Машины периодического действия

Портальный кран. Портальные краны являются основным перегрузочным оборудованием морских портов. Они выполняют наиболее трудоемкую часть грузового процесса – передачу грузов с судна на берег и обратно, используются для загрузки – разгрузки ЖД вагонов, автомашин и для обслуживания складов. Эти краны широко применяются для переработки по существу всех сухогрузов. При массовых потоках навалочных грузов применяют специализированные перегрузочные установки. Однако их сравнительно немного, поэтому портальные краны широко применяют в портах и для навалочных грузов.

 

 

Порт Каллонлахти (Г.Пори, Финляндия)

 

В перспективе развития морских портов портальные краны остаются главным видом оборудования. Портальный кран (рис.) представляет собой полноповоротный стреловой кран, установленный на высоком металлическом основании – портале, который служит для размещения крана на высоте, достаточной для обработки высокобортных судов и вагонов. В то же время благодаря ЖД путям порталом экономится портовая территория при этом кран и ЖД пути максимально приближаются к причалу (борту судна). Портал може передвигаться по подкрановым рельсам вдоль причала (судна, склада).

 
 

Портальный кран с гибкой оттяжкой

1 – портал; 2 – балансирные тележки; 3 – верхний узел портала; 4 – поворотная рама; 5 – кабина; 6 – стрела; 7 – оттяжка; 8 – каркас; 9 – противовес; 10 – кабина; 11 – неподвижный противовес; 12 – шатун

 

В зависимости от числа ЖД путей порталы бывают двухпутные и трехпутные, реже однопутные. Пролет портала должен обеспечивать безопасный проход ЖД составов в соответствии с их габаритами.

В российских портах существует стандартная колея портальных кранов (т.е. расстояние между осями подкрановых рельсов): 6 м для однопутного, 10,5 м для двухпутного портала и 15,3 м для трехпутного.

Иногда портал заменяется полупорталом, у которого береговая сторона не имеет «ног», и прикрепленные непосредственно к пролетному строению ходовые колеса опираются на рельс, уложенные на стену склада или эстакаду. Это экономит место на причале и упрощает конструкцию крана.

Наибольшее распространение получили четырехопорные (четырехногие) порталы и полупорталы. Три опоры позволяют применять рельсы с малыми радиусами кривизны (в плане), тогда как для четырехопорного портала требуются прямолинейные пути. В то же время при одинаковых размерах колеи и базы устойчивость четырехопорного портала больше. Что имеет решающее значение. Портал передвигается по рельсам, уложенным на железобетонном или свайном основании, посредством ходовых тележек.

Поворотная часть крана (собственно кран) состоит из колонны или поворотной платформы с металлическим пространственным каркасом, к которому присоединяется стреловое устройство. В поворотной части размещены механизмы подъема, поворота, изменения вылета стрелы.

Пост управления часто выносится в отдельную кабину, которая иногда делается выдвижной для обеспечения крановщику хорошего обзора зоны производства работ.

Портальный кран отличается маневренностью и высокой производительностью, является универсальным средством для работы с сыпучими и штучными грузами.

Мостовой кран. Мостовые краны находят широкое применение на портовых складах крытого и открытого хранения груза, не занимают территорию склада крановыми путями и не требуют места для маневров.

 
 

Мостовой кран и крановая тележка

На верху ферм 1 уложены рельсы 12, по которым передвигается вдоль моста крановая тележка 5, которая при большой грузоподъемности имеет малый (а) и большой (б) крюки. Крановщик помещается в кабине 7, подвешенной к мосту. Для выхода наверх к крановой тележке имеется трап 8 и люк 10. Настил 13 моста огражден поручнями 4. Торцы балок 6 иногда снабжаются буферами 2 для смягчения толчков об упоры в конце пути.

Мостовые краны обладают тремя рабочими движениями: подъем, передвижение вдоль моста и передвижение самого моста. Основу крана составляют две решетчатые или сплошностенчатые фермы 1(рис.), соединенные в мост боковыми балками 6, которые передают нагрузку на подкрановые рельсы и эстакаду или стену 9 посредством ходовых колес 3, получающих привод от вала 11. Таким образом мост передвигается вдоль цеха или склада.

 

При мостовых кранах складская площадь используется эффективнее, так как они не требуют проходов, необходимых при наземных перегрузочных машинах. Недостатки крана, применяющегося в закрытом складе – необходимость завоза груза в зону действия крана и повышенная строительная стоимость здания.

Основные параметры электрических мостовых кранов: скорость подъема при работе крюком до 20-25 м/мин, грейфером – до 50 м/мин, скорость крановой тележки соответственно до 40 и 60 м/мин, моста – 40-125 м/мин. Грузоподъемность от 3 до 350 тс.

При малых грузоподъемностях (менее 5 тонн) применяется простейшая разновидность мостового крана – кран-балка, которая имеет электрический привод. Кран-балка представляет собой обычно двутавровую балку (с двумя боковыми балками), перемещающуюся на четырех колесах по подкрановому рельсу. По нижним полкам двутавра двигается тельфер, представляющий собой электрическую таль на небольших колесах. Управляются кран-балки с пола.

 

Мостовой кран-штабелер.

С целью повышения производительности труда, большего использования площади крытых складов, а также обеспечения свободного доступа к грузу для механизации складских работ применяются краны-штабелеры, сочетающие в себе свойства мостовых кранов и вилочных погрузчиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: