– 2000 руб. (10 000 руб. х 20%) – увеличено отложенное налоговое обязательство.
В марте инструмент введен в эксплуатацию:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08-4
– 110 000 руб. – введен в эксплуатацию инструмент.
В апреле по нему впервые начислена амортизация:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
– 5500 руб. (110 000 руб.: 20 мес.) – начислена амортизация по инструменту.
Для налога на прибыль амортизация равна 5000 руб. в месяц (100 000 руб.: 20 мес.).
Разница между суммами, начисленными в налоговом и бухгалтерском учете, составляет 500 руб. (5500 – 5000). Отложенное налоговое обязательство нужно уменьшить на 100 руб. (500 руб. х 20%):
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ»
– 100 руб. – уменьшено отложенное налоговое обязательство.
Разница и обязательство будут погашаться в течение 20 месяцев эксплуатации инструмента.
Срок использования
Если срок использования имущества в бухучете больше, чем в налоговом учете, то амортизационные отчисления в налоговом учете ежемесячно будут больше, чем в бухгалтерском. При условии, что фирма применяет единые методы начисления амортизации.
|
|
Поэтому каждый раз будет появляться временная налогооблагаемая разница и увеличится отложенное налоговое обязательство. Это продлится до тех пор, пока срок использования имущества в налоговом учете не закончится. Тогда временная разница и отложенное налоговое обязательство будут погашаться.
«Амортизационная премия»
Для налогообложения прибыли фирма может сразу списать на расходы 10% или 30% стоимости основного средства. Это разрешено пунктом 9 статьи 258 Налогового кодекса. Законодатели назвали эту часть стоимости основного средства амортизационной премией. На нее амортизацию не начисляют.
В бухгалтерском учете подобная льгота не предусмотрена. Здесь амортизацию по основному средству начисляют исходя из его первоначальной стоимости. Поэтому появится временная налогооблагаемая разница и отложенное налоговое обязательство. Они будут погашаться по мере начисления амортизации.
Пример
В марте фирма приобрела станки стоимостью 708 000 руб. (в том числе НДС – 108 000 руб.). Станки введены в эксплуатацию в том же месяце. Срок их использования установлен в 60 месяцев. В бухгалтерском и налоговом учете амортизацию начисляют линейным способом.
Согласно учетной политике в налоговом учете фирма списывает 30% первоначальной стоимости основных средств на расходы при вводе в эксплуатацию, так как его относят к третьей амортизационной группе.
В марте бухгалтер сделал проводки в учете:
ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 60
– 600 000 руб. – куплены станки;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 108 000 руб. – учтен НДС по станкам;
|
|
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08-4
– 600 000 руб. – введены в эксплуатацию станки.
Как видим, в марте в бухучете расходов нет.
В налоговом учете они составили 180 000 руб. (600 000 руб. × 30%), то есть в размере «амортизационной премии». Таким образом, появилась временная налогооблагаемая разница и увеличилось отложенное налоговое обязательство:
ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ» КРЕДИТ 77
– 36 000 руб. (180 000 руб. × 20%) – увеличено отложенное налоговое обязательство.
Начиная с апреля по станкам начисляют амортизацию:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
– 10 000 руб. (600 000 руб.: 60 мес.) – начислена амортизация по станкам.
Для налогообложения прибыли она составляет:
(600 000 руб. – 180 000 руб.): 60 мес. = 7000 руб.
Разница между суммами, начисленными в налоговом и бухгалтерском учете, равна 3000 руб. (10 000 – 7000). На 600 руб. (3000 руб. х 20%) нужно уменьшить отложенное налоговое обязательство:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ»
– 600 руб. (3000 руб. × 20%) – уменьшено отложенное налоговое обязательство.
Такие проводки надо будет делать в течение 60 месяцев до полной амортизации станков.