Критерии и нормы научности

Принцип верификации употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Непосредственная верификация – прямая проверка утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента. Косвенная верификация – установление логических соотношений между косвенно верифицируемыми утверждениями. Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от явно ненаучного.

Принцип фальсификации (К. Поппер) – критерием научного статуса является её фальсифицируемость или опровержимость, т.е. только то знание может претендовать на звание научного, которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, т.е. лишает его абсолютности, неизменности, законченности.

Рациональный принцип является основным средством обоснованности знания. Он выступает в качестве ориентира на определённые нормы, идеалы научности, эталоны научных знаний.

Критерии научности определяют эталон научного знания. Научное знание представляет собой последовательный ряд принципов, законов и категорий, а также логическую систему, имеющую форму теорий, концепций и гипотез, обоснованных как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Уровень развития научного знания является определяющим при подборе критериев научности.

Исходя из потребности разграничения научных и псевдонаучных идей выделяют два признака научности: специфические формы научного системного знания и проверяемость научного знания. Специфической формой системного знания является научная теория, другой чертой научной теории является её проверяемость. Научная истина связана не просто с теорией, а с такой теорией, которая изначально предполагает её проверяемость. Принципиальная проверяемость теоретических знаний отличает научные идеи от спекулятивных построений.

Философия химии

В философии науки химическая проблематика занимает более скромное место, нежели проблематика физики и математики. Это неудивительно. В физике и математике мы находим экстремальные познавательные ситуации, они ведут нас к границам того, что понимает человек. Физика показывает, насколько глубоко проникает человек в «тайны природы», насколько подвластны ему мельчайшие частицы вещества, элементы мироздания, бесконечность Вселенной. Математика даёт образцы строгости, точности, конструктивности научных рассуждений. Современная химия, опирающаяся на физику и математику, не несёт в себе той романтики первопроходства, какой отмечены эти науки. Несмотря на то, что предмет химии и физики во многом совпадает, вопрос о предмете химии не лишён смысла. Химию и физику отличают не фрагменты природы, которые изучают эти науки, а способы познания, способы видения мира.

Химия, однако, интересна своими масштабами, широкой вовлечённостью в материальное производство, экономику, быт. Глобальные проблемы современности в той или иной степени завязаны на эту науку. Научное мировоззрение, не учитывающее химические знания, было бы неполным.

Гегель в «Логике» упоминает три определения «объективности» - механизм, химизм, организм. Механизм – это соединение частей, когда между ними отсутствует «духовная связь». Говоря о механизме, мы вспоминаем механическое, машинальное поведение, механическое заучивание и восприятие. В механизме нет внутреннего единства, самодеятельности.

Химизм означает такое единство, которое вытекает из природы частей. Химическое соединение имеет свою специфику и, в отличие от механического соединения, не сводится к комбинации и сложению частей. Химическая совокупность взаимодействует с другими совокупностями как единое целое. Составные части этой совокупности – «стихии», «материи» (в современной терминологии – химические элементы), проявляющие в отношении других составных частей свою природу и сообщающие эту природу всей совокупности.

Организм представляет собой объединение составных частей, при котором реализуется цель, единство, имеющее телеологическую природу. Иными словами организм – это то, в чём заключена жизнь и душа.

У Энгельса нет абстрактных механизма, химизма, организма. Он вводит понятие механической, физической, химической и биологической форм движения материи. Каждая из этих форм движения имеет своего материального носителя: механическое – движение макроскопических тел, физическое – молекул, химическое – движение атомов, биологическое – белковых тел. Но после первой трети ХХ века то, что Энгельс называл химической формой движения, стало неотличимо от того, что изучает физика.

Заметную роль в спорах о движении материи сыграл советский философ Кедров Б.М. «Химическая форма движения материи есть та форма движения, при которой происходит изменение внутренней структуры молекулы в результате движения составляющих её атомов, но при которой не происходит разрушение или взаимопревращения атомов». Таким образом, выделяя химическую форму движения материи, он отстаивал иерархическое строение мира, где есть высшее и низшее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: