И НАСОСОВ
МОНТАЖ ПОРШНЕВЫХ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ
На магистральных газопроводах наряду с центробежными при
меняют поршневые газоперекачивающие агрегаты (ПГПА),
называемые также газомотокомпрессорами. Ими оснащают КС,
производительность которых не превышает 5 млрд. м3/год, стан
ции подземного хранения газа, дожимные компрессорные стан
ции • Т7~
Современные ПГПА поставляют на строящиеся КС укрупненными блоками (рамы или станины с коленчатыми валами, блоки цилиндров и др.), а агрегаты вспомогательного оборудования— в собранном виде. По этой причине технология монтажа ПГПА отличается от технологии монтажа другого оборудования. Монтируют ПГПА в такой последовательности: раму устанавливают на принятый по акту фундамент; проверяют качество укладки коленчатого вала; устанавливают маховики; монтируют цилиндры и шатунно-поршневую группу, технологические системы агрегата.
После подготовки фундамента на него ставят раму на прочных деревянных подкладках. Расстояние между поверхностями фундамента и нижней части рамы должно быть не менее 400 мм. Это позволяет очищать и осматривать ее. После очистки
|
|
раму подвергают гидравлическому испытанию, заполняя керосином картер до рабочего уровня масла. Время выдержки при испытании 10—24 ч. Течь и потение рамы недопустимы.
Выдержавшую гидравлическое испытание раму опускают на проектную отметку и устанавливают на металлические про* кладки или специальные домкраты, которые сначала располагают на деревянных прокладках, а затем в специальных нишах фундамента, предусмотренных проектом.
Рамы выверяют на нивелировочных болтах, специальных клиньях или плоскопараллельных металлических прокладках. Проверяют соответствие главных осей фундамента и рамы. Отклонение от проектных отметок не должно превышать ±30 мм. Помимо этого определяют горизонтальность рамы по оси коленчатого вала и ходу поршней. Уклон рамы вдоль оси вала проверяют слесарным уровнем (цена деления 0,05—0,1 мм на 1 м длины), а по ходу поршней—-рамным уровнем. Отклонение осей рамы от горизонтальности по оси вала может составлять до 0,1 мм, а по ходу поршней — до 0,2 мм на 1 м длины. Убедившись в том, что рама установлена в допустимых пределах, приступают к подливке ее раствором.
Коленчатые валы поступают к месту монтажа уложенными в подшипниках фундаментных рам. Состояние и качество их укладки, а также состояние рамных (коренных) подшипников после транспортировки и установки рамы на фундамент проверяют в обязательном порядке.
При укладке коленчатых валов проверяют (при необходимости пригоняют) вкладыши рамных подшипников по постелям фундаментной рамы и крышкам подшипников; пригоняют баббитовую заливку вкладышей по коренным шейкам вала; проверяют (при необходимости выравнивают) ось вала; устанавливают необходимые диаметральные монтажные зазоры между коренными шейками вала и вкладышами подшипников. Положение коленчатого вала в подшипниках в значительной степени зависит от качества подгонки вкладышей. Вкладыш на постели должен быть уложен так, чтобы все точки его поверхности плотно соприкасались со всеми точками поверхности постели. Это достигается индивидуальной подгонкой, шабрением с последующей проверкой по краске. Вкладыш считается подогнанным к постели, если контактная поверхность после проверки по краске на постели закрашена не менее чем на 60—65 %, а пятна распределены равномерно. Зазор у торцов разъема должен быть не более 0,05—0,07 мм на длине не более 1/10 полуокружности вкладыша с каждой стороны. Если вкладыш ке отвечает этим требованиям, то его следует заменить.
|
|
Параллельно с подгонкой подшипников проверяют положение коленчатого вала. Горизонтальность оси вала определяют с помощью стрел и отвесов (рис. 62), а также уровнем (рис.63). Непараллельность оси вала к поверхности рамы не должна превышать 0,1 мм на 1 м длины. Положение коленчатого вала
6* 163
характеризуется двумя основными показателями: прилеганием всех коренных шеек к нижним вкладышам подшипников и расхождением щек коленчатого вала при проворачивании его на 360°, которое характеризует величину излома оси вала. Расхождение щек проверяют на каждом кривошипе специальным приспособлением при проворачивании вала вручную через каждые 90° (рис. 64). Допускаемое расхождение щек вала Р зависит от хода поршня 5 и не должно превышать следующих величин: монтажный допуск для новых агрегатов
1 5
Р __
то же, после ремонта
10 ' 1000 '
•оезопасныи допуск при эксплуатации
р=^ 5_.
6 ' 1000 ' запретный допуск при эксплуатации
Р= ^ 5_.
3 ' 1000
Причины, вызывающие искривление оси вала, и методы ее выравнивания приведены в табл. 22.
Таблица 22
Причины искривления |
Методы выравнивания оси вала
Неправильная укладка вала во время монтажа: смещена ось одного или группы.рамных подшипников |
Определить по диаграмме расхождения щек и приведенной оси вала, рамный подшипник или группу подшипников, влияющих на излом оси вала; подогнать их в соответствии с техническими условиями
остаточная деформация вала Разрушение I* (выплавка, выкрашивание) антифрикционного сплава на одном или нескольких рамных подшипникам Чрезмерная выработка одного вкладыша Чрезмерная выработка или разрушение упорного подшипника^ Смещение выносного подшипника Чрезмерный износ; коренных шеек зала (эллипсность, конусность) |
Правка вала (выравнивание оси) Перезаливка вкладышей подшипника, расточка под необходимый размер и подгонка по коренным шейкам вала
Заменить вкладыш новым и подточить по шейке вала
Заменить вкладыш упорного подшипника новым и подогнать по шейке вала и зазорам
Переустановить выносной подшипник Устранить эллипсность, конусность коренных шеек вала, подогнать рамовые подшипники
Затем приступают к монтажу маховика. При установке маховиков проверяют плотность прилегания контактных поверхностей маховика и вала в местах их присоединения, радиальное и осевое биение маховика. Плотности прилегания проверяют «покраске» или щупом. В места посадки пластинка щупа толщиной 0,05 мм не должна проходить. При проверке «по краске» контактные поверхности должны быть равномерно покрыты пятнами краски. При посадке маховика на конус вала не должно быть участков без пятен по всей длине-конуса шириной 5—8 мм. В случае плохого прилегания контактные поверхности необходимо пришабрить.
|
|
Биение маховика (рис. 65) проверяют с помощью линейного индикатора часового типа с точностью измерения 0,01 мм при проворачивании вала вручную без толчков и ударов. Биение-маховика не должно превышать следующих величин.