ПРИЧИНЫ И ВИДЫ РАЗРУШЕНИЙ НА ГАЗОНЕФТЕПРОВОДАХ
Появление повреждений на трубопроводе приводит к нарушению режима его работы, возникновению утечек, а также создает большую опасность для людей и объектов, расположенных в непосредственной близости от трассы, может нанести серьезный ущерб окружающей природе.
Причины разрушения трубопроводов различные, назовем основные из них.
1. Нарушение требований технологии и государственных
стандартов в процессе производства труб. В результате этого
снижается качество труб, ухудшаются упругие свойства ме
талла. При калибровке и правке труб возможна вытяжка, пре
вышающая допустимые нормы, что может привести к появле
нию трещин и разрушению труб в процессе испытания и экс
плуатации.
2. Отклонения от норм проектирования и строительства тру
бопроводов. Некачественное выполнение работ при транспорти
ровке труб и развозке их по трассе, сварке, укладке трубопро
вода в траншею, противокоррозионной защите ведет к повреж
дениям и различным дефектам. Во время развозки и монтажа
могут появиться дефекты стенок в виде вмятин и царапин,
произойти смятие концевых участков труб при перетаскивании их волоком. Результат некачественной сварки — дефекты сварных швов. Низкое качество изоляции снижает эффективность электрозащиты и увеличивает опасность быстрого коррозионного разрушения стенок труб. Нередко трубы разрушаются из-за их перенапряжения, обусловленного отступлениями от проектных решений или их ошибочности (например, разрушения из-за искривления трубопровода в вертикальной и горизонтальной плоскостях, вплоть до образования гофр, превышающего предусмотренное проектом, недоучет продольных сил в трубах и продольных перемещений и т. п.).
3. Несоблюдение правил эксплуатации трубопроводов. Нару
шение режима работы трубопровода может привести к чрез
мерному повышению давления; неправильное перекрытие запор
ных устройств — вызвать гидравлический удар и резко изменить
давление в трубопроводе, обнажение отдельных участков тру
бопровода в зимнее время, низкие температуры воздуха и
почвы — привести к резкому охлаждению его, ведущему к раз
рыву наиболее слабых стыков вследствие их растяжения; не
надежная защита трубопровода от коррозии — обусловить быст
рое разрушение стенок труб.
4. Влияние природных явлений. Сейсмические колебания
почв, обвалы и оползни грунта могут вызвать разрушение тру
бопровода.
Во время испытаний и в процессе эксплуатации трубопроводов большая часть разрывов и аварий происходит в результате развития микротрещин и усталостного напряжения металла. Источником появления микротрещин может послужить любая из перечисленных причин или их комбинация.
Вид повреждения зависит от характера и места его появления: сквозные отверстия (свищи), трещины или щели, частичный или полный разрыв стенок по основному металлу или продольным и кольцевым сварным швам, а также по телу запорной арматуры, в прокладках, сальниках, крестовине, тройниках, отводах и переходниках. Как правило, разрушения трубопроводов, предназначенных для перекачки жидких продуктов (нефть, нефтепродукты, вода и т. д.), распространяются на участке протяженностью от нескольких десятков сантиметров до нескольких десятков метров. Разрушения газопроводов могут достигать нескольких километров.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Ремонтно-восстановительная служба обеспечивает быструю и технически качественную ликвидацию повреждений на магистральных трубопроводах. На персонал ее возлагают выполнение профилактических мероприятий и ремонтов, обеспечивающих ■безопасную и бесперебойную перекачку по трубопроводам, еже-:238
дневный осмотр трассы трубопроводов, содержание в исправном состоянии машин и оборудования, участие в ремонтах коммуникаций трубопроводов и оборудования на перекачивающих и наливных станциях, предупреждение и выявление аварий и повреждений на трубопроводе. В ее состав входят ремонтно-восстановительные бригады (РВБ), которые в основном базируются на перекачивающих станциях. При значительных расстояниях между станциями (более 100 км) организуют промежуточные ремонтно-восстановительные пункты (РВП), число которых зависит от рельефа местности, наличия переходов через искусственные и естественные препятствия, проезжих до;рог, а также от технического состояния трубопровода. РВП обычно располагают рядом с населенными пунктами. РВП, как правило, состоят из РВБ, служб связи, катодной защиты и энерговодоснабжения.
Состав РВБ, их оснащенность машинами и механизмами зависят от сложности трассы, технического состояния трубопровода, числа параллельно уложенных ниток его.
РВБ комплектуют из наиболее квалифицированных рабочих. Их возглавляют опытные инженерно-технические работники. В состав РВБ обычно помимо мастера входят сварщик высокой квалификации, бульдозерист, водитель, линейные слесари-трубопроводчики, машинист трубоукладчика. Численность бригады не превышает 10—14 чел. Каждый член бригады владеет 2—3 специальностями. Рабочий РВБ должен хорошо знать инструкцию по выполнению ремонтно-восстановительных работ при повреждении трубопровода, правила техники безопасности, свои конкретные обязанности при ликвидации повреждения.
Бригада обеспечивается транспортными средствами повышенной проходимости, необходимой техникой для быстрой ликвидации аварии, а также средствами для проведения газорезочных и слесарно-монтажных работ, трубами, электродами, противопожарным инвентарем, вспомогательным оборудованием и инструментами, средствами индивидуальной защиты. В зимних условиях РВБ должны быть оснащены передвижными будками, оборудованными для обогрева, принятия пищи и отдыха.
Необходимо, чтобы ремонтно-восстановительная бригада всегда была готова к выезду на ликвидацию аварии, оборудование находилось в полной исправности, а транспорт заправлен горючим и подготовлен к выезду. Использование транспортных средств РВБ для хозяйственных нужд не допускается.
На перекачивающих станциях и РВП, а также в домах обходчиков должны храниться неприкосновенный запас (труб, листовой стали, электродов, кислорода, карбида кальция, материалов для изготовления тампонов, устройств для перекрытия трубопроводов) и средства пожаротушения.
Повседневное руководство работой РВБ осуществляет мастер на основании указаний начальника станции, в ведении которой находится бригада, или лица, его заменяющего.
Рис. 83. Прижимная струбцина: I — скобы; 2, 7—планки; 3 — гайки; 4 —маховик; 5 — червяк; 6 —пята; 8 — заплата; 9 — шарнир |
Рис. 84. Ликвидация свища спомощью свинцовой пробки: /—труба; 2 — шайба; 3 — болт; 4 — гайка; 5, б— втулкисоответственно бронзовая и свинцовая |
В свободное от экстренных работ время РВБ осуществляют капитальный ремонт трубопровода и сооружений на закрепленных за ними участках трассы по плану, утвержденному начальником станции.