Состав сооружений магистральных газонефтепроводов

В соответствии со СНиП к магистральным газонефтепрово­дам относят трубопроводы и ответвления (отводы) от них диа­метром до 1420 мм с избыточным давлением транспортируемого продукта не более 10 МПа, предназначенные для транспорти­ровки:

природного или попутного нефтяного углеводородного газа из районов добычи (от головных КС) до ГРС городов и насе­ленных пунктов;

сжиженных углеводородных газов с упругостью насыщенных паров не более 1,6 МПа при температуре 45°С с мест произ­водства (заводов) до мест потребления (перевалочные базы, пункты налива, промышленные и сельскохозяйственные пред­приятия, порты, ГРС, пусковые базы); 12


Рис. 3. Схема магистрального газопровода:

/ — газовая скважина со «шлейфом»; 2 — газосборный пункт; 3 — газопромысловый котектор- 4 — головные сооружения; 5 — ГКС; 6 — магистральный газопровод; 7 — запорная 'арматура; 8 — промежуточная КС; 9, 11, 13 — переходы соответственно че­рез малую преграду, дорогу и крупную водную преграду; 10 — линия связи; 12 — ава­рийный запас труб; 14 — вдольтрассовая дорога с подъездами; 15, 26 — ГРС; 16 — от­вод от газопровода- 17 — защитное сооружение; 18 — система ЭХЗ; 19 — ЛЭП; 20 — ПХГ- 21 — КС ПХГ- 22 — водосборник; 23 — дом линейного ремонтера-связиста; 24 — лупи'нг; 25 — вертолетная площадка; 27— ГРП; 28 — городские газовые сети

нефти из районов добычи (от головных перекачивающих НС) до мест потребления (нефтебазы, перевалочные базы, нефте­перерабатывающие заводы (НПЗ) или нефтехимические комп­лексы, пункты налива, отдельные промышленные предприятия и порты);

нефтепродуктов от мест производства (НПЗ или нефтехими­ческие комплексы) до мест потребления (нефтебазы, перевалоч­ные базы, пункты налива, отдельные промышленные предприя­тия и порты);

товарной продукции в пределах головных и промежуточных КС, нефте- и нефтепродуктоперекачивающих НС, станций под­земного хранения газа, ГРС, замерных пунктов.

Аналогично определяют магистральные водо-, конденсато-и аммиакопроводы.

В состав подземного магистрального газопровода входят линейная часть и наземные объекты (рис. 3).

На промысле газ от скважин под действием пластового дав­ления по сборным индивидуальным газопроводам («шлейфам») поступает на газосборные пункты, где осуществляют первичный замер его, а при необходимости и редуцирование. От газосбор­ных пунктов газ поступает в промысловый газосборный коллек­тор и по нему на головные сооружения (установку комплексной подготовки газа — УКПГ), где проводят его очистку, осушку, вторичный замер и доведение до товарной кондиции. На голов­ной КС газ компримируется до номинального рабочего давле­ния (как правило, до 7,5 МПа). Затем он поступает в линейную часть магистрального газопровода.

К линейной части магистрального газопровода относят соб­ственно магистральный газопровод с линейной арматурой, пере­ходами через естественные и искусственные преграды, линиями технологической связи и электропередачи, вдольтрассовыми и подъездными дорогами, защитными сооружениями, отводами




 


 


к промежуточным потребителям, водо- и конденсатосборниками и другими узлами, системой электрохимической защиты; лу-пинги, аварийный запас труб, вертолетные площадки и дома линейных ремонтеров-связистов.

В состав наземных объектов магистрального газопровода входят КС, ГРС и АРП. Основные сооружения КС — компрес­сорный цех, ремонтно-эксплуатационный и служебно-эксплуата-ционные блоки, площадка с пылеуловителями, градирня, резер­вуар для воды, масляное хозяйство, установки охлаждения газа и др. При КС, как правило, сооружают жилой поселок. Голов­ные сооружения и головная КС часто представляют собой еди­ный площадочный комплекс. КС отстоят друг от друга на рас­стоянии примерно 125 км.

Газ, поступающий на ГРС, дополнительно обезвоживается, очищается, редуцируется (до 1,2 МПа), одоризуется, замеряется и распределяется по трубопроводам отдельных потребителей или групп их.

Подземные хранилища газа (с КС или без них) предназна­чены для регулирования сезонной неравномерности потребления газа (летом газ в них накапливается, а зимой подается потре­бителям). Подземные хранилища газа сооружают вблизи круп­ных городов и промышленных центров. Обычно газ закачивают в водоносные горизонты пористых пород, выработанные нефтя­ные и газовые месторождения или в специально разработанные (вымытые) хранилища в соляных отложениях значительной мощности.

В состав сооружений магистрального нефтепровода входят объекты, приведенные на рис. 4.

Нефть от скважин по индивидуальным нефтепроводам посту­пает на нефтесборные пункты, а оттуда по нефтесборным трубо­проводам на головные сооружения — установку комплексной подготовки нефти (УКПН), где осуществляют отстой, обезвожи- 14


вание, отделение попутного газа, сероочистку и другие опера­ции. Отсюда нефть подают на головную НС, а затем в магист­ральный нефтепровод. Промежуточными НС нефть перекачива­ется до конечной НС, а затем потребителю. Система законтур­ного (внутриконтурного) заводнения обеспечивает поддержание пластового давления, повышение дебита скважин и нефтеотдачи пластов.

Структурно-объектный состав магистрального нефтепродукто-провода аналогичен составу нефтепровода. Отличительная осо­бенность его — меньший диаметр труб и большее число отводов к нефтебазам.

Магистральные газопроводы подразделяют на следующие классы: I — номинальное рабочее давление (на выходе из КС) от 2,5 до 10 (включительно) МПа, II — то же, от 1,2 до 2,5 (включительно) МПа; магистральные нефте- и нефтепродукто-проводы — I — условный диаметр труб 1000—1400 мм, II — то же, 500—1000 мм, III —то же, 300 — 500 мм, IV —менее 300 мм.

Категория магистральных трубопроводов и их участков за­висит от коэффициента условий работы при расчете магистраль­ного трубопровода на прочность и определяет число монтажных сварных стыков трубопровода, подлежащих контролю физиче­скими методами (в % от их общего числа), а также давление предварительного гидравлического испытания трубопровода до сдачи его в эксплуатацию (табл. 1).

Магистральные газопроводы, имеющие условный диаметр труб 1200 мм и более, и магистральные нефте- и нефтепродукто-проводы, имеющие условный диаметр труб 700 мм и более, отне­сены к III категории; соответственно менее 1200 и 700 мм — к IV категории.

Категории участков магистральных газопроводов, нефте- и нефтепродуктопроводов определены в зависимости от их конст­руктивного решения (подземные, наземные, надземные) и нали-


чия на них переходов через водные преграды, болота, железные и автомобильные дороги, селевые потоки, конуса выносов и солончаковые грунты, овраги, балки, рвы.

ПРОЕКТНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ

Магистральный трубопровод проектируют на основе технико-экономического обоснования (ТЭО), подтверждающего народно­хозяйственную необходимость и экономическую целесообраз­ность строительства. ТЭО разрабатывает головная (генподряд-ная) проектная организация (институт) министерства-заказчика в соответствии с действующими общесоюзными указаниями о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономи­ческих обоснований проектирования и строительства предприя­тий, зданий и сооружений.

Проект магистрального трубопровода должен обеспечивать передовые технический и технологический уровни транспорти­ровки продукта; наиболее совершенную систему организации управления трубопроводом при эксплуатации; рациональное ис­пользование общественного труда, материальных, денежных и других ресурсов; высокую экономическую эффективность линей­ной части и наземных объектов (КС и НС); низкую себестои­мость транспортируемого продукта; соответствие условий труда современным требованиям, а также предусматривать применение новейшего оборудования (компрессоров, насосов и др.), прогрес­сивной технологии строительных и монтажных работ, автомати­зированных систем эксплуатации трубопровода и т. п.

Организации, проектирующие магистральные трубопроводы, должны руководствоваться:

законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, постановлениями Правительства СССР и другими зако­нодательными и нормативными актами по вопросам проектиро­вания для капитального строительства;

документами по основным техническим направлениям в про­ектировании предприятий нефтяной и газовой промышленности;

нормами технологического проектирования, строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями и указаниями по проектированию и строительству, техническими правилами и другими нормативными документами по проектированию и строи­тельству;

каталогами индустриальных строительных изделий и типо­вых проектов для применения в строительстве;

стандартами на строительные материалы, детали, конструк­ции, изделия и т. п.;

сметными нормами и прейскурантами для определения смет­ной стоимости строительства;

информацией о новом технологическом и вспомогательном оборудовании, новых строительных материалах, изделиях, кон­струкциях и т. п.; 16


документами по научной организации и охране труда, управ­лению предприятиями нефтяной и газовой промышленности, ох­ране окружающей среды и др.

В тех случаях, когда строительство и ввод в эксплуатацию магистрального трубопровода проектом предусматриваются по очередям (пусковым комплексам), эти очереди должны быть определены в технологической и других частях технорабочего проекта.

Задание на проектирование составляет организация — заказ­чик проекта в соответствии с решениями и технико-экономичес­кими показателями, принятыми в ТЭО. Оно включает в себя следующие основные разделы:

основание для проектирования (перечень документов);

вид строительства (новая трасса, последующая нитка);

районы строительства (местопрохождение трассы трубопро­вода, размещение КС и НС, отводов, ГРС, перемычек, лупингов и т. д.).

объемы транспортировки продукта (газа, нефти, нефтепро­дуктов) с указанием потребителей по очередям строительства, годам, на перспективу;

характеристика транспортируемого продукта по отдельным месторождениям, мероприятия по подготовке продукта к транс­портировке;

требования по охране окружающей среды;

применение автоматизированных систем управления магист­ральным трубопроводом;

учет технических решений заинтересованных в строительстве трубопровода организаций и предприятий;

данные для проектирования объектов жилищного и культур­но-бытового строительства;

объем капитальных вложений и основные технико-экономи­ческие показатели по очередям строительства;

сроки строительства;

генеральный подрядчик;

рекомендации по линии связи, энерго- и водоснабжению, ре-монтно-эксплуатационным пунктам и АРП, выбору площадок для КС или НС;

сроки проектирования;

наличие соответствующих согласований.

Состав и содержанке задания на проектирование магистраль­ного трубопровода можно дополнять исходя из особенностей технологии транспортировки продукта и природно-климатичес­ких условий строительства.

Вместе с заданием на проектирование заказчик передает генеральной проектной организации утвержденный акт о выборе генерального направления трассы трубопровода с соответствую­щими согласованиями, материалы по проведенным инженерным изысканиям, сведения о существующих в полосе строительства йпгт11д и '■'"«тму»иуяттнду, данные по трубам, оборудованию, отчеты по выполненным научно-исследователь­ским работам и др.

Проектирование магистрального трубопровода осуществляют в две стадии. Сначала разрабатывают, а затем составляют тех-норабочий проект и рабочие чертежи. Технорабочий проект включает в себя:

общую пояснительную записку (краткое содержание проекта);

технико-экономическую часть (показатели, расчеты эффек­тивности);

генеральный план трубопровода, план транспорта и рекуль­тивации земель;

технологию транспортировки продукта;

организацию труда и системы управления трубопрово­дами;

организацию строительства;

сметную часть (сводная смета на строительство);

жилищно-гражданское строительство;

специальную часть (заказные спецификации, ведомости по укрупненной номенклатуре и др.).

Технорабочие проекты до их утверждения подвергают экс­пертизе в установленном порядке. Проектные организации по поручению заказчика обязаны защищать разработанный ими проект в утверждающих инстанциях.

Рабочие чертежи линейной части трубопровода включают в себя перечень действующих чертежей; укрупненную техноло­гическую схему трассы; рабочие чертежи линейных сооружений, переходов трубопровода через крупные водные преграды.

Рабочие чертежи наземных объектов (КС и.НС) магистраль­ного трубопровода содержат:

перечень действующих чертежей;

генеральный план с подземными и надземными коммуника­циями, внутриплощадочными дорогами, элементами благоуст­ройства и озеленения территории станции;

строительные рабочие чертежи, в том числе чертежи метал­лических конструкций — в соответствии с временной инструк­цией о составе и оформлении строительных рабочих чертежей и сооружений;

деталировочные чертежи металлических конструкций, техно­логических трубопроводов и воздуховодов, которые разрабаты­вают соответственно заводы-изготовители и монтажные органи­зации;

рабочие чертежи типовых и повторно применяемых индиви­дуальных экономических проектов зданий и сооружений, при­вязанные к площадке строительства станции;

чертежи установки (планы и разрезы) технологического (на­сосы, газовые турбины, нагнетатели, электродвигатели и др.), транспортного, энергетического и другого оборудования и свя­занных с ним коммуникаций, конструкций, устройств, схемы технологических трубопроводов с чертежа-ми-тепловой изоляции,

18 С-4 *


разработанные в соответствии с инструкциями о составе и оформлении технологических рабочих чертежей, утверждаемые министерствами-заказчиками (Мингазпром, Миннефтепром) в установленном порядке;

чертежи сооружений и устройств, связанных с охраной труда и охраной окружающей среды;

чертежи (планы, разрезы, профили трасс, схемы) сетей и устройств электроснабжения и электроосвещения, автоматиза­ции процесса перекачки продукта, связи и сигнализации, радио­фикации и других сетей и устройств, разработанные в соответ­ствии с инструкциями о составе и оформлении рабочих чертежей по специальным видам работ;

чертежи общих видов нестандартных (нетиповых) техноло­гических, энергетических устройств, элементов, узлов и конст­рукций, а также нестандартизированного оборудования (кроме нестандартизированных машин и оборудования, подлежащих изготовлению по разовым заказам) в объеме, необходимом для составления технического задания на разработку указанной про­дукции в порядке, установленном государственным стандартом;

перечни примененных стандартов, нормалей и чертежей типо­вых конструкций, элементов и узлов, составленные к каждому основному комплексу чертежей в порядке, который устанавли­вают инструкции, утверждаемые министерствами-заказчиками;

ведомости объемов строительных и монтажных работ, состав­ленные по номенклатуре сметных нормативов;

уточненные ведомости потребности в конструкциях, изделиях и материалах для строительства, составленные на основе про­екта и действующих сметных норм;

паспорта проектов зданий, сооружений, составленные по установленной форме.

Рабочие чертежи в установленном генподрядным договором числе экземпляров должны быть переданы заказчиком (ДСТ) генеральному подрядчику не менее чем за 2 мес до начала строительства как линейной части, так и наземных объектов магистрального трубопровода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: