Первый этап эволюции маркетинга – «сбытовой» маркетинг

Начиная с XVII-XVIII вв. ускорившееся общественное развитие и, прежде всего, зарождение крупного машинного производства в Европе, а с середины XIX в. – и в других регионах, потребовало принципиального изменения методов ведения различных экономических операций, в том числе и методов заключения и выполнения сделок купли-продажи. Изменения в методах заключения и выполнения сделок были связаны с расширением номенклатуры поставляемых и потребляемых товаров, в том числе за счет комплексного использования перерабатываемого сырья и привлекаемых природных ресурсов, а также рабочей силы.

Особое внимание стало уделяться качеству товаров и оперативности услуг по поставке. Постепенно связи потребителей, производителей и поставщиков продукции наполнились новым содержанием, т.к. стало новой реальностью сохранение воздействия на поставленную продукцию через привлечение предприятий-посредников к ее ремонту, реконструкции, поставке запасных частей и расходных материалов. Абсолютное доминирование товаров-изделий над товарами-услугами исчезло.

Среда бурно развивающейся промышленной инфраструктуры породила принципиально более жесткие требования к обслуживанию экономических связей, которые в свою очередь привели к созданию сети финансовых и товарных бирж, организации деловых клубов и других, прежде всего, коммерческих образований.

Революционные перемены в экономике США, начавшиеся в 1900 году, которые в значительной степени были маркетинговой революцией, привели не только к тому, что руководство американских предприятий начало осознавать роль маркетинга, но и к тому, что в 1901 г. в Гарвардском, Иллинойском и Мeчeганском университетах был создан и начал читаться самостоятельный курс маркетинга. Новый курс был схематичным и содержал характеристику приемов сбытовой деятельности промышленных фирм, операций оптовых и розничных торговцев. Особое внимание уделялось вопросам организации рекламных кампаний. В 1903 году в Пенсeлванском университете начал преподаваться курс «Маркетинг продуктов компаний», в 1910 году в Висконсинском университете начал читаться курс «Методы маркетинга». Вплоть до 40-х годов ХХ века маркетинг ассоциировался, прежде всего, со сбытом и получил название сбытового.

На этом этапе развития маркетинга определялись два основных подхода к нему:

1) институционально-распределительный, когда маркетинг рассматривался как теория движения товаров и услуг между участниками сделки купли-продажи, и

2) функциональный, когда маркетинг рассматривался как комплекс функций предприятия по сбыту продукции.

Попытки применять формализованные методы обоснования решений в сфере контрактации, базирующиеся на классической математике и зарождающихся на ее основе прикладных методах, в это время особого успеха не имели по следующим причинам:

- экономика не являлась сферой престижной работы серьезных математиков;

- фрагментарные методы вынужденно ориентировались на идеализированные случаи и не обеспечивали приемлемой точности;

- многие из этих методов требовали недопустимо трудоемких расчетов;

- представители делового истеблишмента не обладали соответствующей подготовкой, не воспринимали «придуманных» математических формул и не доверяли им своего благополучия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: