МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ
Наука – это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается только определением предмета науки, она предполагает и определение ее метода.
Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своей структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, в нашем случае направленных на изучение психологических явлений.
Под методологией понимается учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности. Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата. Выделяют три уровня методологического анализа изучаемых явлений: частная методология, общенаучная и философская методологии.
Частная (специальная) методология совокупность принципов, применяемых в определенной области, методология отдельной науки. Общенаучная методология учение о структуре, способах, методах познания. Философская методология общий философский подход, самые общие принципы и методы познания явлений действительности.
|
|
Методика исследования – сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области для накопления и систематизации эмпирического материала.
Методы психического исследования должны отвечать следующим требованиям:
o быть объективными;
o отличаться валидностью и надежностью.
Объективность метода предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики исходя из объективной природы психического.
Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Иначе говоря, валидность – это мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.
Под надежностью понимаются качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Большая работа по научной систематизации методов психологии была проведена Б. Г. Ананьевым. Он предложил развернутую и многоплановую классификацию с выделением четырех групп методов в зависимости от степени их использования на различных этапах психологического исследования: группа организационных методов, группа эмпирических методов, группа обработки данных и группа интерпретационных методов.
1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы. Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов с помощью чего выявляются различия. Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени, что позволяет проследить, динамику развития изучаемого психического явления. Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями различного типа (между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности). В комплексном исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами.
|
|
2. Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации. К эмпирическим методам психологического исследования относят: наблюдение и эксперимент; психодиагностические методы (анкетирование, тестирование, опрос и др.); праксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности), моделирование, биографический метод.
3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.
4. Интерпретационные методы – приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, их сопоставление с ранее установленными фактами. Интерпретационные методы: генетический и структурный. Генетический метод – предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический) – исследование «вглубь». С труктурный метод – психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь».
Таблица 1. Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьеву
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ | ||||||||||
Сравнительный метод («поперечных» срезов, сравнительно-возрастной). | Лонгитюдный метод (метод «продольных» срезов). | Комплексный метод (участие представителей различных стран, наук). | ||||||||
Сопоставление различных групп испытуемых, различных характеристик у одной группы. | Систематическое изучение развития одних и тех же испытуемых на протяжении длительного периода времени. | Возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода. | ||||||||
Выборочное (психический процесс). | Комплексное (развитие в целом). | |||||||||
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (способы добывания научных знаний) | ||||||||||
Обсервационные (наблюде-ние, самонаб- людение). | Экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, констатирующийформирующий эксперимент). | Праксиметри-ческие (анализ процесса и продуктов деятельности). | Биографические. | Моделирование. | Психо-диагностические. | |||||
3. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ | ||||||||||
Количественные | Качественные | |||||||||
Использование статистических методов. Описательная статистика, критерии различий. Виды анализа: регрессионный анализ, дисперсионный анализ, корреляционный и факторный анализы и др. | Дифференциация материала по типам, группам, описание случаев, контент-анализ. | |||||||||
4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ | ||||||||||
Генетические | Структурные | |||||||||
Описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития. | Описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития. | |||||||||
В. Н. Дружинин по аналогии с другими науками выделяет в психологии три класса методов: эмпирические, теоретические и интерпретационные.
Все методы, применяемые в психологии, имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека. При этом каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями.
|
|
В психологии различают методы:
o основные;
o вспомогательные;
o дополнительные;
o обработки и интерпретации.
К основным методам относятся: метод наблюдения и метод эксперимента. К вспомогательным – все остальные методы: методы опроса, метод тестов, анализ результатов деятельности и т.д.
Наряду с этим в настоящее время в психологии применяются и дополнительные методы, заимствованные из других наук, например физиологии (ЭЭГ, ЭМГ, КГР, ЭОГ и др.) и математики (моделирование). Каждый из этих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах.