Факультет сервиса, туризма и технологии продуктов общественного питания
Кафедра «Технологии и организации
Общественного питания»
Методические указания по подготовке отчета по научно-исследовательской работе
Направление подготовки
Технология продукции и организация общественного питания»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Казань – 2016
Содержание
Стр. | ||
1. | Пояснительная записка………………………….............................. | |
2. | Этапы выполнения научно-исследовательской работы | |
3. | Контроль выполнения научно-исследовательской работы | |
4. | Структура и оформление отчета о научно-исследовательской работе ………………………………………………………………. | |
5. | Формирование заданий на научно-исследовательскую работу…. | |
6. | Перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения научно-исследовательской работы……………………………………..…………………………. | |
Приложения…………………………………………………………. |
|
|
Пояснительная записка
Научно-исследовательская работа является частью учебного процесса.
Основной целью научно-исследовательской работы является повышение качества подготовки выпускников бакалавриата через освоение обучающимися основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских, проектных и конструкторских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности, формирование универсальных (общенаучных, социальных) и профессиональных компетенций в соответствии с целью (миссией) ООП ВО и требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 19.03.04 – Технология продукции и организация общественного питания профилюТехнология организации ресторанного дела.
В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВО научно-исследовательская работа направлена на формирование следующих обще профессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра:
ОПК-1, ОПК- 2, ОПК-3, ПК- 24, ПК- 25, ПК-26
2. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Научно-исследовательская работа студентов, обучающихся по профилю подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» представляет собой сложный многоступенчатый процесс и подразделяется на несколько ключевых этапов, каждый из которых имеет вполне конкретную завершающую цель. В зависимости от характера исследования определенные ступени могут быть пропущены, или, напротив, добавлены новые. В общем случае в НИР можно выделить следующие этапы:
|
|
- ознакомление с тематикой научно-исследовательских работ выпускающей кафедры и выбор темы исследований;
- подбор литературы, анализ состояния изучаемого вопроса и разработка плана проведения научно-исследовательской работы;
- теоретические исследования по теме НИР на основе базовых положений товароведения, аналитической и физической и коллоидной химии, микробиологии, физиологии питания, идентификации и фальсификации товаров и технологии продукции общественного питания и других специальных дисциплин;
- разработка методики экспериментальных исследований и проведение экспериментов для получения конкретных результатов;
- обработка материалов исследования, написание отчета по НИР.
Для выбора тематики научно-исследовательской работы можно рекомендовать использование следующих материалов:
- учебной, производственной практик;
- практический опыт, полученный в процессе отработки практических занятий и заданий по самостоятельной работе.
Тематика исследования должна:
- быть актуальной и отвечать современному уровню развития индустрии питания;
- вытекать из основных научных направлений профиля «Технология продукции и организация общественного питания»;
- являться самостоятельной законченной частью исследований.
Название темы должно быть конкретным, кратким (не в ущерб ясности), раскрывать научную задачу, цель и содержание работы, уместным, и, конечно, интересным.
В конечном счете, выбор темы исследования должен определяться потребностями образовательного курса, общей и конкретной целью. Причем общая цель определяется необходимостью развития индустрии питания, повышения производительности труда, а конкретная цель определяет содержание работы.
Теоретические и экспериментальные исследования включают в себя:
- разработка методики экспериментальных исследований, подготовка экспериментальных образцов, а также испытательного оборудования;
- проведение экспериментов, обработка полученных данных;
- сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями;
- проведение при необходимости дополнительных экспериментов;
- составление промежуточного отчета.
Эти этапы является одними из наиболее трудоемких, но при правильном планировании и проработке уже доступной информации, включающей также знакомство с наиболее подходящими существующими методами, его можно существенно оптимизировать.
Здесь очень важной является консультативная и контролирующая функция руководителя. При выборе методов реализации работы необходимо направлять действия студента, помогая ему акцентировать внимание на наиболее приемлемых и актуальных.
Обработка материалов исследования, написание отчета по НИР.:
- обобщение результатов предыдущих этапов работ;
- оценка полноты выполнения поставленной задачи;
- составление итогового отчета;
- предоставление отчета о НИР руководителю или комиссии.
Заключительный этап НИР заключается в рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие с запланированными задачами, анализе качества собранных материалов или принятых решений, а при необходимости и в подтверждении результатов исследований. Оценивается так же научно–технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания конкурентоспособной кулинарной продукции и услуг в общественном питании.
Научный эффект характеризуется получением новых научных знаний и отражает прирост информации, предназначенной для развития индустрии питания. Научно-технический эффект характеризует возможность использования результатов выполняемых исследований в других НИР и обеспечивает получение информации, необходимой для создания новой продукции. Экономический эффект характеризует коммерческий эффект, полученный при использовании результатов прикладных НИР. Социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, повышении экономических характеристик, развитии общественного питания.
|
|
Оценку научной и научно-технической результативности НИР можно проводить с помощью системы балльных оценок. Для фундаментальных НИР рассчитывается только коэффициент научной результативности, а для поисковых работ и коэффициент научно-технической результативности.
Факторами научной результативности могут быть:
- новизна полученных результатов;
- глубина научной проработки;
- факторами научно-технической результативности:
- перспективность использования результатов;
- масштаб реализации результатов;
- завершенность результатов.
Оценки коэффициентов могут быть установлены только на основе опыта и знаний научных работников, которые используются как эксперты. Оценка научно-технической результативности прикладных НИР производится на основе сопоставления достигнутых в результате выполнения НИР технических параметров с базовыми (которые можно было реализовать до выполнения НИР).
3. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Для обеспечения своевременного выполнения НИР и ее этапов, осуществления оперативного контроля за выполнением работ и составлением отчета о НИР бакалавр при необходимости разрабатывает, согласовывает и утверждает у руководителя план работ по выполнению НИР. Это может быть план–график, сетевой план–график или другой планирующий документ, указывающий на
- последовательность и сроки выполнения этапов НИР,
- состав исполнителей, если требуется какая-то поддержка извне на определенном этапе, а также
- номенклатуру и сроки составления отчета по этапам НИР и НИР в целом.
|
|
Календарный план упорядочивает работу, обеспечивает четкость в работе и последовательность в исследовании. Хорошо продуманный и верно составленный план должен предусматривать все этапы исследования и являться также важным средством самоконтроля.