Корпоративные финансы: понятие, цели и задачи

Мир бизнеса очень изменчив, причем в последние годы турбулентность в экономике только нарастает. Усиливается также процесс глобализации, а это приводит к тому, что если нестабильность возникает в одной стране, то затем распространяется на другие. Кризисы и потрясения в одинаковой степени затрагивают корпорации, банки и потребителей в различных странах.

В этих условиях повысилась необходимость понимания со стороны корпоративных менеджеров того, как правильно оценивать инвестиции, выбирать источники и структуру финансирования для своей деятельности, управлять рисками привлечения долгосрочного и краткосрочного капиталов и удовлетворять ожидания своих инвесторов. Процесс принятия корпоративных решений, в первую очередь, требует понимания сути корпоративных финансов.

Предположим, что вы начинаете бизнес, причем неважно в какой форме и в какой стране. В любом случае вам надо ответить на три вопроса:

1. Какие инвестиции в долгосрочные активы вам необходимо сделать? То есть, какое оборудование, недвижимость и нематериальные активы вам необходимы для развития бизнеса.

2. Где вы возьмете долгосрочные источники финансирования для оплаты инвестиций в эти активы? Вы можете привлечь свои собственные средства, можете воспользоваться кредитом, а можете сочетать собственный и заемный капитал.

3. Как следует управлять операционным денежным потоком? Важно соблюдать соответствие между сроками поступления и оттоком денежных средств в процессе операционной деятельности. С финансовой точки зрения проблемы с денежным потоком возникают из-за несоответствия денежных поступлений и выплат, что является предметом краткосрочного финансирования.

Любой бизнес, независимо от рода и масштабов деятельности, представляет собой систему, на входе которой имеется распределенный по времени и направлениям денежный поток на приобретение необходимых для функционирования бизнеса активов. На выходе данной системы собственник получает денежные потоки. Причем смысл функционирования данной системы заключается в том, что денежные потоки на выходе системы превышают денежные потоки на входе. Для приобретения активов привлекается как собственный, так и заемный капитал.

В крупных корпорациях финансовая деятельность тесно связана с руководителем высшего уровня, обычно вице-президентом корпорации по финансам.

Рассмотрим общую структуру управления корпорацией, прежде всего, финансовой частью (Рис. 1)

 

    Совет директоров  
       
  Председатель Совета директоров  
       
  Президент    
         
           
Вице-президент производства   Вице-президент по финансам   Вице-президент по маркетингу
             
                   
Финансовый менеджер (казначей)     Главный бухгалтер (контролер)
       
             
    Бух. учет   Налоговый учет   Управлен-ческий учет
             
         
Управление капитальными вложениями   Финансовое планирование   Управление денежными потоками   Управление займами
                                                                   

 

Рис. 1.1. Организационная схема финансового управления корпорацией

 

Вице-президент по финансам или финансовый директор руководит казначейской и бухгалтерской службами.

Вице-президент по финансам занимает одно из ведущих мест в управленческой иерархии и входит в Совет директоров корпорации. Как правило, кандидатура финансового директора утверждается Советом директоров, что подчеркивает независимость финансового директора и его ответственность перед акционерами за финансовые результаты бизнеса. Именно финансовый директор отвечает за финансовую стратегию корпорации.

Финансовый менеджер отвечает за управление денежными потоками, принимает решения о капитальных вложениях, выбирает структуру капитала, составляет финансовые планы. Главный бухгалтер выполняет функции бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

К функциям финансового менеджера относятся:

1. Управление активами;

2. Управление инвестициями;

3. Оценка и управление финансовыми рисками;

4. Оценка и управление капиталом;

5. Управление источниками привлечения капитала компании;

6. Управление денежными потоками;

7. Оптимизация налогообложения.

Во-первых, финансовый менеджер должен определить реальную потребность бизнеса в различных активах, исходя из предполагаемых объемов бизнеса, оптимизации структуры активов с позиций максимальной эффективности использования, обеспечения ликвидности, проведения соответствующей амортизационной политики.

Во-вторых, сформировать инвестиционную политику, направленную на реализацию стратегических и тактических задач бизнеса.

В-третьих, реализовать комплекс мероприятий по обеспечению финансовыми ресурсами текущей и перспективной деятельности, исходя из стратегии развития бизнеса. Они включают в себя определение совокупной потребности в капитале, определение оптимального соотношения между собственным и заемным капталом.

В-четвертых, финансовый менеджер выявляет основные риски функционирования бизнеса, оценивает их уровень и размер связанных с ними возможных потерь.

В-пятых, финансовый менеджер прогнозирует входящие и выходящие денежные потоки, синхронизирует их по величине и времени, определяет оптимальный график движения денежных потоков.

Разность между доходами и затратами корпорации выражается в форме прибыли. Именно получение прибыли является одной из задач, стоящих перед финансовым менеджером. Однако концентрация только на этой задаче может привести к негативным последствиям в будущем. Так, сокращение расходов на НИОКР, разработку и внедрение новых технологий, повышение квалификации работников и т.д. приведет к повышению прибыли в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе такие решения будут иметь негативные последствия, т.к. снизят качество товаров и услуг, снизят конкурентоспособность бизнеса, уменьшат долю на рынке, и в итоге приведут к сокращению прибыли или даже к убыткам. Таким образом, критерий прибыли не всегда позволяет финансовому менеджеру принимать правильные управленческие решения.

Кроме того, критерий прибыли не учитывает риски, связанные с ее получением, а погоня за ростом прибыли может привести к негативным последствиям. Использование прибыли как критерия принятия управленческих решений часто ориентирует финансового менеджера на краткосрочную перспективу, что не соответствует самой сущности бизнеса.

Стратегической целью бизнеса является рост благосостояния его собственников. Критерием роста благосостояния собственников в рыночной экономике является увеличение рыночной стоимости бизнеса.

Рыночная стоимость бизнеса на финансовом рынке равна сумме рыночной стоимости собственного и заемного капиталов:

V=S+B, где

V – рыночная стоимость бизнеса,

S – рыночная стоимость собственного капитала,

B - рыночная стоимость заемного капитала

Деление капитала на собственный и заемный является одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную стоимость бизнеса, поэтому одной из основных проблем корпоративных финансов является проблема поиска оптимального соотношения собственного и заемного капитала, т.е. выбор структуры капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: