double arrow

Техническая эксплуатация портовых сооружений

 

Положение о технической эксплуатации и формы ее организации.

Техническая эксплуатация портовых сооружений представляет собой комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих сохранение эксплуатационных характеристик сооружений в течение срока их службы. Организация технической эксплуатации портовых сооружений существенно влияет на ход и безопасность основных производственных процессов, развитие, экономику и общую культуру работы морского порта.

Основными элементами технической эксплуатации являются:

- установление режима эксплуатации сооружений и надзор за его соблюдением;

- наблюдение за сооружениями и постоянное поддержание их в образцовом техническом состоянии;

- перспективное планирование и проектирование капитального ремонта сооружений в сочетании с новым строительством;

- выполнение плановых ремонтов и модернизация сооружений в процессе капитального ремонта;

- паспортизация сооружений и составление паспорта порта.

Главными подразделениями порта, которые осуществляют техническую эксплуатацию, являются:

- отдел гидротехнических и инженерных сооружений;

- ремонтное строительное подразделение (управление, участок, группа);

- конструкторское бюро.

В дополнение к действующим правилам технической эксплуатации сооружений в каждом порту с учетом местных условий приказом утверждаются:

- обязательные постановления по порту, в котором даны разъяснения по режимам плавания, швартовки и стоянки судов, посещающих порт;

- справочник допускаемых нагрузок на причалы, грузовые склады и открытые грузовые площадки;

- инструкция по защите гидротехнических сооружений от действий льда;

- программа контрольно - инспекторских обследований портовых сооружений, утверждаемая пароходством.

За каждым портовым сооружением (или группой сооружений) приказом по порту или распоряжением начальника производственного подразделения порта должно быть закреплено должностное лицо, ответственного за состояние этого сооружения и за соблюдение установленного режима эксплуатации. Ответственность за состояние портовых сооружений в целом по порту несет главный инженер порта. Ответственность за организацию технической эксплуатации портовых сооружений возложена на начальника отдела гидротехнических и инженерных сооружений порта. Указания начальника отдела гидротехнических и инженерных сооружений порта по режиму эксплуатации портовых сооружений обязательны для всех должностных лиц, ответственных за состояние сооружений. Ответственность каждого работника устанавливается должностной инструкцией.

Для каждой службы в порту разработаны положения, утверждаемые начальником порта, в которых устанавливаются объемы работ и ответственность служб по обеспечению исправного действия портовых сооружений, водопровода и канализации, теплоснабжения и вентиляции, связи и сигнализации и других инженерных систем.

Каждая служба в порту должна иметь паспорта на сооружения по своему заведованию и своевременно вносить изменения в паспорт. Паспорт сооружения - документ, в котором отражаются вопросы, характеризующие мощность сооружения, виды проведенных модернизаций и ремонтов, состояние сооружения на данный момент и допустимые режимы использования сооружения в дальнейшем. Ежегодно паспорта должны корректироваться на основе данных наблюдений за состоянием сооружений.

Начальник грузового (пассажирского) района, перегрузочного комплекса несет ответственность за правильное использование, надлежащее содержание и соблюдение установленного режима эксплуатации всех портовых сооружений, расположенных на территории района, комплекса, а также за своевременное сообщение главному инженеру порта или начальнику отдела гидротехнических и инженерных сооружений об обнаруженных повреждениях и дефектах, которые не могут быть устранены силами производственно-перегрузочного комплекса (ППК).

 

Техническая эксплуатация гидротехнических сооружений порта.

Режим эксплуатации портовых гидротехнических сооружений регламентируется специальными Правилами технической эксплуатации, направленными на обеспечение нормального использования сооружений и удлинения срока их службы.

Для обеспечения нормального и технически обоснованного режима эксплуатации гидротехнических сооружений должны строго выполняться и соблюдаться следующие основные требования:

1. Нагрузки на причальные сооружения не должны превышать допускаемые, установленные для данного сооружения.

2. У причалов и на подходах к ним должны поддерживаться проектные глубины.

3. При подходах и отходах судов, а также при выполнении ими швартовных операций должны соблюдаться обязательные правила.

4. На причальных сооружениях должны постоянно поддерживаться в исправном состоянии швартовные и отбойные устройства, надводные и подводные части сооружений, покрытия, инженерные сети и т.п.

5. На причалах должны быть закреплены границы разных глубин и зон с различными допускаемыми нагрузками.

6. В портах, расположенных в климатических районах с большим выпадением осадков и частыми ливнями, должно быть организовано систематическое наблюдение за положением уровня грунтовых вод, за береговым укреплением, состоянием поверхностных и глубинных водоотводов.

7. Во избежание оградительных и берегоукрепительных сооружений судами флота для каждого сооружения должны быть установлены и отмечены знаками на месте прилегающие к этим сооружениям зоны, запретные для плавания и бросание якорей.

При складировании грузов должны приниматься предохранительные меры защиты элементов конструкций против повреждений, деформации и перегрузки. Так, например, во избежания повреждения или продавливания деревянного настила, тонких железобетонных плит ростверка, цементнобетонных и асфальтобетонных покрытий грузы необходимо укладывать на специальные настилы и подкладки, а грузы, вредно влияющие на материал сооружения, в неисправной таре и насыпью (жиры, масло, мазут и др. – для асфальтобетонных покрытий, химические грузы- для бетонных конструкций и покрытий) следует складировать только в определенных местах, применяя специальные меры защиты. При складировании грузов должны соблюдаться противопожарные нормы.

Металлические элементы в подводной части сооружений (крепления причальных тумб, отбойных рам и др.) необходимо регулярно окрашивать водостойкими красками.

В течение зимнего периода сооружения должны оберегаться от вредного воздействия льда путем систематического его окалывания.

Скорость и угол подхода судов к сооружениям по каждому порту устанавливаются в соответствии с указаниями СН-144-60.

На акватории порта возведение или установка каких-либо устройств, стесняющих движение судов, а также засорение акватории порта не допускаются. Навигационная обстановка на акватории, каналах и подходах к порту должна постоянно содержаться в исправном состоянии.

Предельная осадка и скорость движения судов на различных частях акватории и по каналам устанавливается приказом по порту.

Инженерное обслуживание гидротехнических сооружений порта и акватории заключается в постоянном наблюдении за их состоянием. Наблюдения складываются из повседневного технического осмотра, регулярных контрольных осмотров, контрольно-инспекторских и внеочередных обследований.

Повседневный контроль над сооружениями осуществляется техническим персоналом порта в процессе эксплуатации сооружения. Периодические надводные и подводные осмотры сооружений производятся силами технического персонала порта при участии водолазов. Контрольно- инспекторские обследования имеют цель путем тщательной и всесторонней инструментальной проверки определить техническое состояние сооружений (надводных и подводных частей, конструктивных элементов и материалов сооружений), обнаружить причины, взвывшие разрушения, а также установить необходимые мероприятия для обеспечения нормальной работы сооружений. Внеочередные обследования сооружений производятся в случаях повреждений, нанесенных волнением, ливнями, льдом, судами и т.д., а также при появлении признаков деформации.

Результаты всех осмотров и обследований сооружений фиксируются в специальных документах (журналах, актах) и прикладываются к техническому паспорту освидетельствованного сооружения.

 

Техническая эксплуатация портовых складов и других береговых зданий и сооружений.

Для различных конструкций крытых и открытых складов устанавливаются допустимые удельные нагрузки и высота штабелей основных складируемых грузов с учетом противопожарных норм и правил техники безопасности. Размеры штабелей в плане ограничиваются эксплуатационными условиями и зависят от способов погрузочно-транспортных операций на складе.

На угольных портовых складах должны быть осуществлены специальные меры предотвращения самонагревания и самовозгорания угля.

Все складские помещения и открытые складские площадки должны быть незатопляемыми, для чего осуществляются мероприятия по водоотводу от складов грунтовых и поверхностных вод путем устройства дренажей, водосточных канав и т.п.

При складировании грузов должны быть приняты меры против повреждения покрытий складских площадей самим грузом либо средствами механизации.

Складирование грузов, вредно влияющих на материал конструктивного элемента или покрытия складских площадей и помещений, категорически воспрещается без принятия соответствующих мер по защите этих покрытий.

Требования, предъявляемые к эксплуатации промышленных, административно-хозяйственных и бытовых зданий, должны соответствовать общим правилам технической эксплуатации гражданских и промышленных зданий.

Техническая эксплуатация инженерных коммуникаций (линии водопровода, канализации, связи и электроснабжения и др.), а также вспомогательного оборудования (санитарного, противопожарного и др.) должна проводиться в соответствии с действующими правилами технической эксплуатации для промышленных предприятий, а также указаниями специализированных управлений по водопроводу и канализации, энергосистеме, пожарной охране и т.п.

Ответственность за исправное техническое состояние коммуникаций и оборудования несут соответствующие подразделения управления порта – электротехнический отдел, отдел связи, санитарно-техническая группа, противопожарная охрана и др.

Ливневая канализационная сеть и водоотводящие устройства на территории порта должны всегда быть в полной исправности и регулярно очищаться от мусора, льда и снега. Смотровые колодцы требуется постоянно содержать доступными для осмотра и не заваливать грузом. Коллекторы для трубопроводов, электрических кабелей, кабелей связи и других коммуникаций следует систематически обследовать, очищать их от мусора, льда и снега и сохранять в полной исправности и чистоте. В пределах поверхностных ливнестоков и водоотводящих устройств запрещается складирование цемента насыпью и в непрочной упаковке, а также других навалочных грузов, засоряющих эти устройства.

Запрещается заваливать грузом пожарные гидранты, подходы и проезды к ним.

В холодное время года пожарные гидранты, водоразборные колодцы необходимо регулярно очищать от льда и снега, а при необходимости утеплять как сами разборные устройства, так и трубопроводы, подверженные обмерзанию.

Работы по вскрытию инженерных сетей и коммуникаций на территории портов можно производить с разрешения главного инженера порта.

Утечка воды из водопроводной сети порта (магистральных или разводящих трубопроводов) может привести к авариям гидротехнических сооружений, поэтому следует весьма тщательно следить за исправностью системы водоснабжения порта.

Система водоснабжения порта должна удовлетворять следующим требованиям:

- трубы магистралей и разводящей сети, а также их стыковые соединения должны быть плотны и прочны;

- стенки труб изнутри надо систематически освобождать от осадков, наростов, суживающих поперечное сечение труб, уменьшающих пропускную способность сети и влияющих на сохранность трубопровода;

- оборудование сети – задвижки, пожарные краны и гидранты, водоразборные колонки и пр. должны находиться в исправном состоянии и быть готовыми к немедленному использованию;

- водопроводная сеть должна быть обеспечена соответствующим надзором, а также материальными средствами и штатом для быстрой ликвидации повреждений.

Наружный осмотр портовой канализационной сети (самотечных и напорных участков, колодцев, выпусков и т.п.) должен производиться не реже одного раза в месяц. Технический осмотр необходимо выполнять не реже, чем два раза в год.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: