Аварии на магистральных газонефтепроводах и способы их ликвидации

ПРИЧИНЫ И ВИДЫ РАЗРУШЕНИЙ НА ГАЗОНЕФТЕПРОВОДАХ

Появление повреждений на трубопроводе приводит к наруше­нию режима его работы, возникновению утечек, а также создает большую опасность для людей и объектов, расположенных в не­посредственной близости от трассы, может нанести серьезный ущерб окружающей природе.

Причины разрушения трубопроводов различные, назовем основные из них.

1. Нарушение требований технологии и государственных
стандартов в процессе производства труб. В результате этого
снижается качество труб, ухудшаются упругие свойства ме­
талла. При калибровке и правке труб возможна вытяжка, пре­
вышающая допустимые нормы, что может привести к появле­
нию трещин и разрушению труб в процессе испытания и экс­
плуатации.

2. Отклонения от норм проектирования и строительства тру­
бопроводов. Некачественное выполнение работ при транспорти­
ровке труб и развозке их по трассе, сварке, укладке трубопро­
вода в траншею, противокоррозионной защите ведет к повреж­
дениям и различным дефектам. Во время развозки и монтажа
могут появиться дефекты стенок в виде вмятин и царапин,


произойти смятие концевых участков труб при перетаскивании их волоком. Результат некачественной сварки — дефекты свар­ных швов. Низкое качество изоляции снижает эффективность электрозащиты и увеличивает опасность быстрого коррозион­ного разрушения стенок труб. Нередко трубы разрушаются из-за их перенапряжения, обусловленного отступлениями от проектных решений или их ошибочности (например, разруше­ния из-за искривления трубопровода в вертикальной и гори­зонтальной плоскостях, вплоть до образования гофр, превы­шающего предусмотренное проектом, недоучет продольных сил в трубах и продольных перемещений и т. п.).

3. Несоблюдение правил эксплуатации трубопроводов. Нару­
шение режима работы трубопровода может привести к чрез­
мерному повышению давления; неправильное перекрытие запор­
ных устройств — вызвать гидравлический удар и резко изменить
давление в трубопроводе, обнажение отдельных участков тру­
бопровода в зимнее время, низкие температуры воздуха и
почвы — привести к резкому охлаждению его, ведущему к раз­
рыву наиболее слабых стыков вследствие их растяжения; не­
надежная защита трубопровода от коррозии — обусловить быст­
рое разрушение стенок труб.

4. Влияние природных явлений. Сейсмические колебания
почв, обвалы и оползни грунта могут вызвать разрушение тру­
бопровода.

Во время испытаний и в процессе эксплуатации трубопрово­дов большая часть разрывов и аварий происходит в результате развития микротрещин и усталостного напряжения металла. Источником появления микротрещин может послужить любая из перечисленных причин или их комбинация.

Вид повреждения зависит от характера и места его появле­ния: сквозные отверстия (свищи), трещины или щели, частич­ный или полный разрыв стенок по основному металлу или про­дольным и кольцевым сварным швам, а также по телу запорной арматуры, в прокладках, сальниках, крестовине, тройниках, отводах и переходниках. Как правило, разрушения трубопрово­дов, предназначенных для перекачки жидких продуктов (нефть, нефтепродукты, вода и т. д.), распространяются на участке протяженностью от нескольких десятков сантиметров до не­скольких десятков метров. Разрушения газопроводов могут до­стигать нескольких километров.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Ремонтно-восстановительная служба обеспечивает быструю и технически качественную ликвидацию повреждений на магист­ральных трубопроводах. На персонал ее возлагают выполнение профилактических мероприятий и ремонтов, обеспечивающих ■безопасную и бесперебойную перекачку по трубопроводам, еже-:238


дневный осмотр трассы трубопроводов, содержание в исправ­ном состоянии машин и оборудования, участие в ремонтах ком­муникаций трубопроводов и оборудования на перекачивающих и наливных станциях, предупреждение и выявление аварий и повреждений на трубопроводе. В ее состав входят ремонтно-восстановительные бригады (РВБ), которые в основном бази­руются на перекачивающих станциях. При значительных рас­стояниях между станциями (более 100 км) организуют проме­жуточные ремонтно-восстановительные пункты (РВП), число которых зависит от рельефа местности, наличия переходов через искусственные и естественные препятствия, проезжих до;рог, а также от технического состояния трубопровода. РВП обычно располагают рядом с населенными пунктами. РВП, как пра­вило, состоят из РВБ, служб связи, катодной защиты и энерго­водоснабжения.

Состав РВБ, их оснащенность машинами и механизмами за­висят от сложности трассы, технического состояния трубопро­вода, числа параллельно уложенных ниток его.

РВБ комплектуют из наиболее квалифицированных рабо­чих. Их возглавляют опытные инженерно-технические работ­ники. В состав РВБ обычно помимо мастера входят сварщик высокой квалификации, бульдозерист, водитель, линейные сле­сари-трубопроводчики, машинист трубоукладчика. Численность бригады не превышает 10—14 чел. Каждый член бригады вла­деет 2—3 специальностями. Рабочий РВБ должен хорошо знать инструкцию по выполнению ремонтно-восстановительных работ при повреждении трубопровода, правила техники безопасности, свои конкретные обязанности при ликвидации повреждения.

Бригада обеспечивается транспортными средствами повышен­ной проходимости, необходимой техникой для быстрой ликви­дации аварии, а также средствами для проведения газорезоч­ных и слесарно-монтажных работ, трубами, электродами, про­тивопожарным инвентарем, вспомогательным оборудованием и инструментами, средствами индивидуальной защиты. В зимних условиях РВБ должны быть оснащены передвижными будками, оборудованными для обогрева, принятия пищи и отдыха.

Необходимо, чтобы ремонтно-восстановительная бригада всегда была готова к выезду на ликвидацию аварии, оборудо­вание находилось в полной исправности, а транспорт заправлен горючим и подготовлен к выезду. Использование транспортных средств РВБ для хозяйственных нужд не допускается.

На перекачивающих станциях и РВП, а также в домах об­ходчиков должны храниться неприкосновенный запас (труб, листовой стали, электродов, кислорода, карбида кальция, мате­риалов для изготовления тампонов, устройств для перекрытия трубопроводов) и средства пожаротушения.

Повседневное руководство работой РВБ осуществляет мас­тер на основании указаний начальника станции, в ведении кото­рой находится бригада, или лица, его заменяющего.


       
 
 
   

Рис. 83. Прижимная струбцина: I — скобы; 2, 7—планки; 3 — гайки; 4 —маховик; 5 — червяк; 6 —пята; 8 — заплата; 9 — шарнир
Рис. 84. Ликвидация свища спомощью свинцовой пробки: /—труба; 2 — шайба; 3 — болт; 4 — гайка; 5, б— втулкисоответственно бронзовая и свинцовая

В свободное от экстренных работ время РВБ осуществляют капитальный ремонт трубопровода и сооружений на закреплен­ных за ними участках трассы по плану, утвержденному началь­ником станции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: