Могут спросить: «Хорошо, если эта Сущность Сугаты – Сам Ум, сияющий Ясным светом, – является объектом, который никто не осознает, то каков же метод его постижения (rtogs pa’i thabs)?» Она является объектом переживания индивидуального самопознающего изначального осознавания йогинов. Что же касается метода, который способствует ее непосредственному постижению, то он таков – это Пространство Реальности, пробудившееся благодаря силе прежней практики добродетели и овладения Сущностью Самовозникшей Природы (rang byung, svayambhū) [ума], проявляется в виде Ламы, обладающего всеми аспектами (mam pa kun Man gyi bia та).
Благодаря возникшей убежденности и уверенности (yid ches nges she s) в нем возникает нестерпимая сила горячей преданности (gdung shugs), и все явления видимого бытия, отмеченные этой печатью преданности, проявляются как Лама. Благодаря этому невыразимому переживанию и [возникшей] вневременной вере (dus 'da' ba'i dad pa) все завесы, скрывающие абсолютную реальность, сами собой очищаются, после чего рождается изначальное осознавание, непосредственно постигающее окончательное изначальное осознавание. Так, Победоносный Майтрея говорит: Эта абсолютная реальность Самовозникших подлежит осознанию лишь посредством веры.
Поскольку ко всем существам трех областей самсары, не осознающих такой порядок постижения характера пребывания реальности, спонтанно тут же возникает великое и нестерпимое сострадание (snymg rje, karunā), и более того, поскольку специально предназначенная культивация (sgom pa) [этого сострадания] и является главным путем Сыновей Победоносного, то для того, чтобы дать наставления этим своим последователям из сердечной любви (thugs brtse, krpā) к ним, сам Победоносный [Кармапа] здесь, в конце этого трактата, подводя итог в качестве посвящения, говорит всё вместе для того, чтобы облегчить изложение трактата. Увы, из-за непонимания этого глубокого характера природы [ума] у существ-детей не возникает совершенного распознавания смысла того, что отбрасывается и что принимается, и они действуют ошибочным образом, а потому блуждают в океане самсары, являясь предметом сострадания.
5. Заключение, [описывающее] истоки сочинения
Здесь две части:
5.1. Собственно истоки сочинения,
5.2. Благопожелания.
Собственно истоки сочинения
[Кармапа] говорит:
Благодаря силе Великого Святого (Муни), Манджушри,
Майтреи и Авалокитешвары,
Я – Ранджунг Дордже – написал [этот текст].
Благодаря безупречным словам Великого Святого (Муни) – нашего Предводителя, благодаря Манджушри – воплощению совершенного знания, благодаря наместнику Победоносного Будды – Майтрее – источнику всего блага для всех чувствующих существ, и благодаря высочайшему благородному владыке Авалокитешваре, своим великим состраданием поднимающим [существ] из бездны самсары, и благодаря всем тем, кто на протяжении бесчисленных кальп полностью овладел всеми качествами освобождения, и сейчас снова показал безошибочный замысел Слов и Комментариев самого Победителя и его Сыновей, этот самый смысл Сущности Сугаты из любви к будущим усмиряемым существам, благодаря всей мощи и великой силе наставлений, которые он обрел сам, могущественный третий Кармапа Ранджун Дордже ради других ясно описал.
Благопожелания
[Кармапа] говорит:
Пусть все скитающиеся существа, доведя до конца [практику], безошибочно
Постигнут эту свою Сущность Будды.






