Для участников тренинга (по Т-критерию Вилкоксона)

 

  До После Уровень  
Показатель значимости  
тренинга тренинга  
  изменений  
       
Тип реагирования 25,8 28,4 p < 0,01  
«Решение»  
       
Тип реагирования 19,4 16,2 p < 0,01  
«Уход»  
       
Тип реагирования 19,8 16,6 p < 0,01  
«Агрессия»  
       
Мотивация 17,3 12,5 p < 0,05  
избегания неудач  
       
         
Мотивация 17,0 19,5 p < 0,01  
достижения успеха  
       
Субъективный локус 13,7 16,3 p < 0,05  
контроля  
       
Общий самоконтроль 12,1 16,6 p < 0,01  
Самообладание 5,1 8,5 p < 0,01  
         
Настойчивость 6,5 19,6 p < 0,01  
         
Эмоциональная 50,5 37,6 p < 0,01  
возбудимость  
       
Общая 20,8 16,9 p < 0,01  
эмоциональность  
       
Гнев 10,2 6,6 p < 0,01  
Робость 7,5 6,9 p < 0,01  
Отсутствие контроля 9,4 6,9 p < 0,05  
над эмоциями  
       
Склонность к риску 16,6 18,2 p < 0,05  
         
Любознательность 15,7 18,3 p < 0,01  
Сложность 11,6 15,7 p < 0,01  
Воображение 10,6 12,8 p < 0,05  
Общий уровень 51,8 64,4 p < 0,01  
креативности  
       

 


Таким образом, нами доказано влияние разработанного социально-психологического тренинга на когнитивный, мотива-ционный, регулятивный компоненты конфликтной компетентно-сти и тип реагирования в конфликте педагогов школы.

 

Подчеркнем, что повышение показателей конфликтной компетентности участников группы обусловлено спецификой разработанного тренинга. Мотивационный, когнитивный и ре-гулятивный компоненты его программы соотносятся с соответ-ствующими компонентами данной компетентности. При прове-дении с учителями занятий нами был осуществлен комплексный подход к формированию конфликтной компетентности. В основе данного подхода — целенаправленное воздействие на все струк-турные компоненты и элементы данной компетентности в ходе каждого занятия посредством специального комплекса упражне-ний, заданий и игровых ситуаций. Например, проводимая в конце каждого занятия рефлексия участниками группы своего состоя-ния и поведения­ была направлена на формирование рефлексивного элемента конфликтной компетентности.

 

При этом на некоторых занятиях был сделан больший акцент на формировании отдельных структурных элементов конфликт-ной компетентности. Так, занятия, посвященные рассмотрению тем «Выражение эмоций в общении» и «Стресс-менеджмент», были в большей степени, чем другие, ориентированы на фор-мирование эмоционального и волевого элементов данной ком-петентности педагогов. Основное внимание на занятии, темой которого явился творческий подход к решению конфликтной си-туации, было направлено на формирование креативного элемен-та конфликтной компетентности.

 

Как мы уже отмечали, одним из психологических механиз-мов конфликтной компетентности является механизм психоло-гического соответствия, который определяет целостность данной компетентности и обеспечивает эффективную реализацию её функций. При изменениях структуры конфликтной компетент-ности перестраиваются и её функциональные возможности. Ис-ходя из этого можно заключить, что положительные сдвиги по-казателей конфликтной компетентности учителей, принимавших


 


участие в тренинге, обеспечивают эффективную реализацию превентивной, прогностической, конструктивной, рефлексивной и коррекционной функций данной компетентности.

 

Таким образом, в ходе апробации тренинговой программы успешно реализованы все её компоненты — диагностический, мотивационный, когнитивный, регулятивный и оценочный. Установлена эффективность разработанного тренинга. Осно-вываясь на полученных результатах, можно сделать вывод, что социально-психологический тренинг является эффективным средством повышения конфликтной компетентности педагогов.

 

Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

 

1. Чем обусловлена сложность выработки учеными единого подхода к определению понятия «конфликт»?

 

2. Составьте схему структуры педагогического конфликта. 3. В чем заключается отличие понятий «компетенция педаго-

 

га» и «компетентность педагога»?

 

4. Почему конфликтную компетентность целесообразно рас-сматривать как вид коммуникативной компетентности личности?

 

5. Назовите уровни, критерии и показатели сформированно-сти конфликтной компетентности личности.

 

6. Объясните, чем обусловлена эффективность использования активных методов обучения в процессе формирования конфликт-ной компетентности участников образовательного процесса.

 

7. Какие теоретические положения и методологические принципы должны быть положены в основу разработки и реали-зации программы социально-психологического тренинга по фор-мированию конфликтной компетентности участников образова-тельного процесса?

 

Проанализируйте предложенные ситуации педагогического конфликта и определите структуру конфликта, его динамику, алгоритм разрешения

 

1. Конфликт между завучем и ученицей восьмого класса по поводу вызывающего макияжа. Завуч велела девочке умыть-


 


ся, та категорично отказалась. Завуч насильно умыла девочку. Ученица нагрубила администратору и убежала с уроков.

 

2. Конфликт между воспитателем и родителем. Мама четы-рехлетней девочки обвинила воспитателя в том, что она предвзято относится к её дочери, что девочка стала её бояться и не хочет ходить в детский сад.

 

3. В шестом классе дети однажды, вспоминая свои претензии друг к другу, припомнили, что одна девочка была должна пятьде-сят рублей однокласснице, а отдала лишь половину этой суммы. Они решили её наказать за это. Вечером девочку отвели в забро-шенный сарай за школой и заперли там одну после словесных оскорблений. Она там пробыла около часа. Затем ребята, решив, что хватит её там держать, выпустили. Все происходящее снима-ли на телефон.


 

 


Литература

 

 

1. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 208 с.

 

2. Кашапов, М. М. Психология конфликтной компетент-ности / М. М. Кашапов, М. В. Башкин: учеб. пособие. — Ярос-

 

лавль : ЯрГУ, 2010. — 97 с.

 

3. Кашапов, М. М. Психология педагогического мышления: монография / М. М. Кашапов. — СПб.: Алетейя, 2000. — 463 с.

 

4. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоро-вье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. — М.: Академия, 2005. — 368 с.

 

5. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. за-ведений / Л. М. Митина. — М.: Академия, 2004. — 320 с.

 

6. Митина, Л. М. Психологу об учителе. Личностно-про-фессиональное­ развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие програм-

 

мы / Л. М. Митина. — М.: МГППУ, 2010. — 386 с. 7. Панов, В. И. Экологическая психология: опыт построения

 

методологии / В. И. Панов. — М.: Наука, 2004. — 197 с. 8. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем :

 

теория и практика / В. И. Панов. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с. 9. Педагогическая психология: учебник для студ. высш. учеб.

 

заведений / под ред. Н. В. Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.

 

10. Психология профессионального педагогического мыш-ления / под ред. М. М. Кашапова. — М.: Институт психологии РАН, 2003. — 398 с.

 

11. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагоги-ческом процессе: книга для учителя / М. М. Рыбакова. — М. : Просвещение, 1991. — 128 с.

 

12. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной сре-

 

ды / В. А. Ясвин. — М.: Сентябрь, 2000. — 125 с.


 

 


Оглавление

 

 

Введение.................................................................................. 3

 

Глава 1. Образовательная среда как фактор развития личности....... 4

 

1.1. Понятие образовательной среды

 

и ее психологической безопасности.............................. 4

 

1.2. Особенности педагогической деятельности.............. 11

 

1.3. Педагогическое проектирование как основа

 

конструирования образовательной среды.................. 23

 

Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 27

 

Глава 2. Здоровьесберегающие технологии

 

в образовательном процессе........................................ 28

 

2.1. Здоровье участников образовательного процесса

 

и здоровьесберегающая образовательная среда...... 28

 

2.2. Психологическая саморегуляция учителя как средство

 

повышения эффективности педагогической деятельности 34

 

2.3. Технологии обучения как основа конструирования психологически комфортной и безопасной

образовательной среды................................................ 43

 

Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 61

 

Глава 3. Педагогические конфликты и конфликтная

 

компетентность участников образовательного процесса 64

 

3.1. Особенности конфликтов в сфере образования....... 64

 

3.2. Структурно-функциональная организация конфликтной

 

компетентности участников образовательного процесса 72

 

3.3. Технологии обучения управлению конфликтами

 

и формирования конфликтной компетентности

 

участников образовательного процесса..................... 92

 

Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 104

 

Литература........................................................................... 106


 


Учебное издание

 

 

Башкин Михаил Валерьевич

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: