Географический подход к ценообразованию предполагает принятие решения об установлении компанией разных цен для потребителей в разных регионах. Доставка товаров далеко находящемуся клиенту обходится компании дороже, чем клиенту, расположенному поблизости. Чаще всего используются следующие варианты установления цен:
1) установление цепы FOB в месте производства товара, когда товар передается перевозчику на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к заказчику, который оплачивает все расходы по транспортировке от места нахождения завода к месту назначения. Преимуществом этого метода является справедливость оценки транспортных расходов, так как каждый заказчик платит за себя сам, недостатком – то, что для удаленных клиентов продукция оказывается дороже, чем для тех, кто находится близко;
2) установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке (этот метод противоположен методу FOB), когда компания взимает единую цену, включая в нее одну и ту же сумму транспортных расходов независимо от удаленности клиента. Преимущество данного метода – относительная простота применения и возможность рекламирования единой цены в общегосударственном масштабе;
|
|
3) Установление зональных цен. Это комбинация методов цены FOB и единой цены с расходами по доставке. Фирма выделяет две или несколько зон. Все заказчики, которые находятся в границах одной зоны, платят одну цену, а находящиеся в другой зоне – другую. Благодаря этому потребители в границах одной ценовой зоны не имеют никаких ценовых преимуществ друг перед другом;
4) установление цен применительно к базисному пункту, когдапродавец выбирает тот или иной населенный пункт в качестве базисного и взимает со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. В результате применения данного метода для заказчиков, находящихся неподалеку от предприятия, повышается суммарная цена, а для отдаленных заказчиков – снижается;
5) установление цен с принятием на себя расходов по доставке, когда для того, чтобы обеспечить поступление заказов, продавец частично или полностью принимает на себя фактические расходы по доставке товара. Возможно, он надеется таким образом расширить объемы деятельности и тем самым снизить средние издержки, покрыв транспортные расходы.