Пирогова.

Религиозно-философские искания великих русских писателей: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой

Дисгармонии человеческой природы в философской публицистике И.И. Мечникова.

Философские аспекты достижений русских физиологических школ.

 

Содержание

ТЕМА 1: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. (2ч) 3

ТЕМА 2: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. (2ч) 5

ТЕМА 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА V-IV ВВ. ДО Н.Э. ЕЕ ЗАКАТ. (4ч). 8

ТЕМА 4. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОТ ПАТРИСТИКИ К СХОЛАСТИКЕ. (2ч). 11

ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. (2ч). 14

ТЕМА 6. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII ВЕКА. (2ч). 17

ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII ВЕКА. (2ч). 21

ТЕМА 8. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. И. КАНТ, И.-Г. ФИХТЕ, Ф.-В.-И. ШЕЛЛИНГ. (4ч). 24

ТЕМА 9. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Г.-В.-Ф. ГЕГЕЛЬ, Л.-А. ФЕЙЕРБАХ. (2ч). 28

ТЕМА 10. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА. (4ч). 31

ТЕМА 11. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА. (4ч). 36

ТЕМА 12. ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. (2ч). 41

ТЕМА 13. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (4ч). 44

Содержание 49

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: