Для членов СРО НП РКА

Методические рекомендации по осуществлению аудита

 

Методические рекомендации осуществления аудита разработана с целью внедрения общего подхода к проведению аудита членами СРО НП РКА для формирования единой системы обеспечения и контроля качества аудита членами СРО НП РКА.

Методика реализует основные подходы к проведению аудита, содержащиеся в федеральном законе 307 – ФЗ от 30.12.2008 г, «Об аудиторской деятельности», в Федеральных и международных стандартах аудиторской деятельности, а также ориентирована на соблюдение принципа независимости и правил этики аудиторов.

В основу методической разработки заложены три фундаментальных требования:

1. выполнение аудиторских процедур, включенных в Программу аудита, обязательно;

2. аудиторские процедуры должны проводиться в соответствии с требованием законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, правил (стандартов) аудиторской деятельности;

3. каждая аудиторская процедура документируется.

 

Методические материалы составлены в табличной форме. В таблицах ниже приведена система взаимосвязанных рабочих документов, аудиторских процедур и положений стандартов аудиторской деятельности о порядке их выполнения, рекомендуемая членам СРО НП РКА.

 

******

Настоящий методический материал использован при разработке специализированного программного обеспечения для аудиторских организаций в целях повышения эффективности внутреннего контроля качества аудита в аудиторских организациях «Магистр. Управление качеством»

 

Большинство отчетов, а также процедур внутреннего контроля, осуществляются в автоматизированном режиме, в том числе процедуры мониторинга и процедуры обзорных проверок аудиторских заданий.

 

Имя «Аудит - Софт» - условное вымышленное наименование несуществующей организации. Применяется в настоящих материалах для примера.

 

Все предложения по совершенствованию методических рекомендаций просим направлять председателю комитета по аудиторской практике Загерт Ирине Викторовне на электронную почту: zagert@femida-audit.com

 


№ п/п Наименование процедуры программы аудита Краткое наименование рабочего документа По группам в Магистре Полное наименование рабочего документа Стр. Номер шаблона разработчика Порядок проведения аудиторских процедур согласно ФПСАД и ФСАД
(1) (4) (5) (6) (7) (8) (9)
  Принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества Принятие на обслуживание Принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества     Отдельный проект магистра
1.1 Принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества Принятие на обслуживание Принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества 18-21   п. 2, п. 6 «в» ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» «Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов: в) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества». П. 2.38 «Кодекс профессиональной этики аудиторов» «2.38. При ведении переговоров о профессиональных услугах аудитор может назначать любое вознаграждение, которое он сочтет соответствующим его услугам. Назначение одним аудитором вознаграждения меньшего, чем назначает другой аудитор, само по себе не считается неэтичным поступком. Однако такая ситуация может привести к угрозе нарушения основных принципов этики. Например, если размер назначенного вознаграждения настолько мал, что не позволит аудитору выполнить задание в соответствии с профессиональными стандартами, то возникшая угроза личной заинтересованности может привести к угрозе нарушения принципа профессиональной компетентности и должной тщательности. 2.39. Факт возникновения и значимость каких-либо угроз зависит от таких факторов, как размер назначенного вознаграждения и услуг, к которым он относится. С учетом этих угроз необходимо предусмотреть и при необходимости принять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня. Такими мерами предосторожности могут быть: а) ознакомление клиента с условиями выполнения задания и, в частности, с методикой расчета оплаты и объема оказываемых услуг; б) назначение квалифицированных работников для выполнения задания и выделение времени, соответствующего условиям задания. 2.40. Условные вознаграждения назначаются, как правило, за выполнение заданий, не обеспечивающих уверенность. Однако в определенных обстоятельствах это может привести к возникновению угрозы личной заинтересованности, направленной против принципа объективности. Факт возникновения данной угрозы и ее значимость зависят от таких факторов, как: а) характер задания; б) пределы изменения размера возможного вознаграждения; в) методика расчета вознаграждения; г) вероятность того, что итоги или результат задания будут оцениваться независимым третьим лицом. 2.41. Аудитор должен оценить значимость любых угроз нарушения основных принципов этики и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня. Такими мерами предосторожности могут быть: а) заранее заключенное с клиентом в письменном виде соглашение о методике расчета вознаграждения; б) раскрытие предполагаемым пользователям работы, выполняемой аудитором, методики расчета вознаграждения; в) правила и процедуры контроля качества; г) оценка результатов работы, выполненной аудитором, независимым третьим лицом».
1.2 Составление условий аудита или иного аудиторского задания Письмо о проведении аудита Письмо о проведении аудита 22-23   П. 2 ФПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита» «Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг. Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита»
1.3 Составление Приказа о назначении участников аудиторской группы Приказ о назначении аудиторской группы Приказ о назначении участников аудиторской группы     п.4, 17 ФПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» «4.Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за качество выполнения каждого задания по аудиту, которым он руководит. 17. Руководитель аудиторской проверки должен убедиться, что участники аудиторской группы обладают соответствующими навыками, профессиональной компетентностью, полномочиями и временем, необходимыми для выполнения задания по аудиту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и профессиональными стандартами».
1.4 Составление Письма аудируемому лицу о направлении аудиторской группы Письмо аудируемому лицу о направлении аудиторской группы Письмо аудируемому лицу о направлении аудиторской группы     п.12 ФПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» «Руководитель аудиторской проверки должен убедиться, что все необходимые процедуры в отношении решения о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию были соблюдены и что были сделаны надлежащие выводы, которые были документально оформлены».
1.5 Составление заявления о независимости аудиторской организации Заявление о независимости АО Заявление о независимости аудиторской организации 26-27   п. 28 ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» «Аудиторская организация также должна оценить, может ли принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества с уже существующим клиентом вызвать фактический или воспринимаемый конфликт интересов. При выявлении потенциального конфликта интересов аудиторская организация должна оценить целесообразность принятия задания». Статья 8 Закона 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»: «Независимость аудиторских организаций, аудиторов 1. Аудит не может осуществляться: 1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; 2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; 3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников); 4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц; 5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; 6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов); 7) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций»
1.6 Составление заявления о независимости участников аудиторской группы Заявление о независимости участников Заявление о независимости участников аудиторской группы     пп. 6, 7 «в», пп. 8-9 ФПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» «6. Руководитель аудиторской проверки должен контролировать соблюдение этических требований участниками аудиторской группы. 7. Этические требования, применяемые к аудиторским проверкам, установлены Кодексом этики аудиторов России и включают: в) профессиональную компетентность и должную тщательность; 8. Руководитель аудиторской проверки должен обращать особое внимание на соблюдение этических требований всеми участниками аудиторской группы в ходе всего аудита. Если руководитель аудиторской проверки узнает о несоблюдении этических требований участниками аудиторской группы, то он должен проконсультироваться с соответствующими лицами из состава работников аудиторской организации и обеспечить применение соответствующих мер дисциплинарного воздействия на лиц, не соблюдающих этические требования. 9. Руководитель аудиторской проверки и другие участники аудиторской группы должны документально оформлять выявленные проблемы и способы их разрешения» Статья 8 Закона 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (см. пункт выше)
1.7 Составление запроса информации о клиенте Краткая информация Краткая информация о деятельности клиента 29-30   п. 2 ФПСАД 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур» п.19, 21 ФПСАД 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «19. Понимание аудитором деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, заключается в понимании следующих проблем: отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица; характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики; цели и стратегические планы аудируемого лица, связанные с ними риски хозяйственной деятельности, указывающие на возможное существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности; основные показатели деятельности аудируемого лица и тенденции их изменения; система внутреннего контроля. Примеры проблем, которые аудитор может рассматривать в процессе ознакомления с деятельностью аудируемого лица и со средой, в которой она осуществляется, приведены в приложении № 1. Элементы системы внутреннего контроля приведены в приложении № 2. 21. Аудитор должен ознакомиться с соответствующими отраслевыми, правовыми и другими внешними факторами, влияющими на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Эти факторы включают следующие отраслевые особенности: а) конкуренция в отрасли; б) взаимоотношения с поставщиками и покупателями; в) изменения в технологии производства; г) экологические требования, оказывающие влияние на отрасль и аудируемое лицо; д) применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности; е) требования нормативных правовых актов, в том числе регулирующих сферу деятельности аудируемого лица; ж) сложившиеся общие экономические условия»
2. Планирование аудита Планирование Документы планирования аудита      
2.1 Проведение инструктажа членов аудиторской группы Запрос документов Перечень запрашиваемых документов     П. 43 «а» ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»: «Аудиторская организация посредством установления соответствующих принципов и процедур должна стремиться обеспечить качественное выполнение заданий на постоянной основе. Как правило, это достигается посредством применения соответствующих руководств в бумажной или электронной форме с применением программного обеспечения и стандартизированных форм документов, а также отраслевых и проблемно-ориентированных методических рекомендаций, охватывающих следующие вопросы: а) инструктаж аудиторской группы перед заданием с целью уяснения и понимания ее членами целей и задач»
2.2 Составление и утверждение общего плана аудиторской проверки; План аудита Формируется автоматически из программы «Магистр» Общий план аудита Автоматически формируется как отчет программы «Магистр»   32-33   П. 8 ФПСАД № 3 «Планирование аудита»: «Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором» п. 12 ФПСАД №3 «Планирование аудита»: «Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы»
2.3 Расчет уровня существенности Существенность Расчет уровня существенности 34-35   Пункт 2 ФСАД № 4 «Существенность в аудите»: «Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском». пп.4,6 ФПСАД № 4 «Существенность в аудите»: «4. Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. 6. Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты Российской Федерации, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности»
2.4 Расчет неотъемлемого риска и риска средств контроля, Риск Расчет рисков при проведении аудиторской проверки 36-39   П. 98 ФСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Аудитор должен выявить и оценить риски существенного искажения на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и на уровне конкретных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности». П. 99 ФСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Аудитор использует в качестве аудиторских доказательств для оценки рисков информацию, собранную при выполнении процедур оценки рисков, включая аудиторские доказательства, полученные при исследовании организации средств контроля и определении того, применялись ли они. Аудитор использует оценку рисков для определения характера, сроков и объема аудиторских процедур, которые следует выполнить в дальнейшем».
2.5 Составление и утверждение программы аудита Программа аудита Формируется автоматически из программы «Магистр»   Программа аудита Автоматически формируется как отчет программы «Магистр»   40-57   Пункт 10 ФСАД № 3 «Планирование аудита»: «Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита».
  Выполнения процедур оценки рисков и системы внутреннего контроля (тестирование и анализ ответов на запросы) Запросы и тесты Запросы и тесты     п. 15 ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры»: «Аудитор должен оценить и проверить надежность существующих средств внутреннего контроля (при их наличии) за подготовкой информации, используемой при аналитических процедурах. Если такие средства контроля можно считать действенными, аудитор будет больше уверен в надежности информации и в результатах аналитических процедур». ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»: «92. При определении формы и содержания документов, свидетельствующих о функционировании системы контроля качества, должны рассматриваться следующие факторы: а) масштабы деятельности аудиторской организации и количество ее подразделений; б) уровни полномочий, делегированных работникам и подразделениям аудиторской организации; в) характер и сложности аудиторской практики и ее организации».
3.1 Проверка данных форм финансовой отчетности и учетной политики на сопоставимость Тест сопоставимость Тест «Сопоставимость данных финансовой отчетности за предшествующий период данным финансовой отчетности за текущий период» 58-60   п. 3 ФПСАД № 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Сопоставимыми данными в финансовой (бухгалтерской) отчетности могут быть показатели, отражающие финансовое положение, результаты финансовой деятельности, движение денежных средств, иные сопоставимые показатели и сведения, подлежащие раскрытию в финансовой (бухгалтерской) отчетности более чем за один отчетный период. Сопоставимые данные могут быть представлены в виде: а) соответствующих показателей за предшествующий период, являющихся частью финансовой (бухгалтерской) отчетности за текущий период и предназначенных для изучения в сопоставлении с аналогичными показателями за текущий период; такие соответствующие показатели не являются завершенной финансовой (бухгалтерской) отчетностью, которую можно рассматривать самостоятельно, но являются неотъемлемой частью финансовой (бухгалтерской) отчетности за текущий период и должны рассматриваться только в связи с аналогичными показателями за текущий период; б) сопоставимой финансовой (бухгалтерской) отчетности за предшествующий период, предназначенной для сопоставления с финансовой (бухгалтерской) отчетностью за текущий период и не являющейся составной частью финансовой (бухгалтерской) отчетности за текущий период». п. 5 ФПСАД № 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Аудитор определяет: а) соответствует ли учетная политика в предыдущий период в отношении соответствующих показателей за предыдущий период учетной политике в текущий период либо были ли сделаны надлежащие корректировки для отражения последствий изменения учетной политики и (или) были ли изменения учетной политики надлежащим образом раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности; б) согласуются ли представленные в текущей финансовой (бухгалтерской) отчетности для сопоставления соответствующие показатели за предыдущий период с численными значениями и прочим раскрытием информации, представленными в финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период, либо были ли сделаны надлежащие корректировки и (или) была ли информация надлежащим образом раскрыта». п. 16 ФПСАД № 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Аудитору необходимо получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность соответствует применимым принципам и требованиям составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитор определяет: а) соответствует ли учетная политика предыдущего периода в отношении сопоставимой отчетности учетной политике текущего периода, были ли сделаны надлежащие корректировки для отражения последствий изменения учетной политики и были ли изменения учетной политики надлежащим образом раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности; б) согласуются ли представленные в текущей финансовой (бухгалтерской) отчетности сопоставимые данные за предыдущий период с показателями и другой информацией, представленными в финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период, либо были сделаны надлежащие корректировки и (или) информация была надлежащим образом раскрыта».
3.2 Проверка фактов, свидетельствующих о возможных коррупционных преступлениях в области бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности Тест коррупция   Тест «Учет требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»   61-62   п. 29 ФСАД № 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»: «Аудитор должен фиксировать в рабочих документах информацию об имевших место или возможных случаях несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, а также результаты обсуждения этих случаев с руководством аудируемого лица и, если уместно, представителями собственника аудируемого лица, иными уполномоченными лицами аудируемого лица».
3.3 Проверка фактов, свидетельствующих о возможных коррупционных преступлениях в области бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности Тест недобросовестные действия   Тест «Факты, свидетельствующие о рисках искажения бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий» 63-70   п.16 ФСАД № 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»: «Аудитор направляет руководству аудируемого лица запросы в отношении: а) собственной оценки руководства аудируемого лица рисков того, что бухгалтерская отчетность может быть существенно искажена в результате недобросовестных действий, включая характер, объем и периодичность проведения такой оценки; б) проводимого руководством аудируемого лица процесса выявления и реагирования на риски недобросовестных действий, включая любые выявленные руководством аудируемого лица конкретные риски или риски, на которые было обращено внимание руководства аудируемого лица, а также процесса определения в наибольшей степени подверженных риску искажения в результате недобросовестных действий остатков по счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций или фактов раскрытия информации. в) взаимодействия (если оно имеет место) между руководством аудируемого лица и представителями собственника аудируемого лица в отношении процесса выявления рисков, возникающих в результате недобросовестных действий, и принятия мер в отношении таких рисков; г) взаимодействия (если оно имеет место) между руководством аудируемого лица и работниками аудируемого лица в части доведения до сведения работников точки зрения руководства на вопросы деловой практики и норм этики».
3.4 Проверка соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Тест соблюдение нормативных актов Тест соблюдение нормативных правовых актов 71-72   п.12 ФСАД № 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»: «Аудитор должен направить запрос руководству аудируемого лица и при необходимости представителям собственника аудируемого лица на получение письменных разъяснений и подтверждений о том, что аудитору сообщены все известные им имевшие место или возможные случаи несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, последствия которых должны быть учтены при составлении бухгалтерской отчетности. Указанные разъяснения и подтверждения сами по себе не являются достаточными надлежащими аудиторскими доказательствами, в связи с чем, аудитор должен получить и другие аудиторские доказательства по соответствующим вопросам».
3.5[1] Проверка выполнения требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Тест легализация Тест «Учет требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 73-74   п. 29 ФСАД № 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»: «Аудитор должен фиксировать в рабочих документах информацию об имевших место или возможных случаях несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, а также результаты обсуждения этих случаев с руководством аудируемого лица и, если уместно, представителями собственника аудируемого лица, иными уполномоченными лицами аудируемого лица».
3.6 Проверка исправлений нарушений, выявленных в текущем (прошлом) аудируемом периоде Ведомость исправления замечаний предыдущего периода Сводная ведомость исправления нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, налогообложения и составления отчетности, выявленных в предыдущий аудируемый период 75-76   П. 6 ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Аудитор должен выполнять следующие процедуры оценки рисков в целях ознакомления с деятельностью аудируемого лица и со средой, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля: запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица». П. 7 ФСАД № 7/2011 «Аудиторские доказательства»: «Аудиторские доказательства аудитор должен получить путем выполнения процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур, которые состоят из: тестов средств контроля, выполняемых в соответствии с требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности или на основании профессионального суждения аудитора; процедур проверки по существу, включающих детальные тесты и аналитические процедуры проверки по существу». П. 6. ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Аудитор должен выполнять следующие процедуры оценки рисков в целях ознакомления с деятельностью аудируемого лица и со средой, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля: аналитические процедуры». П.9. ФПСАД №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Аналитические процедуры могут помочь выявить необычные операции или события, а также показатели, коэффициенты и тенденции, которые могут свидетельствовать о возможных проблемах, имеющих значение для финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита. При выполнении аналитических процедур в качестве процедур оценки рисков аудитор приблизительно оценивает показатели ожидаемых результатов деятельности и вероятные соотношения. В случае если сопоставление этих показателей ожидаемых результатов деятельности с учтенными суммами или коэффициентами, рассчитанными на основе учтенных сумм, приводит к необычным или неожиданным соотношениям, аудитор учитывает эти результаты при выявлении рисков существенного искажения информации. В случае если в таких аналитических процедурах используются данные, обобщенные на достаточно высоком уровне, то результаты таких аналитических процедур могут служить только первичным индикатором наличия существенного искажения. Аудитор рассматривает результаты таких аналитических процедур наряду с другой информацией, собранной при выявлении рисков существенного искажения». П. 6 ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры»: «Аналитические процедуры используются: а) при планировании аудитором характера, временных рамок и объема других аудиторских процедур; б) в качестве аудиторских процедур проверки по существу, когда их применение может быть более эффективным, чем проведение детальных тестов операций и остатков по счетам бухгалтерского учета с целью снижения риска необнаружения в отношении конкретных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности; в) в качестве общей обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности на завершающей стадии аудита».
3.7 Проведение оценки особенностей деятельности аудируемого лица, бухгалтерскую (финансовую) отчетность которого составляет специализированная организация Тест особенности при аутсорсинге Оценка особенностей аудируемого лица, бухгалтерскую (финансовую) отчетность которого подготавливает специализированная организация 77-79  
3.8 Проверка соответствия учредительных документов действующему законодательству. Проверка правомочности подписания документов. Соответствие учредительных документов нормам действующего законодательства   Соответствие учредительных документов нормам действующего законодательства   80-82  
3.9 Составление письма – представления, запросов руководству о судебных разбирательствах, о событиях после отчетной даты, о факторах, влияющих на допущение непрерывности деятельности, запрос по аффилированным лицам, по поручительствам и займам, относительно факторов риска искажения бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий Запросы руководству Письмо – представление, Запрос руководству о судебных разбирательствах, Запрос о событиях после отчетной даты, Запрос о факторах, влияющих на допущение непрерывности деятельности, Запрос по аффилированным лицам, Запрос по поручительствам и займам; Запрос руководству аудируемого лица относительно факторов риска искажения бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий 83-94   п. 5 ФПСАД № 10 «События после отчетной даты»: «Процедуры, предназначенные для определения событий, которые могут требовать внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность или раскрытия в ней информации, выполняются как можно ближе к дате подписания аудиторского заключения и обычно включают: а) анализ методов, установленных руководством аудируемого лица для того, чтобы обеспечить определение событий после отчетной даты и оценить их влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность; б) изучение протоколов собраний акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии и исполнительного органа аудируемого лица, проводимых после окончания отчетного периода, направление запросов относительно событий, протоколы обсуждения которых еще не готовы, изучение документов службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица; в) анализ последней имеющейся в наличии промежуточной финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего периода и, если это необходимо и целесообразно, анализ смет, прогнозов движения денежных средств и других соответствующих отчетов руководства; г) направление запросов юристам аудируемого лица или повторное обращение к ним по поводу предыдущих письменных или устных запросов относительно судебных разбирательств и претензий; д) направление запросов руководству аудируемого лица относительно событий после отчетной даты, которые могли бы повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, содержащих, в частности, следующие вопросы: текущее состояние счетов, которые были отражены в учете на основе предварительных данных; принимались ли новые обязательства, осуществлялись ли новые займы, заключались ли договоры поручительства; имела ли место или планируется продажа активов; имели ли место или планируются выпуск новых акций или долговых обязательств, реорганизация или ликвидация аудируемого лица; имели ли место случаи конфискации государством активов или их гибели, например в результате пожара или наводнения; произошли ли какие-либо изменения, связанные с существующими рисками или условными фактами хозяйственной деятельности; были ли внесены или рассматривается внесение каких-либо нетипичных бухгалтерских проводок; произошли ли или могут произойти какие-либо события, которые поставят под вопрос надлежащий характер учетной политики, применявшейся при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, например события, которые могли бы поставить под сомнение обоснованность допущения непрерывности деятельности». п. 16 ФПСАД № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»: «Аудитор должен выполнить определенные процедуры, чтобы получить сведения о судебных делах и претензионных спорах, в которых участвует аудируемое лицо и которые могут существенно повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. К таким процедурам относятся: а) направление необходимых запросов руководству аудируемого лица, включая получение заявлений и разъяснений от руководства; б) проверка решений соответствующего органа, осуществляющего общее руководство деятельностью аудируемого лица; в) ознакомление с перепиской аудируемого лица с организацией, оказывающей ему юридические услуги; г) проверка затрат аудируемого лица на юридические услуги; д) использование информации о деятельности аудируемого лица, включая информацию, полученную от сотрудников юридической службы аудируемого лица». п. 2-4 ФПСАД № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»: «2. До завершения аудита аудитор должен получить надлежащие заявления и разъяснения от руководства аудируемого лица. 3. Аудитор должен получить доказательства признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и подписания данной финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица. Аудитор может получить данные доказательства, проанализировав решения соответствующего органа, осуществляющего общее руководство деятельностью аудируемого лица, официальные заявления, представленные руководством аудируемого лица в письменной форме, или заверенную соответствующими подписями финансовую (бухгалтерскую) отчетность. 4. Аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется возможным. Вероятность возникновения неправильного понимания аудитором позиции руководства аудируемого лица уменьшается, если устные заявления подтверждаются письменно. Примерный перечень положений, которые могут быть включены в письмо-представление, направляемое руководством аудируемого лица аудитору, или в письмо, подготовленное аудитором и требующее письменного подтверждения руководством аудируемого лица, приведен в приложении к настоящему федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности». п. 7 ФПСАД № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»: «При выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица аудитор должен рассмотреть всю совокупность факторов, оказывающих и (или) способных оказать влияние на возможность этого лица продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, и данные факторы должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитор рассматривает надлежащий характер использования руководством аудируемого лица допущения о непрерывности деятельности даже в том случае, если требования к составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности не предусматривают обязанности руководства аудируемого лица специально оценивать способность аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. Аудитор не может предсказывать будущие события или условия, которые могут обусловить прекращение организацией ее непрерывной деятельности, поэтому отсутствие в аудиторском заключении каких-либо упоминаний о факторах неопределенности, касающихся непрерывности деятельности, не может рассматриваться как гарантия способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно». п. 4 ФПСАД № 10 «События после отчетной даты»: «Аудитор должен выполнить процедуры с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что все события, имевшие место до даты подписания аудиторского заключения, которые могут потребовать внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность или раскрытия в ней информации, были установлены. Данные процедуры выполняются в дополнение к обычным процедурам, которые могут быть применимы к конкретным операциям, происходящим после окончания отчетного периода, с целью получения аудиторских доказательств в отношении остатков на счетах бухгалтерского учета на конец периода (например, оценка правильности отнесения операций по товарно-материальным запасам к отчетным периодам или тестирование платежей кредиторам). От аудитора не требуется проведения последующей проверки всех вопросов, по которым в результате ранее проведенных процедур были получены удовлетворительные выводы». п. 11 ФПСАД № 9 «Аффилированные лица»: «В ходе аудита аудитор выполняет аудиторские процедуры, с помощью которых можно выявить наличие операций со связанными сторонами. Примерами таких аудиторских процедур являются: а) детальные тесты в отношении операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; б) изучение протоколов собраний акционеров и представителей собственников; в) изучение регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения крупных или нетипичных операций или остатков по счетам бухгалтерского учета, при этом уделяется особое внимание операциям, отраженным в бухгалтерском учете в конце или незадолго до окончания отчетного периода; г) изучение документов, подтверждающих выданные и полученные займы. Такое изучение может выявить отношения поручительств и других операций со связанными сторонами; д) изучение инвестиционных сделок, например, приобретения или продажи доли участия в совместной или иной деятельности».
3.10 Получение аудиторских доказательств от третьих лиц Запрос третьим лицам Запрос на подтверждение остатка дебиторской и (или) кредиторской задолженности     Обоснование нецелесообразности использования внешних подтверждений       или     П. 4 ФПСАД № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»: «Внешнее подтверждение - это процесс получения и анализа аудиторских доказательств посредством направления третьей стороной аудитору (по требованию аудируемого лица) ответа на запрос аудируемого лица о предоставлении информации относительно какой-либо определенной статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказывающей влияние на предпосылки ее подготовки. При принятии решения относительно целесообразности и особенностей использования внешних подтверждений аудитор должен учитывать область деятельности аудируемого лица и опыт рассылки запросов, а также получения и обработки полученных ответов». п. 2 ФПСАД № 18«Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»: «Аудитор должен решить, следует ли ему использовать внешние подтверждения для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств достоверности определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом аудитор должен учитывать уровень существенности, неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также то, как аудиторские доказательства, полученные в результате других планируемых процедур, смогут снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня для использующихся предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности».
3.11 Наблюдение за инвентаризацией аудируемого лица или проведение альтернативных процедур Наблюдение за инвентаризацией Наблюдение за инвентаризацией аудируемого лица     97-101   ФПСАД №17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»: «2. Если величина материально-производственных запасов является существенной для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно количества и состояния материально-производственных запасов, присутствуя при их инвентаризации. Это позволяет аудитору инспектировать материально-производственные запасы, наблюдать за соблюдением установленного порядка контроля за их сохранностью и отражения в бухгалтерском учете результатов проведения инвентаризации, а также получать доказательства надежности процедур, предусмотренных руководством аудируемого лица. 3. Если в силу непредвиденных обстоятельств аудитор не может присутствовать при инвентаризации материально-производственных запасов, он самостоятельно проводит выборочный осмотр и пересчет запасов или наблюдает за проведением инвентаризации в другой день, а в случае необходимости составляет оборотную ведомость движения запасов в период между датами, по состоянию на которые проведен выборочный осмотр и пересчет и составлена финансовая (бухгалтерская) отчетность. 4. Если местонахождение и характер материально-производственных запасов не позволяют аудитору присутствовать при инвентаризации, он должен определить, возможно ли в ходе выполнения альтернативных процедур получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно количества и состояния этих запасов, а также сделать вывод об отсутствии оснований для включения в аудиторское заключение оговорки об ограничении объема аудита. Например, документация по последующей продаже материально-производственных запасов, приобретенных до проведения инвентаризации, может давать достаточные надлежащие аудиторские доказательства. 5. Аудитор, планируя свое присутствие при проведении инвентаризации материально-производственных запасов или выполнение альтернативных процедур, должен принять во внимание: а) особенности системы бухгалтерского учета запасов и внутреннего контроля за их сохранностью; б) неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения в отношении материально-производственных запасов, а также уровень существенности; в) необходимость соответствия утвержденного руководством аудируемого лица порядка проведения инвентаризации требованиям нормативных правовых актов и особенностям деятельности аудируемого лица; г) срок проведения инвентаризации материально-производственных запасов; д) места хранения материально-производственных запасов; е) целесообразность привлечения экспертов. 6. Если при проведении инвентаризации количество материально-производственных запасов определяется в присутствии аудитора или аудируемое лицо применяет систему непрерывного учета и аудитор присутствует при пересчете запасов один или несколько раз в течение года, то аудитор должен наблюдать за пересчетом запасов сотрудниками аудируемого лица, а также самостоятельно выполнять выборочный осмотр и пересчет фактического наличия запасов. 7. Если сотрудники аудируемого лица определяют количество материально-производственных запасов расчетно (например, посредством оценки веса груды угля или руды), аудитор должен убедиться в обоснованности используемых аудируемым лицом процедур. 8. Если материально-производственные запасы размещены в нескольких местах, аудитор должен определить, где его присутствие является наиболее важным. При этом он должен принять во внимание существенность этих запасов и оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля применительно к разным местам нахождения запасов».
3.12 Рассмотрение системы внутреннего контроля Рассмотрение СВК Тест «Рассмотрение системы внутреннего контроля» 102-113   П.2 ФПСАД № 8. «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «2. Аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур».
  Аудит статей отчетности Аудит отчетности         П.2,3а,11 ФСАД №16 «Аудиторская выборка»: «2. При разработке процедур аудита аудиторская организация или индивидуальный аудитор (далее - аудитор) должны определить надлежащие методы отбора элементов, подлежащих проверке при сборе аудиторских доказательств для достижения целей аудиторских тестов. <…> 3а) "аудиторская выборка (выборочная проверка)" - применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка. 11. При разработке аудиторских процедур аудитор должен определить надлежащие методы отбора элементов для тестирования. Аудитор может: -отобрать все элементы (сплошная проверка); -отобрать специфические (определенные) элементы; -отобрать отдельные элементы (сформировать аудиторскую выборку)».   - Подготовка предварительного варианта сводной ведомости выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений (до согласования с клиентом) - Подготовка письменной информации или сводной ведомости нарушений (после согласования с клиентом выявленных нарушений)   Пункт 10 ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: «Наблюдение и инспектирование могут стать как основой для направления запросов руководству и другим сотрудникам аудируемого лица, так и источником информации о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется. Такие аудиторские процедуры обычно включают: а) наблюдение за различными областями деятельности и операциями аудируемого лица; б) инспектирование документов (таких, как бизнес-планы и стратегии развития), учетных записей и регламентов системы внутреннего контроля; в) изучение отчетов, подготовленных руководством (таких, как квартальные отчеты руководства и промежуточная финансовая (бухгалтерская) отчетность), отчетов представителей собственника (например, протоколы заседаний совета директоров); г) посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица; д) прослеживание отражения хозяйственных операций в информационных системах, формирующих данные для финансовой (бухгалтерской) отчетности (сквозные проверки)». В этой части регистрируется сбор аудиторских доказательств по статьям отчетности; П. 4 ФСАД № 7/2011 «Аудиторские доказательства»: «Аудитор должен получить аудиторские доказательства, подтверждающие или не подтверждающие следующие предпосылки составления бухгалтерской отчетности (утверждений руководства аудируемого лица в явной или неявной форме по поводу признания, оценки и раскрытия в бухгалтерской отчетности объектов бухгалтерского учета): а) предпосылки составления бухгалтерской отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, событий и иных фактов хозяйственной жизни: возникновение - отраженные в учете хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни фактически имели место и относятся к деятельности аудируемого лица; полнота- все хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни, которые подлежат отражению в учете, отражены в нем; точность - суммы и прочие данные, относящиеся к отраженным в учете хозяйственным операциям, событиям и иным фактам хозяйственной деятельности, отражены надлежащим образом; отнесение к соответствующему периоду - хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены в соответствующем отчетном периоде; классификация - хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены на соответствующих счетах бухгалтерского учета». п. 15 ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры»: «Аудитору необходимо обладать знаниями о выбранной и применяемой аудируемым лицом учетной политике, аудитор также должен установить, уместна ли она для деятельности аудируемого лица и согласуется ли со способами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Знания, необходимые аудитору для выполнения аудиторского задания, охватывают также знание: способов, которые аудируемое лицо использует для учета сложных или необычных операций; последствий учета хозяйственных операций, в отношении которых существует неопределенность или неоднозначность в силу противоречивости нормативных требований или их отсутствия; изменений в учетной политике аудируемого лица».    
           
1.1110 - Формирование аудиторской выборки.     Выполнение процедур по существу согласно выборки: - анализ договора, на основании которого совершен факт хозяйственной жизни и правильности составление первичных документов (возникновение, признание, права и обязательства)   - Проверка соответствия данных бухгалтерских регистров данным первичных учетных документов (полнота, точность, своевременность)   - Проверка норм учетной политики и правильности отражения операции на счетах бухгалтерского учета и раскрытия в отчетности (классификация) Аудиторская выборка     Письменная информация     Налог на имущество   НДС   Аудиторская выборка   Письменная информация   Письменная информация краткая Письменная информация по налоговому аудиту Сводная ведомость выявленных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, налогообложения и составления отчетности   Расчет налога на имущество     Сверка книг покупок и продаж         051234 или Или или          
1.1120  
1.1130  
1.1140  
1.1150  
1.1160  
1.1170  
1.1180  
1.1190  
1.1210 115-198
1.1220 199-203
1.1230 204-222
1.1240  
1.1250 223-224
1.1260 -
1.1310 -
1.1320  
1.1340  
1.1350  
1.1360  
1.1370  
1.1410  
1.1420  
1.1430  
1.1450  
1.1510  
1.1520  
1.1520.1  
1.1520.2  
1.1520.3  
1.1520.4  
1.1520.5  
1.1520.6  
1.1520.7  
1.1520.8  
1.1530  
1.1540  
1.1550  
   
2.2110  
2.2120  
2.100  
2.2210  
2.2220  
2.2200  
2.2310  
2.2320  
2.2330  
2.2340  
2.2350  
2.2300  
2.2410  
2.2421  
2.2430  
2.2450  
2.2460  
3.3000.00            
3.3100.00  
3.3200.00  
3.3300.00  
3.3400.00  
3.3500.00  
3.3600.00  
  Внутренний контроль качества, заключительные аудиторские процедуры, общие аудиторские процедуры Документы по ВКК и заключительным аудиторским процедурам Документы по внутреннему контролю качества и заключительным аудиторским процедурам      
5.1 Надзор за выполнением задания Оценочный лист     Лист оценки руководителем проверки членов аудиторской группы,   Автоматически формируется как отчет программы «Магистр»         П. 45, 46 ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»: «45. Надзор за выполнением задания включает: а) наблюдение за ходом выполнения задания; б) оценку навыков и профессиональной компетентности каждого члена аудиторской группы, наличия у него времени, достаточного для выполнения задания, понимания данных ему инструкций, а также соответствия его работы запланированному подходу; в) решение значимых вопросов, возникающих в ходе выполнения задания, оценка их значимости и в случае необходимости соответствующее изменение запланированного подхода; г) выявление вопросов, в отношении которых необходимо проведение в ходе выполнения задания консультаций или рассмотрение более опытными членами аудиторской группы. 46. Надзорные функции подразумевают проверку работы менее опытных членов аудиторской группы более опытными, включая руководителя аудита или иного задания. Лица, осуществляющие надзор, оценивают: а) соответствует ли выполненная работа федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, а также требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации; б) возникали ли значимые вопросы, требовавшие дальнейшего рассмотрения; в) проводились ли консультации, и если да, то были ли выводы этих консультаций документально оформлены и применены на практике; г) есть ли необходимость в пересмотре характера, временных рамок и объема выполненной работы; д) насколько выполненная работа подтверждает полученные выводы и документально оформлена; е) достаточность и надлежащий характер полученных аудиторских доказательств, на которых основывается аудиторское заключение или иной отчет; ж) достигнуты ли цели выполненных процедур».
5.2 Оценка выполненной работы Лист оценки заказчика Лист оценки Заказчиком качества работы аудиторской группы     П. 10 ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»: «10. Особое значение имеет признание руководством аудиторской организации в качестве наиважнейшей цели деятельности аудиторской организации достижения высокого качества выполнения всех заданий. Для этого: а) аудиторская организация должна устанавливать обязанности руководства таким образом, чтобы коммерческие соображения не преобладали над качеством выполняемой работы; б) принципы и процедуры, применяемые в аудиторской организации в отношении оценки выполненной работы, оплаты и повышения в должности (включая систему поощрения) работников, должны демонстрировать приверженность аудиторской организации качеству; в) аудиторская организация должна направлять средства в достаточном объеме на развитие и документирование принципов и процедур контроля качества услуг».
5.3 Подготовка информации о нерешенных вопросах в ходе аудита, оценка их существенности Нерешенные вопросы Нерешенные вопросы по результатам аудита Автоматически формируется как отчет программы «Магистр»     п. 69 «в» ФПСАД 34«Контроль качества услуг в аудиторских организациях»: «Принципы и процедуры, относящиеся к документированию обзорной проверки качества выполнения задания, должны предусматривать документальное оформление того, что: в) лицу, осуществляющему проведение обзорной проверки качества выполнения задания, не стало известно о не решенных в ходе выполнения задания вопросах, которые могли бы привести его к выводу о том, что сформированные аудиторской группой значимые суждения и выводы являются ненадлежащими».
5.4 Проверка надлежащего выполнения аудиторского задания Журнал исполнение программы аудита Журнал исполнение программы аудита Автоматически формируется как отчет программы «Магистр» 228-358   п. 10 ФПСАД 3 «Планирование аудита» «10. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита являетсянабором инструкций для аудитора, выполняющего проверку,а такжесредством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита». П.39. ФПСАД 34«Контроль качества услуг в аудиторских организациях»: 39. «Установленные принципы и процедуры должны включать действия по учету и контролю рабочей нагрузки».
5.5 Обзорная проверка качества выполн

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow