Грузооборот и пропускная способность порта

Основными характеристиками порта являются его грузооборот и пропускная способность.

Грузооборотом порта называется количество груза, проходящего через причальный фронт за определенный отрезок времени (год, месяц, сутки). Плановые органы устанавливают объемы оперативного и перспективного грузооборота, причем оперативный грузооборот устанавливается на один год и является производственным заданием морскому транспортному предприятию, а перспективный устанавливается на ряд лет и характеризует тенденцию развития порта. Дополнительно различают месячный и суточный грузооборот. которые используются соответственно для месячного и суточного планирования.

Сложные навигационно-метеорологические условия; сезонность производства и транспортирование ряда грузов (например сельскохозяйственных); повышение и понижение спроса на отдельные виды продукции обуславливают неравномерность грузооборота, которая должна учитываться при определении основных элементов порта (количество причалов, объем складских помещений и т.д.).

В зависимости от назначения морских перевозок грузооборот порта различается по видам плавания: заграничное (экспорт-импорт), большой каботаж, малый каботаж.

Более существенно деление грузооборота по видам груза. Через порты перегружаются различные виды грузов; исходя из технических условий их переработки, обычно выделяют пять основных групп грузов: навалочные (уголь, руда и др.).,насыпные (зерно), генеральные (штучные), лесные и нефтеналивные.

Пропускная способность порта (отдельного района или причала) это максимальное число тонн груза, которое можно погрузить на суда и выгрузить с судов в порту за определенный период времени (год, месяц, сутки).

На пропускную способность порта влияют следующие факторы:

- параметры подходных каналов, обеспечивающих ввод и вывод судов из порта;

- число, конструкция, техническое состояние причалов;

- глубины у причалов;

- степень технического оснащения порта (число, типы, грузоподъемность перегрузочных машин и устройств);

- число, вместимость, конструкция и расположение складов;

- развитие железнодорожных путей в порту и на предпортовой железнодорожной станции и автомобильных дорог;

- род грузов, проходящих через порт;

- технология перегрузочных работ;

- обеспечение плавсредствами служебно-вспомогательного флота;

- число, состояние, конструкция и грузоподъемность средств внутрипортового транспорта;

- состояние электрохозяйства, связи, водоснабжения и т.д.;

- типы судов, посещающих порт (главные размерения, число люков, количество палуб, раскрытие трюмов, расположение машинного отделения и т.д.);

- организация перегрузочных работ в порту.

Пропускная способность порта в целом зависит от пропускной способности отдельных его элементов.

Пропускная способность причалов зависит от количества и производительности перегрузочных машин и устройств, рода грузов, типа судна. Пропускная способность складов определяется их емкостью и условием прохождения грузов через них. Пропускная способность подходных каналов зависит от ширины, глубины и допустимой скорости движения судов. Пропускная способность железнодорожных и автомобильных путей определяется количеством вагонов и автомашин, которое может быть обработано на погрузочно-разгрузочных путях. Главный определяющий элемент – причальный фронт, который является ведущим звеном.

Итак, в целом пропускная способность порта зависит от пропускной способности отдельных их элементов, поэтому пропускную способность порта оценивают по суммарной пропускной способности его перегрузочных комплексов, состоящих из причалов, складов и т.д. Для нормальной работы порта его пропускная способность должна всегда выше планируемого объема грузооборота. Если пропускная способность равна грузообороту, порт работает на пределе своих возможностей. При правильном развитии порта его пропускная способность должна расти быстрее, чем грузооборот.

Судооборот – число судов, посещающих порт за определенный промежуток времени (год, месяц), он является характеристикой, определяющей размеры некоторых основных элементов порта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: