Эксплуатационные и производственные характеристики порта

Пропускная способность причала характеризует производственную мощность причала и определяется как количество груза, которое может быть переработано на причале за единицу времени (сутки, месяц, год). Суточная пропускная способность причала (т/сут) определяется по формуле:

Рсут = 24 Dгр/ Тгр + Т всп

где: Dгр – грузоподъемность судна расчетного типа при перевозке соответствующих грузов, т;

Тгр – продолжительность грузовых операций на одном судне, час;

Твсп – средняя расчетная занятость причала вспомогательными операциями при обработке судна, час.

Время продолжительности грузовых операций Тгр определяется через грузоподъемность судна Dгр и Рс-ч, судо-часовую норму для соответствующего рода груза.

Под судо-часовой нормой понимается среднее значение массы груза определенного вида, который может быть погружен (выгружен) на судно данного типа, обслуживающего выбранное направление. Судо-часовая норма утверждается Министерством Морского Флота и отражает современное техническое оснащение портов перегрузочным оборудованием и уровень организации перегрузочных работ. Судо-часовая норма изменяется в значительных пределах: от 20-30 т/судо-час для небольших судов до 4000-6000 т/судо-ч для крупных судов. Таким образом:

 

Тгр = Dгр/Рс-ч.

 

При определении Твсп учитывают только вспомогательные операции: - оформление прихода и отхода судна;

- открытие и закрытие люков;

- швартовка и перестановка судов;

- раскрепление палубного груза и т.д.

Значение Твсп зависит от грузоподъемности судов, вида грузов, характера операций (погрузка, выгрузка) и определяется по нормам технологического проектирования морских портов.

Соответственно месячная Рмес и годовая Ргод пропускные способности причала определяются так:

 

Рмес = 30 Рсут kзан k мет

 

Ргод= nмес 30Рсут kзан kмет/ kмес;

 

где: kзан – коэффициент занятости причалов, необходимость его введения вызвана тем обстоятельством, что заход судов в порт происходит неравномерно в связи с влиянием гидрометеорологических факторов и особенностями внешнеторговых перевозок. Это обстоятельство приводит к целесообразности наличия у причального фронта некоторого запаса, что позволяет избежать возникновения очереди судов у причалов в ожидании обработки.

Численные значения kзан регламентируются нормами технологического проектирования морских портов в интервалах от 0,45 до 0,85 в зависимости от назначения причалов (для перегрузки сухогрузов, нефтеналивных грузов и т.д.);

kмет – коэффициент использования рабочего времени причала по метеоусловиям, принимается равным 0,75 – 0,95, или его можно определить по формуле:

kмет = (720 – Тмет) / 720;

где Тмет – продолжительность действия метеорологических факторов, при которых нельзя производить погрузо-разгрузочные операции, час.

 

Пропускная способность перегрузочного комплекса или порта определяется суммой пропускных способностей причалов, входящих в перегрузочный комплекс или порт.

 

Длина причального фронта. Большинство морских портов имеютпричалы разного назначения - для обработки грузовых судов, обслуживания пассажирских, стоянки служебно-вспомогательного флота, отстоя транспортных судов, ремонта и др.

Количество причалов определяется грузооборотом, пассажирооборотом и другими условиями, а длина причалов размерами судов и требованиями безопасных подхода и стоянки.

При проектировании портов число причалов и их длина определяются исходя из ожидаемого на расчетный период грузооборота и типов судов. Однако в дальнейшем в связи с непрерывным ростом грузооборота и изменением его структуры, а также увеличением размеров судов возникает время от времени необходимость в развитии и реконструкции портов. В некоторых случаях повышение пропускной способности интенсификацией перегрузочных работ, расширением складских площадей и т.п.

Однако при весьма значительном росте грузооборота возникает необходимость развития причального фронта. В связи с этим требуется определить пропускную способность причалов и необходимое число их для освоения возросшего грузооборота. Требуемое число грузовых причалов Nп определяется по отдельным районам и участкам, предназначенным для переработки определенного рода груза или грузов близких по технологии перегрузки:

Nп = Qм / 30 Рсут kзан kмет;

 

где: Qм – расчетный грузооборот в месяц наибольшей работы;

Рсут – суточная пропускная способность причала, т/сут;

kзан – коэффициент занятости причалов обработкой судов в течение месяца;

kмет – коэффициент использования рабочего времени

kмет = 720 – Тмет / 720

 

где Тмет – продолжительность действия метеорологических факторов, при которых нельзя производить погрузо-разгрузочные операции. час.,

Длина каждого причала определяется в зависимости от длины расчетного судна по формуле:

Lпр = L + d,

где Lпр – необходимая длина причала, м;

L - длина расчетного судна, м;

d - расстояние между соседними судами, м.

Зависит от длины расчетных судов и выбирается из таблицы

 

Начертание причального фронта Наибольшая длина судна, м
Более 200 200-151 150-100 Менее 100
Расстояние между судами d, м        
Расстояние между судном и концом прямолинейного участка причального фрон-та l в зависимости от расположения причалов, м

       
       
       
       

 

Для концевых причалов (первый и последний), торцевых или выносных должна учитываться величина l (расстояние от носа или кормы судна до торца причала), которое зависит также от длины судна и расположения причала.

При длине судна менее 30 метров расстояние между судами и между судном и концом причала принимается на 50 % меньшим табличным значениям.

Длина причалов портового флота устанавливается исходя из возможности швартовки их лагом.

При швартовке носом или кормой длина причала для каждого судна принимается равной его двойной ширине.

Длина причального фронта определяется суммой всех длин причальных участков: грузовых, пассажирских, портового флота, технического флота, бункеровочных, строительной базы, карантинных, судоремонтных.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: