I. Пояснительная записка
Характеристика общеразвивающей программы, её место и роль в образовательном процессе младшего школьника.
Общеразвивающая программа «Волшебная музейная азбука художника» формирует художественно-образное мышление, эстетическую культуру, формирует представление о художественном образе произведения искусства, о месте изобразительного искусства в жизни каждого человека. Изобразительное искусство является одним из компонентов образовательного процесса современного ребёнка. Невозможно представить сегодня образованного человека, который бы не имел основных представлений о живописи, графики, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Воспитание всесторонне развитой личности – одна из важнейших задач современного образования. Такая задача может быть решена, в том числе, и средствами искусства и творчества. Кроме всего, изобразительное искусство формирует самостоятельность мысли, творческий подход к любому роду занятий, развивает воображение. Данная программа позволит дать толчок раскрытию творческого потенциала ребёнка. С каждым выполненным заданием ребёнок обретает не просто уверенность в своих силах, но и формирует уважение к собственной личности. Программа построена с упором на принцип обучения – погружения в деятельность, то есть ребёнок в процессе занятия чувствует себя настоящим художником, погружаясь в «кухню» изобразительной деятельности. В связи с этим неслучаен выбор названия программы – «Волшебная музейная азбука художника» - ребёнок учиться видеть окружающий мир сквозь призму средств изобразительного искусства, каждое явление действительности пропускать через своё восприятие, видеть его в образной форме, а также постигает искусство изображения через призму музейного окружения. Средством освоения изобразительного искусства в данной программе становится литературный язык, музейное пространство и атмосфера. Посылом к созданию нового изображения становится слова русского языка: весь окружающий предметный мир, абстрактные понятия, облачённые в «музейный» мир и мир воображения ребёнка. Через образы слов строится композиция, подбирается цвет и другие средства изображения. Алфавит русского языка становится каркасом, через который учащиеся студии знакомятся с новыми терминами языка изображения, а также средствами изображения предметов, объектов, понятий на определённую букву. Структура занятия по изучению нового материала на каждую букву алфавита будет выглядеть следующим образом:
|
|
1. Построение предмета (объекта, понятия) на данную букву (изучение конструкции, формы, пропорций).
|
|
2. Изучение понятия изобразительного искусства (закономерности, правила) на данную букву.
3. Усиление образа слова музейными образами и сочинение с ними композиции.
Таким образом, на каждую букву изучаются термины изобразительного искусства, что повышает осмысленность изучаемого материала и развивает специальные навыки участников судии, а целью программы и каждого занятия является формирование изобразительных знаний, умений, навыков через призму русского алфавита и музейного окружения.
Срок реализации программы. Возраст участников студии.
Срок реализации программы – 8 месяцев. Программа рассчитана на возраст участников студии от 6 до 11 лет.
Объем времени.
Срок обучения 8 месяцев | |
Годовая нагрузка | 170 часов |
4. Форма проведения занятий.
Форма проведения занятий – групповая (от 10 до 15 человек).
Цели и задачи программы.
Среди целей программы «Волшебная музейная азбука художника» можно выделить следующие:
· формирование положительного, позитивного мировосприятия окружающей действительности во всех её проявлениях и во всём многообразии;
· формирование и развитие художественно-образного мышления;
· развитие умений и навыков изобразительной деятельности;
· формирование знаний о языке изобразительного искусства;
· воспитание эстетического восприятия окружающей действительности;
· воспитание духовно-нравственных ценностей;
· формирование представления о художественном образе;
· знакомство с музейным миром.
Таким образом, перед специальным курсом ряд задач:
- формирование потребности в эстетических переживаниях в процессе изучения и наблюдения натуры;
- формирование навыка самостоятельно оценивать явления окружающей действительности в процессе поиска идейно-смыслового решения сюжетно-тематической композиции;
- воспитание отзывчивости на явления и события окружающей действительности;
- формирование и развитие видов мыслительного процесса: наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического;
- формирование требовательного отношения к своей деятельности и её результатам в процессе выполнения работы;
- формирование сострадательного отношения ко всему живому вокруг в процессе наблюдения окружающей действительности;
- формирование навыков самоанализа собственной деятельности, её продуктов в процессе построения работы;
- формирование навыков анализа деятельности своих товарищей, её продуктов на занятиях;
- формирование уважительного отношения к деятельности свих товарищей на занятиях;
- формирование и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в процессе освоения изобразительных знаний и умений и их применения в творческой деятельности;
- развитие и формирование умений работать с натуры, по памяти, по представлению и по воображению;
- формирование навыка наблюдательности;
- воспитание эстетических чувств к окружающей действительности;
- формирование знаний, умений, навыков передачи особенностей формы, материальности объектов окружающего мира: растений, животных, человека;
- формирование знаний, умений навыков культуры поведения в музейном окружении;
- формирование знаний о музейных объектах;
- формирование знаний, умений, навыков самообразования в музейном пространстве и т.д.