Компоненты программы тренинга по формированию конфликтной компетентности личности

Компоненты Задачи  
программы  
     
  Диагностический Выявление уровня сформированности пока-  
    зателей конфликтной компетентности педа-  
    гогов перед началом совместной работы  
  Мотивационный Определение значения конфликтной  
    компетентности как важного условия  
    эффективности профессиональной  
    деятельности; формирование у участни-  
    ков группы установки на освоение  
    современных методов профилактики  
    и разрешения конфликтов, а также  
    мотивации стремления к успеху  
    как одного из показателей конфликтной  
    компетентности  
       
  Когнитивный Формирование у педагогов системы знаний  
    о конфликтах и способах поведения в них  
    на основе осознания творческой сущности  
    и положительной роли конфликта для лич-  
    ностного развития  
       
  Регулятивный Обучение участников группы приемам  
    эмоционально-волевой саморегуляции  
    и формирование у них умения анализиро-  
    вать собственный психологический  
    потенциал, реконструировать компоненты  
    психологического облика своих партнеров  
    и конфликтных ситуаций  
       
  Оценочный Выявление динамики показателей  
    конфликтной компетентности педагогов  
    на конечном этапе тренинга  
       

 

2. Основное содержание занятия (формы и методы работы зависят от поставленных на занятии задач).

 

3. Рефлексия (осуществление участниками группы обратной связи).


 


При проведении тренинга нами были учтены основные ме-тодологические принципы построения тренинговых программ и конструирования образовательной среды, отраженные в ис-следованиях И. Н. Карицкого­, М. М. Кашапова, Н. В. Клюевой, В. И. Панова, Л. А. Петровской, В. Г. Пузикова, Е. В. Сидоренко.

 

Данные принципы касаются важных условий достижения эф-

 

фективности групповой работы (создание доверительной атмосфе-ры общения; вовлеченность каждого из участников в деятельность группы; конструктивный характер общения, открытое обсуждение вопросов) и основных правил работы группы (правило обратной связи, правило «здесь и теперь», правило закрытости группы), спо-собствуя эффективной реализации программы тренинга.

 

Эффективность тренинга определялась по ряду критериев и показателей, представленных на рис. 3.

Эффективность

 

тренинга

 

                               
      Критерии     Показатели  
                           
личностный                  
  операциональный                
                             
                      положительные положительные  
                      изменения   изменения  
    содержательный      
                      компонентов   типа  
                оценка    
                овладения     конфликтной   реагирования  
учет            
мотиваци           участниками     компетенции   в конфликте  
    дагностика    
участников     уровня       группы                
                         
группы     усвоения     умениями                
к усвоению     педагогами     и навыками       субъективная  
конфликто-     конфликто-     бесконфликт-         оценка  
логических     логических     ного общения       участников  
                   
знаний     знаний             тренинговой  
                       

 

группы

 

Рис. 3. Критерии и показатели эффективности социально-психологического тренинга по формированию конфликтной компетентности личности

 

в процессе профессионализации

 

Оценка эффективности тренинга по личностному и содержа-тельному критериям осуществлялась с помощью анкетирования и субъективной оценки участников группы; по операционально-


 


му критерию — посредством диагностического среза и организо-ванного внешнего наблюдения в ходе тренинга.

 

Динамика компонентов конфликтной компетентности участ-ников группы исследовалась с помощью диагностического ин-струментария до начала тренинга и после его окончания.

 

Результаты подсчета по Т-критерию Вилкоксона показали, что после прохождения тренинговой программы у педагогов уве-личились показатели конфликтной компетентности.

 

Установлено, что в начале совместной работы у половины участников группы (семь человек) доминирующим типом реа-гирования в конфликте являлось «Оптимальное разрешение». У трех человек преобладала агрессия как тип разрешения кон-фликта, у четверых учителей — уход от решения проблемы.

 

Диагностический срез после завершения тренинга позволил установить, что тип реагирования «Уход» сохранился у одного педагога, у остальных доминирующей оказалась стратегия опти-мального разрешения конфликта. На основе результатов отсро-ченного замера (через восемь месяцев) выявлено, что у всех учи-телей, участвовавших в тренинге, доминирующим типом реаги-рования в конфликте является «Оптимальное разрешение».

 

Положительная динамика информационного элемента кон-фликтной компетентности участников группы установлена на ос-нове проведенного анкетирования и их субъективной оценки.

 

На последнем занятии в качестве рефлексии учителям предлагалось ответить на вопрос: «Что каждому из вас дало участие в тренинге?». Полученные ответы были разделены нами на группы:

 

1. Ответы, связанные с мотивационным компонентом тренинга:

- изменилось отношение к конфликту. Участники группы подчеркнули, что преобладавшее у многих из них отрицательное отношение к конфликту сменилось в ходе тренинга на положи-тельное, а конфликт стал восприниматься как естественное явле-ние в жизни людей, служащее стимулом личностного развития;

 

- удалось понять, что конфликтная компетентность выступа-ет условием эффективности профессиональной деятельности;


 


- появилось желание использовать в своей практической дея-тельности изученные методы управления конфликтами.

 

2. Ответы, связанные с когнитивным компонентом тренинга.

Все учителя отметили, что до прохождения тренинга их зна-ния о конфликте были «разрозненными» и носили в большей степени характер житейских представлений. Проведенная со-вместная работа помогла трансформировать эти представления в целостную систему знаний.

 

Как отметили педагоги, наибольший интерес у них в тренинге вызвало изучение психологических основ саморегуляции в кон-фликте. Моделирование на занятиях конфликтных ситуаций и по-строение на этой основе комплексной матрицы анализа возмож-ных типов поведения в конфликте способствовало более чёткому осознанию достоинств и недостатков возможных вариантов пове-дения в конфликте.

 

Все учителя подчеркнули, что участие в тренинге помогло им осознать роль творческих способностей личности в процессе оптимального разрешения конфликта. В качестве примера при-ведем несколько высказываний участников группы: «… твор-ческий подход к решению конфликта позволяет превратить пе-дагогическую проблему в новые возможности… подразумевает нахождение необычного решения проблемы»; «творчество учи-теля в разрешении конфликта — это гибкость, оригинальность и вариативность мышления педагога; отсутствие четких схем и шаблонов в поведении».

 

Таким образом, учителями отмечено, что креативность в раз-решении конфликтов подразумевает способность личности из-менить восприятие конфликтной ситуации, рассмотреть пробле-му с разных точек зрения, прогнозировать развитие конфликта и трансформировать его в новые возможности.

 

3. Ответы, связанные с регулятивным компонентом тренинга.

 

Педагоги подчеркнули, что участие в занятии, посвященном стресс-менеджменту, послужило стимулом к овладению ими приемами регуляции своей эмоционально- волевой сферы. Обра-щение в ходе тренинга к самопознанию и рефлексии позволило


 


каждому из учителей более глубоко понять себя, оценить свой личностный потенциал и его вклад в процесс успешного разре-шения конфликта.

 

4. Ответы, связанные с оценкой проведения тренинга,в ко-

 

торых педагоги выделяли доступность и логичность изложения материала, интересные формы проведения занятий.

 

Диагностика показателей конфликтной компетентности учителей после тренинга позволила установить снижение зна-чений по параметрам «эмоциональная возбудимость», «общая эмоциональность», «робость», «отсутствие контроля над эмо-циями» (табл. 5).

 

При этом отмечено увеличение значений по всем остальным показателям конфликтной компетентности учителей, участвовав-ших в тренинге.

 

Проведенный в экспериментальной группе отсроченный за-мер доказал устойчивость положительных изменений всех пред-ставленных в табл. 5 показателей конфликтной компетентности. Отсроченный замер в контрольной группе позволил установить положительную динамику у педагогов таких показателей кон-фликтной компетентности, как «любознательность», «воображе-ние» и «общий уровень креативности» (p�<0,05) ���������������������. Можнопредпо-ложить, что данные изменения обусловлены интересом учите-лей к проводимому тестированию и активным участием в нем. По остальным показателям конфликтной компетентности зна-чимых изменений у испытуемых контрольной группы за время проведения эксперимента выявлено не было.

 

Отметим, что результаты первого диагностического среза в КГ показали, что у четырех педагогов, входивших в нее, до-минирующим типом реагирования в конфликте являлась «Агрес-сия», у трех человек — «Уход», у семи учителей — «Оптималь-ное разрешение конфликта». По результатам второго и третьего диагностических замеров динамики данных показателей у педа-гогов КГ обнаружено не было.


 


Таблица 5

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: