Основные принципы маркетинга
Управление маркетинговой деятельностью на предприятии (в фирме) осуществляется в общей структуре управления. Определяя состав и структуру маркетинговой службы, важно установить какие цели маркетинга и какие цели фирмы в целом желательно достичь. Кроме того необходимо учитывать те параметры рынка, которые являются определяющими для деятельности предприятия (фирмы). В зависимости от этого выделяются задачи маркетинга, выполнение которых должно быть обеспечено в первую очередь.
В основе маркетинговой деятельности всегда должны использоваться основные базовые принципы:
- народно-хозяйственный подход, который предполагает построение социально-ориентированного маркетинга, направленного на сохранение благополучия потребителя и общества в целом;
- стратегический подход, предполагающий необходимость упреждающего учета возможных изменений и постоянную ориентацию работы предприятия на перспективу;
- целевой подход, в соответствии с которым маркетинговые решения должны быть направлены на достижение определенных целей и решение конкретных задач, определенных на стадии планирования производства;
- постоянная ориентация на потребителя, которая должна охватывать учет интересов отдельных потребителей и общества в целом. Необходимо учитывать интересы не только массового потребителя, но и индивидуальные запросы отдельных потребителей. Для всех потребителей необходимо обеспечивать комплексный подход к удовлетворению запросов;
- инновационность, предполагающая непрерывность обновления ассортимента предлагаемых товаров за счет усовершенствования техники и технологии производства;
- гибкость, требующая быстрой реакции производителя товара на изменение запросов потребителей и изменяющиеся условия деятельности предприятия;
- глобализация, определяющая необходимость постоянного поиска новых рынков с учетом возможностей предприятия и состоянием международных рынков.
Достижению намеченного может препятствовать или способствовать влияние комплекса факторов, включая внешние (не контролируемые предприятием), в первую очередь, рыночные и внутренние (контролируемые предприятием). Анализ и оценка влияния этих факторов учитываются при выборе способов решения поставленных задач, поскольку определяют возможности достижения запланированного в условиях конкретных рынков при имеющихся у фирмы ресурсах.
Учитывая цели и задачи маркетинга, определяется конкретный состав и структура маркетинговой службы предприятия (фирмы).