До | После | Уровень | ||
Показатель | значимости | |||
тренинга | тренинга | |||
изменений | ||||
Тип реагирования | 25,8 | 28,4 | p < 0,01 | |
«Решение» | ||||
Тип реагирования | 19,4 | 16,2 | p < 0,01 | |
«Уход» | ||||
Тип реагирования | 19,8 | 16,6 | p < 0,01 | |
«Агрессия» | ||||
Мотивация | 17,3 | 12,5 | p < 0,05 | |
избегания неудач | ||||
Мотивация | 17,0 | 19,5 | p < 0,01 | |
достижения успеха | ||||
Субъективный локус | 13,7 | 16,3 | p < 0,05 | |
контроля | ||||
Общий самоконтроль | 12,1 | 16,6 | p < 0,01 | |
Самообладание | 5,1 | 8,5 | p < 0,01 | |
Настойчивость | 6,5 | 19,6 | p < 0,01 | |
Эмоциональная | 50,5 | 37,6 | p < 0,01 | |
возбудимость | ||||
Общая | 20,8 | 16,9 | p < 0,01 | |
эмоциональность | ||||
Гнев | 10,2 | 6,6 | p < 0,01 | |
Робость | 7,5 | 6,9 | p < 0,01 | |
Отсутствие контроля | 9,4 | 6,9 | p < 0,05 | |
над эмоциями | ||||
Склонность к риску | 16,6 | 18,2 | p < 0,05 | |
Любознательность | 15,7 | 18,3 | p < 0,01 | |
Сложность | 11,6 | 15,7 | p < 0,01 | |
Воображение | 10,6 | 12,8 | p < 0,05 | |
Общий уровень | 51,8 | 64,4 | p < 0,01 | |
креативности | ||||
|
|
Таким образом, нами доказано влияние разработанного социально-психологического тренинга на когнитивный, мотива-ционный, регулятивный компоненты конфликтной компетентно-сти и тип реагирования в конфликте педагогов школы.
Подчеркнем, что повышение показателей конфликтной компетентности участников группы обусловлено спецификой разработанного тренинга. Мотивационный, когнитивный и ре-гулятивный компоненты его программы соотносятся с соответ-ствующими компонентами данной компетентности. При прове-дении с учителями занятий нами был осуществлен комплексный подход к формированию конфликтной компетентности. В основе данного подхода — целенаправленное воздействие на все струк-турные компоненты и элементы данной компетентности в ходе каждого занятия посредством специального комплекса упражне-ний, заданий и игровых ситуаций. Например, проводимая в конце каждого занятия рефлексия участниками группы своего состоя-ния и поведения была направлена на формирование рефлексивного элемента конфликтной компетентности.
При этом на некоторых занятиях был сделан больший акцент на формировании отдельных структурных элементов конфликт-ной компетентности. Так, занятия, посвященные рассмотрению тем «Выражение эмоций в общении» и «Стресс-менеджмент», были в большей степени, чем другие, ориентированы на фор-мирование эмоционального и волевого элементов данной ком-петентности педагогов. Основное внимание на занятии, темой которого явился творческий подход к решению конфликтной си-туации, было направлено на формирование креативного элемен-та конфликтной компетентности.
|
|
Как мы уже отмечали, одним из психологических механиз-мов конфликтной компетентности является механизм психоло-гического соответствия, который определяет целостность данной компетентности и обеспечивает эффективную реализацию её функций. При изменениях структуры конфликтной компетент-ности перестраиваются и её функциональные возможности. Ис-ходя из этого можно заключить, что положительные сдвиги по-казателей конфликтной компетентности учителей, принимавших
участие в тренинге, обеспечивают эффективную реализацию превентивной, прогностической, конструктивной, рефлексивной и коррекционной функций данной компетентности.
Таким образом, в ходе апробации тренинговой программы успешно реализованы все её компоненты — диагностический, мотивационный, когнитивный, регулятивный и оценочный. Установлена эффективность разработанного тренинга. Осно-вываясь на полученных результатах, можно сделать вывод, что социально-психологический тренинг является эффективным средством повышения конфликтной компетентности педагогов.
Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. Чем обусловлена сложность выработки учеными единого подхода к определению понятия «конфликт»?
2. Составьте схему структуры педагогического конфликта. 3. В чем заключается отличие понятий «компетенция педаго-
га» и «компетентность педагога»?
4. Почему конфликтную компетентность целесообразно рас-сматривать как вид коммуникативной компетентности личности?
5. Назовите уровни, критерии и показатели сформированно-сти конфликтной компетентности личности.
6. Объясните, чем обусловлена эффективность использования активных методов обучения в процессе формирования конфликт-ной компетентности участников образовательного процесса.
7. Какие теоретические положения и методологические принципы должны быть положены в основу разработки и реали-зации программы социально-психологического тренинга по фор-мированию конфликтной компетентности участников образова-тельного процесса?
Проанализируйте предложенные ситуации педагогического конфликта и определите структуру конфликта, его динамику, алгоритм разрешения
1. Конфликт между завучем и ученицей восьмого класса по поводу вызывающего макияжа. Завуч велела девочке умыть-
ся, та категорично отказалась. Завуч насильно умыла девочку. Ученица нагрубила администратору и убежала с уроков.
2. Конфликт между воспитателем и родителем. Мама четы-рехлетней девочки обвинила воспитателя в том, что она предвзято относится к её дочери, что девочка стала её бояться и не хочет ходить в детский сад.
3. В шестом классе дети однажды, вспоминая свои претензии друг к другу, припомнили, что одна девочка была должна пятьде-сят рублей однокласснице, а отдала лишь половину этой суммы. Они решили её наказать за это. Вечером девочку отвели в забро-шенный сарай за школой и заперли там одну после словесных оскорблений. Она там пробыла около часа. Затем ребята, решив, что хватит её там держать, выпустили. Все происходящее снима-ли на телефон.
|
|
Литература
1. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
2. Кашапов, М. М. Психология конфликтной компетент-ности / М. М. Кашапов, М. В. Башкин: учеб. пособие. — Ярос-
лавль : ЯрГУ, 2010. — 97 с.
3. Кашапов, М. М. Психология педагогического мышления: монография / М. М. Кашапов. — СПб.: Алетейя, 2000. — 463 с.
4. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоро-вье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. — М.: Академия, 2005. — 368 с.
5. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. за-ведений / Л. М. Митина. — М.: Академия, 2004. — 320 с.
6. Митина, Л. М. Психологу об учителе. Личностно-про-фессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие програм-
мы / Л. М. Митина. — М.: МГППУ, 2010. — 386 с. 7. Панов, В. И. Экологическая психология: опыт построения
методологии / В. И. Панов. — М.: Наука, 2004. — 197 с. 8. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем :
теория и практика / В. И. Панов. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с. 9. Педагогическая психология: учебник для студ. высш. учеб.
заведений / под ред. Н. В. Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.
10. Психология профессионального педагогического мыш-ления / под ред. М. М. Кашапова. — М.: Институт психологии РАН, 2003. — 398 с.
11. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагоги-ческом процессе: книга для учителя / М. М. Рыбакова. — М. : Просвещение, 1991. — 128 с.
12. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной сре-
ды / В. А. Ясвин. — М.: Сентябрь, 2000. — 125 с.
Оглавление
Введение.................................................................................. 3
|
|
Глава 1. Образовательная среда как фактор развития личности....... 4
1.1. Понятие образовательной среды
и ее психологической безопасности.............................. 4
1.2. Особенности педагогической деятельности.............. 11
1.3. Педагогическое проектирование как основа
конструирования образовательной среды.................. 23
Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 27
Глава 2. Здоровьесберегающие технологии
в образовательном процессе........................................ 28
2.1. Здоровье участников образовательного процесса
и здоровьесберегающая образовательная среда...... 28
2.2. Психологическая саморегуляция учителя как средство
повышения эффективности педагогической деятельности 34
2.3. Технологии обучения как основа конструирования психологически комфортной и безопасной
образовательной среды................................................ 43
Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 61
Глава 3. Педагогические конфликты и конфликтная
компетентность участников образовательного процесса 64
3.1. Особенности конфликтов в сфере образования....... 64
3.2. Структурно-функциональная организация конфликтной
компетентности участников образовательного процесса 72
3.3. Технологии обучения управлению конфликтами
и формирования конфликтной компетентности
участников образовательного процесса..................... 92
Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 104
Литература........................................................................... 106
Учебное издание
Башкин Михаил Валерьевич